Рубрики
Авторские статьи Дошкольное образование

ТРИЗ-технологии в работе с детьми с ОВЗ

В данной статье представлен опыт автора по использованию методов ТРИЗ-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Показано преимущество данной технологии в повышении познавательной активности. По мнению автора, такие занятия способствуют осознанию общей цели задания, определению оптимального пути решения проблемы и подчинению действий предложенному алгоритму, следуя которому дети учатся контролировать и оценивать свою деятельность, мыслить системно, понимать происходящие события.

Конорюкова И.В.,
учитель-дефектолог ГАПОУ МОК имени В. Талалихина, кандидат психологических наук

В настоящее время программы, направленные на развитие и коррекцию нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включают индивидуально-ориентированные, мотивационно-игровые, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии в обучении и воспитании в условиях инклюзивного образования, релевантные целям и задачам образовательного процесса детей с различными вариантами аномалий психофизического развития. Анализ современного состояния проблемы, а также изучение трудов Усовой А.П., Ульенковой У.В., Федосеевой Е.С., Хвастуновой Е.П., Казаковой Т.Г., Капустиной Р.И., Мещеряковой Т.Ю. позволяет выдвинуть на первый план низкую познавательную активность первоклассников с ОВЗ, неустойчивость мотивационного компонента продуктивности, что, в свою очередь, оказывает влияние на успешность освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы НОО [1, 2].

Познавательная активность дошкольника отражает готовность и стремление обучающегося самостоятельно решать задачу, выбирать оптимальные пути для достижения поставленной цели. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в появлении элементов творчества, в умении освоить способ познания и применить его на другом материале. Ценность этих приемов заключается в том, что они дают ребенку возможность самому найти решение, подтверждающее или опровергающее его представления.

В своем исследовании мы предположили, что ТРИЗ-технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ будет способствовать развитию их познавательной активности. На базе нашего образовательного комплекса была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Развиваемся и познаем посредством ТРИЗ».

Работа состояла в реализации следующих шагов:

  1. развитие умения видеть детали картины;
  2. развитие умения синтезировать картину из различных объектов;
  3. расширение границ картины, определение характеристик объектов. Что было бы, если..? Если бы это произошло со мной? Представьте, что вы там находитесь и т.д.;
  4. объяснение причин происходящего через игру, эксперимент;
  5. определение предшествующих и последующих событий, составление алгоритма решения задачи или выстраивание временной последовательности;
  6. анализ ситуации с разных точек зрения; определение состояния одного из героев, воплощение в персонаж и описание события с точки зрения этого героя.

Игротека по технологии ТРИЗ
Образовательный материал по рассказу Л.Н. Толстого «Умная галка»

1. Игра «Маленькие человечки».
Цель игры: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых и жидких веществ; развивать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход игры
1 этап. Предварительная беседа с детьми. Педагог задает следующий вопрос: «Из чего состоит вода (камень)?» Обобщая ответы детей, он указывает, что маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются молекулами. Камень состоит из молекул камня, вода – из молекул воды. Молекулы – это «маленькие человечки». Разные предметы состоят из разных «человечков».
2 этап. Эксперимент. Педагог поясняет, что в жидкостях «маленькие человечки» находятся на расстоянии друг от друга, а в твердых веществах держатся вместе. Педагог задает следующий вопрос: «Скажите, почему жидкости растекаются, а твердые вещества нет?» Выслушав ответы детей, он показывает на два обруча, которые лежат на полу, и предлагает сравнить их с кувшином. Дети делятся на две команды. Одна команда превращается в «воду»: дети становятся в обруч на расстоянии друг от друга. Другая команда представляет камень. Ребята встают близко, обнимая друг друга, и проходят через обруч. Педагог задает им вопросы: «Скажите, вы все пространство внутри круга заполнили? Почему не получилось заполнить все пространство?» Подытоживая ответы детей, он подводит к мысли, что твердые вещества не могут растекаться, так как «маленькие человечки» в камне держатся вместе, в отличие от «маленьких человечков» в жидкости.
3 этап: поиск истины. Педагог задает вопрос: «Почему, после того как галка накидала много камешек в кувшин, вода поднялась?» – и предлагает детям провести эксперимент. Ребята из первой команды встают в обруч на расстоянии друг от друга, члены второй команды становятся близко, обнимают друг друга и проходят через обруч. Педагог спрашивает: «Почему ребята вышли из обруча?» Обобщая ответы дошкольников, он объясняет это тем, что в круге стало мало места. Сначала дети подошли к обручу близко, а потом и вовсе вышли из него. Так и вода поднялась, а потом стала выплескиваться из кувшина.
4 этап: заключительный. Для закрепления полученных знаний педагог предлагает игру «Твёрдый – жидкий». Если он называет твердый предмет, то дети встают в круг и берутся крепко за руки. А если жидкость, они ходят по кругу друг за другом.

2. Игра «Необычные загадки о животных».
Цель игры: развитие мышления, расширение словарного запаса, обучение составлению сравнительно-описательных загадок.
Ход игры
1 этап. Разрезанные карточки раскладывают на столе хаотически и предъявляют ребенку. Дети подбирают три слова-признака или слова-действия, а затем складывают картинку из трех частей. Для усложнения задания можно предложить ребятам собрать картинку в паре или на скорость.
2 этап. Ребята отгадывают загадки о галке.

  • Чëрная, как пантера, умная, как сова, кочующая, как олень. Кто это?
  • Живет под крышами домов, в заброшенных зданиях, как трясогузка, летает как чайка, ест насекомых, как ёж. Кто это?

3. Игра «Почему птицы летают?».
Цель: расширение представлений о птицах, развитие умений анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Ход игры
Педагог задает детям вопрос: «Почему галка летает?» Подытоживая ответы, он выдвигает три утверждения, которые требуется доказать, и предлагает ребятам провести эксперимент.

  • Галка летает, потому что у нее есть крылья. Крылом птица отталкивается от воздуха. Крыло у нее не плоское, а выгнутое.
    Эксперимент: на столах лежат два веера: плоский и выгнутый. Педагог просит ребят помахать ими перед собой. Когда дети машут выгнутым веером, их волосы поднимаются выше, чем при взмахах плоским веером.
  • Галка легкая. Кости у птиц тонкие и пустые внутри.
    Эксперимент: дети опускают в воду пластмассовый шар, камень, трубочку, колпачок от ручки, железный шарик. Железный шарик и камень утонут, потому что они тяжёлые и плотные. А остальные предметы легкие и имеют полость с воздухом, что позволяет им плавать на поверхности воды.
  • У галки есть перья. Они делают тело обтекаемым, гладким.
    Эксперимент: дети складывают из бумаги два самолетика. Один из них надо будет смять, а потом запустить оба. Мятый самолет далеко не полетит, быстро упадет.
    На начальном и заключительном этапах реализации программы была проведена диагностика уровня сформированности познавательной активности. В качестве диагностического инструментария использовались следующие методики: «Столкновение интересов» (Гуткина Н.И.), «Вопрошайка» (Шумакова М.Б.), «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р.С.).
    Количественные и качественные результаты
  • Количество детей со средним уровнем познавательной активности выросло на 27%. У них наблюдалась большая степень самостоятельности в понимании задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали интереса к ней, в случае необходимости обращались за помощью к педагогу, задавали уточняющие вопросы и, получив подсказку, выполняли задание до конца.
  • У 38% детей улучшились показатели речевого развития, их ответы стали более полными и содержательными, в речи они отражали алгоритм достижения цели.

Список литературы

  1. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2016. № 2. С. 89–96.
  2. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: дисс. … канд. пед. наук. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-detei-starshego-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.