Рубрики
Авторские статьи Дошкольное образование

Театрализованная деятельность как средство работы с детьми младшего и среднего возраста в период адаптации

В данной статье представлен опыт автора по использованию театральной деятельности в процессе адаптации детей младшего и среднего дошкольного возраста. Автором рассмотрены понятие адаптации и адаптационного синдрома, характер протекания адаптационного процесса, степень разработанности данной проблемы; также даны сущностные пояснения таким феноменам как театрализованная деятельность в учреждении дошкольного образования, специфика наполнения театральной зоны, структура театральной игры. Статья освещает структуру театральной игры, в которую входит просмотр кукольного спектакля с последующим его обсуждением; игра – драматизация; постановка небольших этюдов, разыгрывание сценок и сказок; работа над выразительностью исполнения; занятия по развитию социально-эмоциональной сферы дошкольников; выполнение творческих заданий имитационного характера; работа над произношением и пр.

0

В период дошкольного детства ребенок вступает в новую социальную ситуацию развития. В самом начале дошкольного периода детства ребенок из семьи, как основного источника воспитания, попадает в свой первый социальный институт – дошкольного учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок впервые разлучается со значимым для себя взрослым — мамой. Процесс разделения болезнен для ребенка, поэтому существует высокий риск возникновения на этом фоне эмоционального стресса. В связи с этим, возникает необходимость сделать процесс адаптации как можно мягче и незаметнее для ребенка.  

Эффективным средством социализации ребенка дошкольного возраста является театрализованная игра. Данный вид игры создает благоприятные условия для развития и освоения различных способов позитивного взаимодействия.

Необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста существует естественный интерес к театру и театрализованной игре, как к одному из доступных видов игровой деятельности в данном возрасте. Именно поэтому, в нашем дошкольном учреждении, мы стараемся использовать театральную игру с максимальной отдачей для развития ребенка дошкольника. В процессе игрового взаимодействия (игры-драматизации) мы знакомим детей с различными видами театра и самостоятельно разыгрываем спектакли.

Организация коллективно-театрализованной деятельности, вовлекает ребенка дошкольного возраста в действие и способствует целостному воздействию на его личность. Она активизирует зону его ближайшего развития (то, что он сможет сделать завтра самостоятельно, а сегодня он это делает с помощью взрослого) и создает благоприятные условия для социализации ребенка. Благодаря применению коллективной театрализованной деятельности происходит усиление адаптационных способностей ребенка, коррекция отклонений во взаимодействии со сверстниками, оказание помощи в осознание собственных чувств.

Театральная деятельность для малышей.

Начиная вводить театрализованные игры в образовательное пространство детского сада, мы поставили перед собой задачу формирования устойчивого интереса детей к театрализованной игре. Первым шагом для этого стали просмотры кукольных спектаклей, которые показывали воспитатель и психолог. Просмотр данных спектаклей стимулировал у детей желание стать участником театрализованного действия, включаясь в диалог героев. Мы акцентировали внимание детей на том, что после завершения спектакля куклы кланялись: таким образом, они призывали детей поблагодарить их аплодисментами. Затем из-за ширмы выходили воспитатель и психолог. Последнее действие вызывало у детей восторг и желание самостоятельно показать спектакль.

Дети совместно с воспитателем изготавливали персонажей для последующих театральных действий. При этом, каждый ребенок играл три роли: актер, костюмер и зритель. Разыгрывание театрального действия происходит перед детьми, воспитателями и родителями.

Следующим этапом стало включение детей в процесс драматизации с их полным переодеванием в соответствующие костюмы. Благодаря этому дети входят в образ, меняют тембр голоса и его интонацию в соответствии с характером героя. Благодаря адаптированной стихотворной форме текста дети быстрее включались в сюжет театрализованной игры. Они имитировали поведение героев, подыгрывая основной сюжетной линии. Отметим, что основным привлекательным моментом театрализованной игры для детей стала возможность переодеться, которая давала им возможность измениться и в тоже время оставаться собой.

Отметим, что группы, в которых театральное действие является частью развивающего направления, оборудованы всем необходимым для этого – фломастерами, красками, кистями, тканями и выкройками для создания костюмов, а также своей собственной мини-костюмерной.

Благодаря богатству развивающей среды дети более старших групп изготавливают для детей 3-4 лет настольный кукольный театр, который они каждый раз торжественно передают в актовом зале в начале каждого театрального сезона в детском саду.

Использование самодельного настольного кукольного театра способствует наиболее мягкой адаптации у малышей, побуждению их интереса к театрализованной деятельности и возникновению желания включиться в театральный мир.

 

Заключение

Самым главным результатом нашей работы стала адаптация детей к ДОО. Данный результат был достигнут благодаря тому, что театрально-игровая деятельность стала уникальным видом сотрудничества, в котором дети и взрослые получали равные возможности. Играя совместно со взрослыми, ребенок дошкольного возраста овладевал навыками общения, включался в процесс общей деятельности и перенимал опыт взрослого. В совместной театральной деятельности дети раскрывали свой потенциал и расширяли границы общения.

В связи с тем, что в процессе создания спектакля родители детей принимали активное участие, дети наиболее быстро смогли принять для себя новую роль-воспитанника детского сада, расширить границы привязанности к родителям и преодолеть страх общения со сверстниками и новыми взрослыми.

Деятельность педагогов и психологов была направлена на стимулирование детского интереса к творчеству и импровизации. Это позволило детям постепенно включаться в игровое общение и импровизации. У детей сформировалось желание участвовать в игровой драматической миниатюре.

В процессе театральной деятельности у детей развились внимание, память, мышление и воображение. А благодаря созданию психологической базы мы смогли расширить возможности дошкольников по усвоению программных задач и формированию интегративных качеств личности ребенка.

Подводя итог, отметим, что на основе театрализованной деятельности нам удалось реализовать и раскрыть все поставленные задачи обучения, развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Созданная нами благоприятная атмосфера взаимодействия между детьми и взрослыми способствовала успешному процессу адаптации к ДОО.

 

Список литературы

 

  1. Калинина Н.В. Развитие этносоциальной компетентности личности в контексте повышения жизненной стойкости // Педагогическая наука: история, теория, тенденции развития. 2010, №2. – с. 20-76.
  2. Компетентностная модель дошкольного образования: Монография/ Л.В. Трубайчук, Л.Н. Галкина, И.Е. Емельянова, Н.П. Мальтиникова, И.Н. Евтушенко, И.Г. Галянт, О.Н. Подивилова, М.Н. Терещенко, Л.К. Пикулева, Н.П. Мальтиникова – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.- 229 с.

Колмагорцева Татьяна Юрьевна

воспитатель средней группы

ГБОУ г. Москвы

«Школа 1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля»

tanya.kolmagorceva@bk.ru

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0