Рубрики
Авторские статьи Воспитательная работа

5 простых приёмов адаптировать ребёнка с расстройствами аутистического спектра к инклюзивной группе (из опыта работы)

Инклюзивное образование для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) предполагает выполнение особых условий, сформулированных во многих нормативных документах, в т.ч. во ФГОС. Однако на первых этапах работы с ребенком воспитатели нуждаются в простых и действенных приёмах и способах включения такого ребёнка в группу. Цель статьи – изложить доступным языком содержание основных приёмов адаптации воспитанников с РАС в инклюзивной группе.

Чурсина Мария Павловна,
учитель-логопед ГБОУ Школа №705 г. Москва

У многих воспитателей, реализующих ООП, новость о зачислении в группу ребенка с РАС вызывает тревогу и опасения по поводу того, сможет ли он адаптироваться среди нормотипичных сверстников.
Для комфортного пребывания ребенка с РАС в группе педагогу необходимо уделять особое внимание организации пространства, времени, социальному окружению такого ребенка.
Многие поведенческие проблемы детей с РАС связаны с тем, что они не очень хорошо ориентируются в правилах группы, не понимают, что от них требует педагог, не могут сформулировать и донести свои потребности до воспитателя и до сверстников, не в состоянии отрегулировать своё поведение в постоянно сменяющихся видах деятельности.

Многолетний опыт работы с детьми данной категории позволяет мне выделить и сформулировать ряд простых, но действенных приёмов адаптации ребенка с РАС в группе.

1. Беседы с нормотипичными детьми и их родителями. Если в группе появляется ребенок с ОВЗ, в т.ч. с РАС, то практически сразу у нормально развивающихся сверстников возникают вопросы о том, как играть и общаться с таким ребенком, почему он отличается от них и изменится ли это когда-нибудь. Прежде всего они спрашивают об этом воспитателей. Поэтому отношение воспитателя к ребенку с РАС, глубина понимания его особенностей, умение правильно ответить на вопросы нормотипичных детей и на своём примере научить их общаться с таким ребенком во многом определяют успех его адаптации в группе и создают комфортную среду для всех участников образовательного процесса.

2. Для предупреждения аффективных вспышек, связанных с невозможностью ребенка с РАС донести до воспитателя и детей своих потребностей, в группе должна быть коммуникативная доска с доступными ДЛЯ ВСЕХ ДЕТЕЙ символами. С помощью коммуникативной доски ребенок сможет «рассказать» как о базовых потребностях (сон, еда, туалет), так и социальных (игра, любимое занятие, отдых, прогулка и др.). С помощью коммуникативной доски дети смогут пригласить в совместную игру ребенка с ОВЗ. В Интернете много материалов для создания таких досок. Важно правильно выбрать картинки: необходимо учитывать способность ребенка к восприятию и пониманию их содержания. Картинки должны отражать интересы и потребности ребенка, изображать все игры и виды деятельности, которыми дети занимаются в группе (играют, рисуют, лепят, раскрашивают и т.д.). Пример коммуникативной доски представлен на рисунке 1.
Рисунок 1

3. Наличие в группе визуального расписания занятий также позволяет ребенку с РАС регулировать своё эмоциональное состояние. Таким детям очень тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой, им комфортнее, если есть возможность подготовиться к этому (рисунок 2).

Рисунок 2
4. Доступные для понимания ребенка инструкции. Часто дети с РАС понимают обращенную к ним речь в ограниченном объёме, они не способны воспринимать длинные инструкции, им недоступны переносный смысл и абстрактные понятия. На первом этапе они нуждаются в простых инструкциях, сопровождаемых жестами, в инструкциях, обращенных лично к ним. Пониманию фронтальных инструкций (для группы детей) их нужно обучать специально в процессе работы с коммуникативной доской и визуальным расписанием.

5. Комментирование всего происходящего с ребенком. Комментируйте его действия, давайте им оценку («Ты рисуешь, у тебя так хорошо получается! Молодец!), комментируйте свои и его эмоции («Мне так нравится твой рисунок, а тебе нравится?», «Я так рада тебя видеть, а ты меня – рад?). Ориентируясь на вашу оценку, ребенок с РАС сможет понять, какие его действия вы одобряете, а какие являются неприемлемыми.

Все эти приёмы довольно трудоёмки и требуют серьёзной подготовки на начальном этапе работы (наблюдение за ребёнком, изучение его потребностей и интересов, подбор картинок, обучение детей работе с расписанием и коммуникативной доской, формирование привычки пользоваться ими, беседы), но их эффективность уже не раз была доказана на практике.

Список литературы

  1. Хаустов А.В. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. №4. с. 1–7.
  2. Рив К. Пять способов общаться для общения с невербальным учеником с аутизмом. [Электронный ресурс]. URL: https://outfund.ru/pyat-sposobov-dlya-obshheniya-s-neverbalnym-uchenikom-s-autizmom/.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.