Рубрики
Авторские статьи Химия

Особенности обучения химии школьников в классах естественно-научного профиля

В статье раскрываются особенности обучения химии в старшей школе. Описывается структура проблемного обучения в рамках естественно-научного профиля. Определяется набор элективных курсов, позволяющих организовывать межпредметные связи между профильными дисциплинами.

Тюрина Елена Витальевна
учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Новомосковск

Комплектация обучающихся естественно-научного профиля производится по интересам, склонностям, профессиональным предпочтениям. Школьники, выбирающие тот или иной профиль, обладают хорошими результатами по изучаемым дисциплинам. Следовательно, особенностью методики обучения химии естественно-научного профиля будет являться повышенная скорость освоения теоретического материала и детализация практического. Ключевым условием организации обучения химии естественно-научного профиля является учёт индивидуально-личностных качеств. Учебно-воспитательный процесс нужно основывать на продуктивных методах обучения, основным из которых является проблемное обучение химии.

Оно основывается на идеях развивающего обучения. Формирование у обучающихся знания химических понятий с использованием проблемного обучения имеет свою структуру:

  1. наблюдение объектов и явлений, накопление эмпирического материала, т.е. создание проблемной ситуации;
  2. выполнение эксперимента и постановка проблемы;
  3. введение нового понятия как решение проблемы;
  4. развитие понятия и обогащение его содержания в процессе применения, т.е. при выполнении упражнений, экспериментов, решении химических задач.

Перед формированием понятия происходит накопление эмпирического материала, чаще всего из наблюдений за природой. Далее ставится эксперимент, в котором обучающихся подводят к постановке проблемной задачи. Эксперимент не всегда можно произвести, тогда постановка проблемной задачи происходит на основе эмпирического материала. Логическим решением проблемной задачи будет введение нового понятия. Данное понятие должно быть закреплено в процессе его применения. Впоследствии происходят обобщение и систематизация полученных знаний.

Из вышеизложенного мы видим, что учитель химии должен владеть приёмами проблемного обучения, методикой постановки химического эксперимента и решения задач.

В естественно-научном профиле большое значение имеют межпредметные задачи, экспериментальные и качественные, вычислительные же задачи играют вспомогательную роль.

При помощи химического эксперимента у школьников формируются представления о его роли и месте в познании природы. Виды экспериментов бывают следующие: демонстрационный и лабораторный, экспериментальные задачи и внеклассный эксперимент. Демонстрационный эксперимент реализует принципы наглядности, связи теории с практикой и научной обоснованности, что важно при формировании представлений о единстве естественных наук. Большой интерес вызывает лабораторный эксперимент, при выполнении которого школьники своими руками собирают установки, наблюдают, экспериментируют. На практике выделяются основные виды лабораторных занятий: фронтальные лабораторные работы, химический практикум. Целесообразно вводить в их состав максимальное число экспериментов, носящих межпредметный характер.

Ещё одной особенностью изучения химии в естественно-научном профиле является организация научно-исследовательской работы. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением, предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Нужно, чтобы на протяжении всего обучения школьники занимались исследовательскими работами.

Для полного удовлетворения потребностей обучающихся необходимо определить набор элективов, обеспечивающих эффективность изучения всех разделов химии, позволяющих организовывать межпредметные связи между профильными дисциплинами, реализовывать профориентационную работу.

Рассмотрим варианты элективных курсов естественно-научного профиля: «Биохимия клетки»; «Особенности нефтегазового производства»; «Профессии Тульской области на основе естественных наук»; «Химические аспекты экологии»; «Химия в сельском хозяйстве»; «Акустика в животном мире»; «Естествознание»; «Радиация и живые организмы»; «Химия и медицина».

Данный перечень курсов представляет неполный список основных элективов для естественно-научного профиля. Каждый из предложенных курсов имеет своё место в учебном плане и свой объём, начиная с одной четверти до двух лет (10–11 класс). Место элективного курса определяется межпредметными связями с химией, физикой и биологией. Важно на протяжении предпрофильной и профильной подготовки обучающихся формировать набор определённых факультативных курсов, которые, в отличие от элективных, ребята должны на всеобщем собрании предлагать самостоятельно. Такой подход в наибольшей степени должен удовлетворять интересам школьников и ориентировать их в будущей профессии.

Список литературы

  1. Егорова А.М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе // Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Реноме, 2018. 179 с.
  2. Приймак Е.В. Организация ученических исследований в урочной и внеурочной деятельности при изучении органической химии // Академия педагогических идей «Новация». 2017. № 11. С. 1–10.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.