Рубрики
Авторские статьи Дошкольное образование

Использование техники папье-маше при организации продуктивной деятельности старших дошкольников

В статье представлен опыт использования авторами техники папье-маше в работе со старшими дошкольниками, описана последовательность изготовления поделок, показано, какое влияние оказывает такой вид деятельности на развитие ребёнка.

Королёва Татьяна Ивановна,
воспитатель,
Фатехова Рузалия Николаевна,
воспитатель,
ГБОУ города Москвы «Школа № 64», дошкольное отделение

При организации продуктивной деятельности со старшими дошкольниками мы довольно часто используем технику папье-маше для создания объёмных поделок. Сначала мы показываем детям готовые поделки и совершаем небольшую экскурсию в прошлое. Рассказываем о том, что эта техника возникла очень давно в древнем Китае. Таким методом китайцы делали игрушки, украшения, театральные маски и многое другое. Именно у них европейцы научились делать объёмные поделки из бумаги. Особенно увлекались этим французы, название «папье-маше» — французское. Детям старшего дошкольного возраста такой вид деятельности очень нравится, к тому же она оказывает благотворное влияние на их развитие. Создание изделия в такой технике состоит из нескольких этапов. Таким образом, наши дети становятся участниками довольно длительного процесса созидания.
Начинать нужно с внимательного и подробного рассматривания готового образца: его формы, пропорций, отдельных деталей. После этого дети подбирают предмет, который можно будет использовать как основу для будущей поделки. Всё это способствует развитию воображения, внимания, образного мышления наших воспитанников. В качестве основы можно использовать резиновые игрушки, кегли, надувной шарик или вылепить её из пластилина. Важно при этом не забыть смазать основу тонким слоем детского крема или какого-нибудь масла, чтобы потом можно было легко отделить ее от поделки.
 
На формы наклеивается 6 — 7 слоев кусочков бумаги. Обрывание бумаги и процесс приклеивания замечательно развивает мелкую моторику. Заготовку нужно поставить на ночь в сушилку. Высохшие формы разрезает воспитатель, так как дети могут при этом сломать заготовку, и удаляет то, что было основой внутри: шарик, пластилин и т. д. Для склеивания половинок мы используем кусочки бинта. Далее наклеивается ещё 3 — 4 слоя бумаги. После высыхания поделки можно окрашивать, приклеивать на них необходимые для объёмного изображения детали. Это творческий этап, наши дети придумывают какие-то свои дополнения, фантазируют.
 
Осенью мы предлагаем смастерить овощи, фрукты или грибы к выставке «Дары осени». Дети видят результаты своего труда, радуются и гордятся своими необыкновенно яркими и разнообразными поделками.
  
В декабре у нас начинает работу Мастерская Деда Мороза, дети с удовольствием делают ёлочные игрушки, очень нарядные и лёгкие.
 
После заочного путешествия по Московскому Кремлю наши дети предложили смастерить в технике папье-маше Царь-колокол. С работой справились, все были довольны.
 
В 2018 — 2019 учебном году мы были участниками проекта ГМЦ «Волшебный мир книги». Дети пересматривали нашу библиотечку. Для проектной деятельности они выбрали неизвестную им сказку «Лапоть, соломинка и пузырь». В начале работы над проектом мы столкнулись с проблемой, что нужных нам кукол для настольного театра сказки не было. Куклы решили смастерить своими руками, используя технику папье-маше. Сделали всё быстро и красиво (почти без помощи воспитателей), а потом с удовольствием показывали сказку.
 
В нашем настольном «Театре сказки» есть и другие куклы, изготовленные в той же технике нашими воспитанниками. Дети рассказывают сказку «Три медведя», придумывают истории с Крокодилом Геной и Чебурашкой.
 
 
Сейчас мы работаем в младшей группе. Любопытные глазки наших малышей сразу находят в театральном уголке необычных кукол. Они их берут, играют с ними и пытаются рассказывать сказки. Когда наши детки подрастут, мы обязательно будем создавать вместе с ними объёмные поделки из папье-маше.

Источники:

1. Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста / С. В Погодина. – Москва : Академия, 2017. — 269, [1] с.
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/fgos-do.htm
2.Папье-маше. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BF%D1%8C%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B5 (дата обращения: 28.12.20).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.