Рубрики
Авторские статьи Математика

Приёмы и способы учебной деятельности на уроках математики в средней школе, направленные на повышение мотивации обучающихся

Одной из важных задач учителя является поддержание и развитие мотивации ребёнка к предмету и к учебной деятельности. В статье рассмотрены примеры организации работы со школьниками, применяемые на уроках математики в 5–9 классах.

Федосеева Ольга Викторовна,
учитель математики ГБОУ Школа № 629, г. Москва

Не секрет, что успех в учебе – это умение плюс желание. Неуспевающим ученикам часто не хватает прежде всего заинтересованности в учебе. Они занимаются лишь под давлением со стороны старших и предпочитают поверхностно осваивать знания, не углубляясь в материал. Педагоги при этом говорят, что у таких учеников низкая мотивация. Важно создать условия, которые позволят школьникам проживать состояние успеха в конкретном предмете. Ощущение собственного мастерства станет для них своеобразной терапией.
Учитель на уроке создаёт систему, которая способствует развитию всех обучающихся. В дидактике есть различные подходы к организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников. В образовании имеет значение персональный путь развития личностного потенциала каждого ученика, поэтому в педагогической практике важна реализация данного подхода.
Рассмотрим некоторые приёмы и способы учебной деятельности, которые применялись для развития мотивации на отдельных уроках математики в средней школе.
1. Урок – усвоение новых знаний (этап восприятия и первичного осознания нового материала). Обучающимся предоставляется определение информационного источника для усвоения выбранного объёма теоретического материала. Ученики ведут теоретическую тетрадь – сопутствующий учебнику источник, но это не обязательно. Школьники быстро понимают, что теоретическая тетрадь с переработанным учителем материалом по теме очень удобна для систематизации знаний, для подготовки к зачётам, самостоятельным и контрольным работам, для выполнения домашнего задания.
Теория, представленная с помощью схем, таблиц и алгоритмов, усваивается лучше. Помимо материала, который даётся на уроке, ученики могут записывать в тетрадь информацию из других источников или вклеивать распечатки. Это также позволяет им развивать умение работать с различными источниками, способствует разрешению возникающих вопросов по изучаемой теме, повышает учебную мотивацию.
2. Урок – усвоение новых знаний (этап формирования умений и навыков). В первую очередь необходимо показать, как выполняется задание нового типа. На доске учитель разбирает 1-2 примера, привлекая учащихся к этому процессу с помощью таких вопросов: с чего начнём; что надо определить; как будем действовать дальше и т.п. На доске записываются номера заданий, для отработки по желанию вызываются средние и слабые ученики. Те школьники, которые хорошо поняли материал, могут двигаться дальше самостоятельно, сверяя ответы с доской. Необходимо также проверять оформление и правильность выполнения заданий.
Если задания разнотипные (например, умножение и деление обыкновенных дробей), то ученик, выходящий к доске, выполняет по одному примеру из каждого задания. Ответы выписываются на информационную часть доски для самопроверки остальных обучающихся. Ученики, работающие в тетради, могут выполнить сначала одно задание (на умножение обыкновенных дробей), а потом другое (на деление обыкновенных дробей). На этапе формирования умений и навыков не обязательно оценивать все работы, можно спросить ученика, доволен ли он результатом и хочет ли, чтобы учитель поставил отметку в журнал. Педагог может предложить школьнику доработать и получить более высокую оценку. В ситуации даже небольшого выбора (получить отметку или ещё поработать) ребенок реализует свою потребность в автономности, что также очень важно для развития внутренней учебной мотивации.
3. Урок – обобщение и систематизация (этап проверки понимания знаний и способов деятельности; этап закрепления знаний и способов деятельности; этап контроля, коррекции и оценки). Основой этого вида урока математики является организация самостоятельной деятельности школьников. Именно на этом уроке есть возможность организовать работу с учетом индивидуальных особенностей ребят. Важно выстроить учебную деятельность таким образом, чтобы каждый школьник имел возможность для развития и коррекции своих знаний. Такие уроки лучше всего проводить, подготовив листы с материалами. Задания можно расположить в порядке возрастания сложности.
Рассмотрим пример материалов по теме «Решение неравенств и их систем» для подготовки к контрольной работе.

Работа может быть построена следующим образом.

4. Домашнее задание. Это особый вид самостоятельной работы школьников, которая проводится без непосредственного участия учителя. Важным условием успешности выполнения домашнего задания является его доступность. Различают домашнее задание двух видов: к следующему уроку и пролонгированное – сразу по всей теме. Первый вид домашней работы предусматривает базовый или повышенный уровень заданий. В отдельных случаях ученикам предлагается по желанию выполнить более сложные номера. Если это творческое задание, то школьникам предоставляется выбор: нарисовать картинку, приклеить распечатанную или вырезанную из журнала. Второй вид домашнего задания лучше всего использовать для обобщения какой-либо темы, подготовки к зачёту или контрольной работе. При этом оно состоит из трёх частей, каждая из которых характеризует минимальный, общий или продвинутый уровень усвоения темы. Каждый ученик сам планирует, какой именно уровень задания он выполнит. Чаще всего такие объёмные работы даются на несколько дней.

Применяя различные приемы и способы учебной деятельности, учитель должен помнить, для чего он их использует. Следует подчеркнуть, что каждый ученик на уроке должен быть успешен. А возможность выбора, продвижение по теме с индивидуальным объёмом заданий (не ниже базового) и работа в собственном темпе – важный фактор изучения любого предмета, а также неотъемлемая часть развития мотивации. В.А. Сухомлинский не зря сказал: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Литература
1. Денищева Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.