Рубрики
Юбилейные уроки

К 150-летию открытия для судоходства Суэцкого канала




Путь к египетской мечте

Суэцкий канал – морской судоходный бесшлюзовой канал на
северо-востоке Арабской Республики Египет, соединяющий Средиземное и Красное моря. Это
кратчайший водный путь из Атлантического океана в Индийский. Канал считается условной
границей между Африкой и Евразией.

Суэцкий
канал расположен на северо-востоке Египта, к западу от Синайского
полуострова. Главными портами Суэцкого канала являются Порт-Саид на Средиземном море и Суэц на
Красном. Длина канала составляет 193,3 км, ширина по зеркалу воды – до 350 м, ширина канала по
дну – 121 м. Максимальная глубина Суэцкого канала – 24 м, площадь поперечного сечения составляет
от 4800 до 5200 м2.
Канал делится на две части: северную (к северу от Большого Горького озера) и южную (к югу от
Большого Горького озера). На северном участке в зимнее время течение воды направлено в сторону
Средиземного моря.
Летом направление течения меняется в сторону Большого Горького озера. На
южном участке течение воды меняется в зависимости от приливов и отливов.
Суэцкий канал располагается в зоне пустынь. Территории, по которым он протекает, находятся в
пределах субтропического и тропического климатических поясов.

Канал был открыт для навигации 17 ноября 1869 г.


Идея строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, насчитывает
несколько тысяч
лет. В Древнем Египте при фараоне Сенусерте III около 2-го тысячелетия до н.э. был
сооружён
канал, который соединял реку Нил и Красное море. Канал проходил с запада на восток и
служил для
беспрепятственной торговли с Пунтом (территория в Восточной Африке). Позднее канал
пришел в
запустение и был восстановлен Птолемеем II (III век до н.э.). Во времена римского
владычества
канал носил название «Река Траяна».
После завоевания Египта арабами в 642 году н.э. канал был вновь восстановлен, но в 776
году его
засыпали, чтобы направить торговлю через основные районы халифата. До следующей попытки
прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт, находясь в
Египте,
рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря.
Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером
Ж.Б.
Лепером. Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м
выше
уровня воды в Средиземном море, что должно было привести к огромным финансовым затратам.
Поэтому
строительство канала при Наполеоне не было начато.
В 1841 году офицеры Великобритании доказали ошибочность расчётов Ж.Б. Лепера. Позже
австрийский
инженер Луиджи Негрелли на основании самостоятельных изысканий выработал новый проект:
канал
должен был стать «искусственным Босфором», непосредственно соединяющим два моря,
достаточно
широким и глубоким для прохода больших судов. Французский
дипломат и предприниматель
Фердинанд
де Лессепс поддержал эту идею. В 1854 он получил у египетского правителя Саида-паши
концессию
на строительство Суэцкого канала на льготных условиях. Авторами проекта были Л. Линан и
А.
Негрелли.
Строительство канала было начато 25 апреля 1859 года, основные работы производились
силами
египетских феллахов (крестьян). В качестве обслуживающей базы был основан город
Исмаилия.
Суэцкий канал был открыт 17 ноября 1869 года. Большие расходы на его строительство,
понесенные
Египтом, осложнили экономическое положение страны и вынудили ее в 1875 году продать свою
долю
акций англичанам. В 1880 году египетскому правительству пришлось продать свое право на
15%
прибыли от Суэцкого канала французскому банку. Египет был отстранен от управления
каналом,
владельцем которого стала англо-французская компания «Всеобщая компания Суэцкого
канала». С 1882
года канал стал главной базой британских войск на Ближнем Востоке. В 1888 году в
Константинополе
была заключена международная конвенция об обеспечении свободы плавания по Суэцкому
каналу.
Во время Первой и Второй мировых войн регулирование судоходства по каналу осуществляли
британские власти. Согласно англо-египетскому договору 1936 года английское
правительство
обязалось ограничить срок оккупации Суэцкого канала двадцатью годами.
После Второй мировой войны движение за вывод британских войск из долины Нила и зоны
Суэцкого
канала усилилось. 15 октября 1951 года «Всеобщая компания Суэцкого канала» была
национализирована. Судоходство по Суэцкому каналу прерывалось в период Суэцкого кризиса
(движение судов по каналу возобновилось 24 апреля 1957 года, после завершения работ по
его
очистке), «Шестидневной войны» 1967 года, когда канал превратился в линию фронта,
разделявшую
египетские и израильские войска, и в период военного конфликта между Египтом и Израилем
в период
с 1973 по 1975 год.
5 июня 1975 года Суэцкий канал был вновь открыт для судоходства. В соответствии с
египетско-израильским мирным договором 1979 года зона Суэцкого канала объявлена
демилитаризованной.
В 2008 году вступили в силу новые правила судоходства в Суэцком канале. Прибыль от его
эксплуатации, наряду с добычей нефти и туризмом, является главным источником дохода для
Египта.
Для обеспечения двустороннего движения судов 6 августа 2015 года был запущен новый
Суэцкий канал
длиной 71,9 км.


Когда 17 ноября 1869 года Суэцкий канал был открыт, его
глубина составляла около 8 метров. С ростом мировой торговли увеличивались размеры кораблей
и объемы перевозимых ими грузов. В связи с этим Суэцкий канал периодически углублялся и
расширялся.


«Аида» – опера Джузеппе Верди на либретто Антонио
Гисланцони по сценарию египтолога О.Ф. Мариетта. Написана по заказу египетского правителя
Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к
открытию Суэцкого канала. Д. Верди не успел окончить оперу в срок. Она прозвучала при
открытии нового Суэцкого канала.

Рекорды и достопримечательности Суэцкого канала

Мост
Эль-Фердан – железнодорожный поворотный мост через
Суэцкий канал, расположенный в окрестностях египетского города Исмаилия. Является самым
длинным в мире поворотным мостом (длина – 340 м). Эль-Фердан заменил старый мост,
разрушенный во время Шестидневной войны в 1967 году.

Автомобильный мост через Суэцкий канал – вантовый мост,
построенный в 2001 году южнее города Эль-Кантара. Этот мост является частью автотрассы
Порт-Саид – Исмаилия. До постройки виадука Мийо (Франция) являлся самым высоким вантовым
мостом в мире. Высота его пилонов составляет 154 м, а высота дорожного полотна над водой –
70 м, общая длина – почти 4 км, длина основного пролета – 404 м, ширина дорожного полотна –
10 м.

Линия
электропередачи над Суэцким каналом подвешена на
два пилона высотой 221 м, расположенных на берегах канала.

Туннель
Ахмеда Хамди – автомобильный туннель под дном
Суэцкого канала в районе города Суэц.

Стаи дней и ночей
Надо мной колдовали,
Но не знаю светлей,
Чем в Суэцком канале,

Где идут корабли,
Не по морю, по лужам,
Посредине земли
Караваном верблюжьим.

Сколько птиц, сколько птиц
Здесь на каменных скатах,
Голубых небылиц,
Голенастых, зобатых!

Виден ящериц рой
Золотисто-зеленых,
Словно влаги морской
Стынут брызги на склонах.

Мы кидаем плоды
На ходу арапчатам,
Что сидят у воды,
Подражая пиратам.

Арапчата орут
Так задорно и звонко,
И шипит марабут
Нам проклятья вдогонку.

А когда на пески
Ночь, как коршун, посядет,
Задрожат огоньки
Впереди нас и сзади;

Те красней, чем коралл,
Эти зелены, сини…
Водяной карнавал
В африканской пустыне.

С отдаленных холмов,
Легким ветром гонимы,
Бедуинских костров
К нам доносятся дымы.

С обвалившихся стен
И изгибов канала
Слышен хохот гиен,
Завыванья шакала.

И в ответ пароход,
Звезды ночи печаля,
Спящей Африке шлет
Переливы рояля.

Гумилев Николай Степанович

Авторы урока: В.Л. Марков, М.А. Седёлкин, С.В. Михайлов, Н.И. Третьякова, А.В. Тарасенков, А.В. Алексеев.
Техническая поддержка и реализация проекта в сети: Булыгина Т.О.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0