Рубрики
Авторские статьи География

Постановка долгосрочной цели для достижения большей результативности, или один из возможных приемов работы классного руководителя для повышения мотивации учащихся

В этой статье я делюсь опытом проделанной мной работы по мотивации учащихся в выпускном классе. Я считаю основной задачей показать, что правильная постановка цели и грамотный алгоритм ее достижения поможет учащимся достичь больших образовательных результатов. Даная статья может помочь повысить мотивацию как одного ученика, так и целого класса. Также вы можете использовать этот опыт для привлечения учащихся к олимпиадам или для повышения интереса к своему предмету.

Степутенкова Светлана Олеговна
Учитель географии
ГБОУ г.Москвы «Школа №1450 «Олимп»

Для корабля, который не знает, в какую гавань ему идти,
ни один ветер не будет попутным.

Л.А. Сенека

В своей статье хочу поделиться опытом работы, связанным с постановкой цели перед учащимися в выпускном классе для успешной сдачи ОГЭ. Для начала важно отметить, что данную работу я проводила в связке «классный руководитель – ученик — родитель». Это условие очень важно, так как если одна из сторон будет работать в обратном направлении, то достичь полной результативности от проделанной работы у нас не получится.

К сожалению, в выпускном классе дети становятся «заложниками ситуации» Государственной Итоговой Аттестации. И на протяжении всего учебного года они слышат дома и в школе: «Ты должен сдать экзамен», «Ты обязан поступить в колледж» и т.д. Начнем с того, что никто ничего никому не должен. Если хороший результат ОГЭ не является целью самого учащегося, то все эти фразы не имеют никакого смысла, а только порождают в нем негативизм и внутренний дисбаланс.

Перейдем к самой цели. Всякая цель, которую мы ставим, не может быть выполнена, если мы не разобьём ее на отдельные компоненты, небольшие шаги. На вопрос: «Почему она не может быть достигнута?», ответ довольно банальный и простой. Смоделируем ситуацию: ребенок поставил цель, которая будет достигнута, например, через полгода. Он старается, работает на ее достижение, но проходит неделя, месяц, второй месяц, а результата он не ощущает. Это как пытаться дойти до линии горизонта. Мы идем и идем, а она все также далеко. И в какой-то момент мы сдаемся. Вывод: любую мотивацию нужно чем-то подпитывать.

Переходим от теории к практике.

  1. Организовать встречи с родителями и детьми. В современных условиях наша встреча была дистанционной.
  2. Начали мы с упражнения «Путешествие во времени». Детям и родителям было предложено закрыть глаза, расслабиться и представить две ситуации:
  3. а) экзаменационная сессия подошла к концу и результат ее отрицательный
    б) экзаменационная сессия подошла к концу и результат ее положительный

    После моделирования ситуации родители и дети поделились друг с другом эмоциями, которые они испытывали в первом и во втором случае. Эмоции у всех были разные: страх, счастье, разочарование, радость и т.д. Далее каждый из них делал вывод, какую эмоцию они бы хотели испытать, в какой им было комфортней. Конечно же, всем нравятся эмоции положительные.

  4. Совместно определить цель. В данном случае цель у нас была одна: «Успешное прохождение итоговой аттестации».
  5. Определить время, которое у нас есть на достижение этой цели.
  6. Далее чертится «линия времени». Например, мы начертили отрезок длиной 20 см, поделили его на пять частей, т.к. у нас осталось 5 месяцев до экзаменов, и получили на каждый месяц по 4 части.
  7. В конце отрезка указали нашу цель, в начале написали – старт
  8. Продумали, какую небольшую цель мы будем задавать каждый месяц и какой вид поощрения мы хотим получить в конце. Сами цели и способы поощрений, в данном случае, будут индивидуальны у каждого ребенка. Самое главное, что чем ближе мы приближаемся к цели, тем весомей сама цель и поощрение. Я приведу пример одного из ребят:
    • Первый месяц. Цель: активная работа на уроках, качественное выполнение домашних заданий. Поощрение: «Я молодец, у меня все получилось, я могу достичь большего».
    • Второй месяц. Цель: улучшение текущих оценок (при выполнении этой цели, активно включена цель первого месяца); Поощрение: выходные с родителями по сценарию ребёнка.
    • Третий месяц. Цель: еженедельное посещение дополнительных занятий по подготовки к ОГЭ, выполнение и отработка всех рекомендаций учителя. Поощрение: поход с друзьями в аквапарк.
    • Четвертый месяц. Цель: еженедельно прохождение работ на сайте «Мои достижения», улучшение итогового балла за работу. Поощрение: покупка кроссовок, которые давно нравятся.
    • Пятый месяц. Цель: успешная сдача ОГЭ. Поощрение: поездка на море всей семьей.

    Как мы видим, ребенок выстроил такую траекторию, где каждый месяц к предыдущей цели прибавлялась новая. Таким образом учащийся, готовясь к успешной сдаче экзамена, повышал свои текущие результаты.

  9. Роль родителя: на каждом этапе указать, как они могут помочь ребенку в достижении его целей. Например, кто-то это делает материально, при этом выстраивает довольно сложную схему: за каждую положительную оценку + 100 рублей, за каждую отрицательную -200, материальное поощрение ребёнок получает по завершению цели, если он этого не достиг, то денежный фонд сгорает. Кто-то из родителей указал, что верит в своего ребёнка, поддерживает его и помогает выполнять задания. На мой взгляд самое важное, чтобы ребенок чувствовал поддержку, чтобы у него сложилось понимание того, что он не один, что это не так сложно.

По завершении заполнения отрезка я предложила разместить его на видное место, чтобы ребенок всегда видел и понимал, какая у него основная цель, что он уже многое сделал для ее достижения и, конечно же, что у него все прекрасно получается.

Коллеги, мы являемся теми людьми, с которыми ребята проводят много времени, им важно наше понимание, наша вера в них, наша поддержка. Ведь ни один корабль не достигнет гавани, если ветер не будет дуть в попутном направлении.

Для проработки мотивации я оставлю ссылку на мою статью, где представлен еще ряд мотивационных техник.

http://old.slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/1398-steputenkova-s-o-motivatsiya-obuchayushchikhsya-v-rabote-pedagoga
Список литературы:
Власов Н.А. Курс лекций на тему: «Техники мотивации учащихся»
http://www.timesaver.ru/articles/a1690.php
https://4brain.ru/psy/psihologija-motivacii.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.