Рубрики
Авторские статьи Дошкольное образование

Пространственное конструирование из пластилина и палочек со старшими дошкольниками

Изготовление самодельных конструкторов с объемными трёхмерными деталями с помощью пластилина и палочек (зубочисток или спичек), игры и упражнения с ними способствуют решению ряда образовательных задач и содействуют всестороннему развитию детей. Такие поделки обогащают игровую среду и подходят для занятий со старшими дошкольниками не только в детском саду, но и дома. В статье представлены механизмы изготовления конструктора, разнообразные виды деятельности с ними и образцы работ воспитанников подготовительной группы.

Моргун Мария Викторовна,
воспитатель ГБОУ Школа № 2127, г. Москва

Современный мир требует от педагогов новых технологий, методов и инструментов в обучении дошкольников. Нужны обучающие игры, игрушки, которые формируют актуальные для детей умения и навыки, необходимые для выбора профессии и дальнейшей взрослой жизни. Для этой цели развивающая среда любого дошкольного учреждения оснащена большим количеством уже готовых наборов конструкторов. Но особый интерес ребенка вызывает самостоятельно придуманный и смоделированный, практически значимый элемент игры, который он может изменять по ходу ее сюжета. Дошкольник увлеченно и с удовольствием занимается конструированием и во время занятий с воспитателем, и самостоятельно.

Изготовление деталей конструктора

Для изготовления самодельного 3D-конструктора с плоскими и объемными трёхмерными деталями понадобятся разноцветный пластилин и зубочистки без острых концов, которые легко отрезать ножницами. Можно использовать спички, серу с которых легко снять тряпочкой, смоченной в горячей воде.

Из пластилина скатываются разноцветные шарики, обязательно одного размера. Это будут соединительные элементы, крепления. Шарики соединяются с помощью зубочисток или спичек под разными углами, что позволяет ребенку создавать как плоские, так и объемные элементы конструктора. В дальнейшем из готовых элементов можно создавать целые игровые макеты: улицы, космодром, футбольное поле и т. п.

Такой вид конструирования актуален для последующего освоения ребенком таких видов деятельности, как прототипирование, робототехника, инженерия.

Варианты моделирования с использованием конструктора

Игровые упражнения построены по принципу перехода от простого к сложному, подобраны с учетом возраста, интересов и навыков старших дошкольников, позволяют закреплять уже имеющиеся знания и умения и приобретать новые. В частности, они расширяют представления о геометрических фигурах, формах, их названиях и способах постройки. Дети упражняются в строительстве деталей по образцу с их последующим преобразованием. Также закрепляются навыки счета. В значительной степени развиваются мелкая моторика, пространственное восприятие, образное мышление.

Игры такого рода дают неограниченную возможность придумывать и создавать собственные постройки, проявлять инициативу и самостоятельность; развивают речь и помогают устанавливать дружеские отношения со сверстниками во время совместной деятельности.

Для организации работы можно использовать специальные карточки, где нужно сначала посчитать количество палочек и шариков для изготовления плоских (карточки 1–6) или объемных (карточки 7–10) конструкций, а затем сложить их по образцам. Соединяя получившиеся детали, можно создавать различные постройки. При этом следует обращать внимание детей на то, что объемные конструкции удобнее начинать строить снизу вверх, так, как строят дом: сначала фундамент, стены, а затем потолок. Дети могут определить это и опытным путем. Во время занятий вводятся названия новых объемных геометрических фигур: куб, треугольная призма, параллелепипед и др.

После успешного освоения поделок с опорой на наглядность можно переходить к постройкам по замыслу детей, комбинируя отдельные детали в целые поделки, необходимые для определенной игры. Вот несколько примеров таких работ: футбольные ворота, звездочка, заборчик, ракета (поделки 1–4). Поделки выполнили воспитанники подготовительной группы.

Для сюжетно-ролевых игр и инсценировки литературных произведений можно изготавливать декорации: кровать, стол, стул и даже целый дом. При желании постройки покрывают тканью, бумагой и т.п. (поделка 5).

Примеры игровых заданий

  1. Игроки собирают на время выбранную по договоренности конструкцию. Выигрывает самый быстрый строитель.
  2. Игроки получают одинаковое количество шариков и палочек. Выигрывает тот, кто соберет самую устойчивую, высокую или необычную модель.
  3. Игроки получают задание придумать как можно больше конструкций, используя только треугольники (поделки 6–8), квадраты, ромбы и т.п.

Каждый педагог, исходя из уровня подготовки и возрастного развития детей, может увеличить количество названий объемных фигур и вариантов игр с ними.

Результаты
После проведения серии игровых занятий по пространственному конструированию из пластилина и палочек старшие дошкольники выучили названия куба, треугольной призмы, треугольной пирамиды, параллелепипеда. Они научились строить эти трехмерные фигуры по образцу и по замыслу, преобразовывать плоские фигуры в объемные путем достраивания, тренируя пространственное восприятие. Также происходило закрепление навыка счета при пересчитывании элементов конструктора. В итоге развивающую среду группы дополнил новый самодельный конструктор.
Литература
1. Куцакова, Л. В. Конструирование из строительного материала: старшая группа [для занятий с детьми 5 – 6 лет] / Л. В. Куцакова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 52, [2] с.

Дополнительный иллюстративный материал.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.