Рубрики
Авторские статьи Дошкольное образование

Театрализованная деятельность как средство работы с детьми младшего и среднего возраста в период адаптации

В данной статье представлен опыт автора по использованию театральной деятельности в процессе адаптации детей младшего и среднего дошкольного возраста. Автором рассмотрены понятия «адаптация» и «адаптационный синдром», характер протекания адаптационного процесса, степень разработанности данной проблемы. Статья освещает структуру театральной игры, в которую входит просмотр кукольного спектакля с последующим его обсуждением.

В период дошкольного детства ребенок вступает в новую социальную ситуацию развития. В самом начале дошкольного периода ребенок из семьи попадает в свой первый социальный институт – дошкольное учреждение. Именно в дошкольном учреждении ребенок впервые разлучается со значимыми для себя взрослыми. Процесс разделения является трудным для ребенка, поэтому существует высокий риск возникновения эмоционального стресса.

Эффективным средством социализации ребенка дошкольного возраста является театрализованная игра. Данный вид игры создает благоприятные условия для развития и освоения различных способов позитивного взаимодействия.

Необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста существует естественный интерес к театру и театрализованной игре. Это один из самых доступных видов игровой деятельности в данном возрасте. Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении мы стараемся использовать театральную игру с максимальной отдачей для развития ребенка-дошкольника. В процессе игрового взаимодействия (игры-драматизации) мы знакомим детей с различными видами театра и самостоятельно разыгрываем спектакли.

Организация коллективно-театрализованной деятельности вовлекает ребенка дошкольного возраста в действие и способствует целостному воздействию на его личность. Она активизирует зону его ближайшего развития и создает благоприятные условия для социализации ребенка. Благодаря применению коллективной театрализованной деятельности происходит усиление адаптационных способностей ребенка, коррекция отклонений во взаимодействии со сверстниками, оказание помощи в осознании собственных чувств.

Театральная деятельность для малышей.

Мы поставили перед собой задачу сформировать устойчивый интерес детей к театрализованной игре. Первым шагом для этого стали просмотры кукольных спектаклей. Постановки показывали воспитатель и психолог. Их просмотр стимулировал у детей желание стать участниками театрализованного действия. Мы акцентировали внимание детей на том, что после завершения спектакля куклы кланялись: таким образом, они призывали детей поблагодарить их аплодисментами. Затем из-за ширмы выходили воспитатель и психолог. Это вызывало у детей восторг и желание самостоятельно показать спектакль.

Дети совместно с воспитателем изготавливали персонажей для последующих театральных действий. При этом каждый ребенок играл три роли: актер, костюмер и зритель. Разыгрывание театрального действия происходило перед детьми, воспитателями и родителями.

Следующим этапом стало включение детей в процесс драматизации с их полным переодеванием в соответствующие костюмы. Благодаря этому дети входили в образ, меняли тембр голоса и его интонацию в соответствии с характером героя. Они имитировали поведение героев, подыгрывая основной сюжетной линии. Отметим, что основным привлекательным моментом театрализованной игры для детей стала возможность переодеться, которая позволила им измениться и в то же время остаться собой.

Отметим, что группы, в которых театральное действие является частью развивающего направления, оборудованы всем необходимым для этого – фломастерами, красками, кистями, тканями и выкройками для создания костюмов, а также своей собственной мини-костюмерной.

Благодаря богатству развивающей среды дети более старших групп изготавливали для детей 3-4 лет настольный кукольный театр, который они каждый раз торжественно передавали в актовом зале в начале каждого театрального сезона в детском саду.

Использование самодельного настольного кукольного театра способствовало наиболее мягкой адаптации у малышей.

 

Заключение

Самым главным результатом нашей работы стала адаптация детей к ДОО. Данный результат был достигнут благодаря тому, что театрально-игровая деятельность стала уникальным видом сотрудничества, в котором дети и взрослые получали равные возможности. Играя совместно со взрослыми, ребенок дошкольного возраста получал необходимые навыки общения, включался в процесс общей деятельности и перенимал опыт взрослого. В совместной театральной деятельности дети раскрывали свой потенциал и расширяли границы общения.

В связи с тем, что в процессе создания спектакля родители детей принимали активное участие, дети быстрее смогли принять для себя новую роль — воспитанника детского сада.

Деятельность педагогов и психологов была направлена на стимулирование детского интереса к творчеству и импровизации. Это позволило детям постепенно включиться в игровое общение.

В процессе театральной деятельности у детей развились внимание, память, мышление и воображение. А благодаря созданию психологической базы мы смогли расширить возможности дошкольников по усвоению программных задач и сформировать интегративные качества личности ребенка.

 

Список литературы

 

  1. Калинина Н.В. Развитие этносоциальной компетентности личности в контексте повышения жизненной стойкости // Педагогическая наука: история, теория, тенденции развития. 2010, №2. – с. 20-76.
  2. Компетентностная модель дошкольного образования: Монография/ Л.В. Трубайчук, Л.Н. Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтиникова, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, О.Н. Подивилова, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулева, Н.П. Мальтиникова – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.- 229 с.

Колмагорцева Татьяна Юрьевна

воспитатель средней группы

ГБОУ г. Москвы

«Школа 1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля»

tanya.kolmagorceva@bk.ru

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.