Аннотация: авторами статьи предложен вариант организации образовательной деятельности педагога в детском дошкольном учреждении, разработанный для изучения русского народного творчества в старшей возрастной группе (группа 5-6 лет). В представленном материале установлена связь атрибута народного творчества – старинной игрушки Матрешки – с исследовательской, учебной и художественной деятельностью детей в дошкольном учреждении. Авторы делятся опытом подготовки различных форм досуговых занятий. Значительное внимание уделяется разработке блоков предварительной и основной работы, раскрываются задачи и цели данного подхода. Описание своего опыта авторы сопровождают иллюстративным материалом.
Ключевые слова: народный промысел, русские традиции, история игрушки, Матрешка, сувенир, музей.
Мотивацией для подготовки статьи послужила необходимость сохранения традиций классической педагогики и системы эстетического воспитания в детском дошкольном учреждении. Основными целями является развитие художественно-творческих способностей, знакомство детей с самобытной русской культурой, с уникальными и неповторимыми изделиями русских мастеров, воспитание чувства патриотизма у дошкольников, изучение истории своей Родины. Воспитатель, организуя познавательную и развивающую деятельность, должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей. Начинать обучение необходимо с раннего возраста, двигаясь от простого к более сложному.Авторы, определив предмет исследования – Матрешка, обычаи и традиции, связанные с ней – поставили цель: познакомить детей с игрушкой, которая является символом русского народного промысла.
В соответствии с обозначенной целью, которые были поставлены, авторы обозначили для себя следующие задачи:
- Собрать и изучить материал по теме;
- Познакомить детей с историей возникновения игрушки, способами её изготовлением, особенностями росписи;
- Обобщить материал и разработать цикл занятий.
Для решения поставленных задач авторы разработали блоки подготовительной и основной работы. В блок подготовительной работы включены:
- Презентация «Русская народная игрушка – Матрешка» (слайды, включающие в себя информацию по истории возникновения игрушки);
- Тематический альбом: фотографии, иллюстрации готовых изделий, их разновидности;
- Подготовка шаблонов – раскрасок, разборных фигурок Матрешек;
- Определение даты посещения музея игрушки им. Н.Д.Бартрама в Сергиевом Посаде, совместно с родителями. Бронирование экскурсионного автобуса.
Основная работа проводится на досуговых занятиях с детьми.
1-е занятие: Ознакомительная беседа, сопровождающаяся демонстрацией слайдов. Использование в работе мультимедийной презентации по заданной теме.
Цель: активизация интереса к русской истории и культуре.
2-е занятие: Демонстрация тематического альбома, который включает в себя разновидности росписи кукол в зависимости от места их производства (Сергиев-Посадские, Полхов – Майданские, Семеновские и т.д.). В заключение занятия проводится дидактическая игра «Собери Матрешку»: необходимо разобрать несколько моделей и, перемешав их (Матрешек), предложить детям собрать фигурки в соответствии с узором и формой.
Цель: развитие логического мышления, самостоятельный выбор предметов в соответствии с их формой, цветом и размером, развитие мелкой моторики.
3-е занятие: Самостоятельная изобразительная деятельность – раскрашивание шаблонов по заданному образцу или по своему замыслу в произвольной форме.
Цель: развитие наблюдательности и воображения.
4-е занятие: Посещение музея – важнейший этап этого тематического цикла. Здесь обобщаются все темы подготовительных и ознакомительных занятий, которые были проведены с детьми. Экскурсовод расскажет много новых и интересных исторических фактов об игрушке, а также о приемах и технике её изготовления. Ребята услышат большое количество примет и пословиц, узнают о русских традициях, связанных с Матрешкой. Также они смогут увидеть огромную выставку разных игрушек: прообраз русской Матрешки – японскую деревянную куклу, коллекции Матрешек из разных уголков России, игрушки царской семьи. Экскурсовод также познакомит с сувенирными образцами: героями сказок А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, персонажами былин. Дети увидят Матрешек разного размера: совсем маленьких – не больше наперстка – и настоящих «великанов».
Дети непременно будут заинтересованы в посещении мастерской, где они смогут получить больше информации о том, как изготавливают кукол. Там же им покажут видеофильм по технике росписи, после чего под руководством мастера, предложат самостоятельно расписать болванку. Дети смогут привезти домой Матрешку, сделанную своими руками.
5-е занятие: На заключительном занятии все делятся своими впечатлениями о посещении музея, и воспитатели предлагают детям самостоятельно сделать вывод о современном предназначении Матрешки – кукла это или русский сувенир.
В ходе исследовательской и практической деятельности дети познакомились с уникальным и красивым изделием русских народных мастеров – игрушкой, символизирующей наше богатое прошлое, подчеркивающей самобытность русской души и русской культуры, прославляющей наши традиции и обычаи. Дети узнали о главном сувенире России, переживающем свое второе рождение – Матрешкой.
Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, эта разбирающаяся на части куколка стала неоценимым подспорьем для авторов в организации развивающих, обучающих и дидактических занятий, в процессе которых дети познакомились с русским народным творчеством, традиционной русской культурой. Собирая и разбирая Матрешку, тренировали внимание, память, подбирали элементы в соответствии с их размером, формой и цветом, закрепляли важные понятия, такие как представление о величинах «больше – меньше». На занятиях по художественной росписи получили опыт самостоятельной, творческой работы.
Тематическое посещение музея им. Н.Д. Бартрама, мастер-класса способствовало расширению общего кругозора, зарядило позитивной энергией не только детей, но и взрослых – родителей и воспитателей.
Список литературы:
Клиентов А.Е. Народные промыслы. Издательство Белый город, 2002.
Куранова Е.А., Е.Л. Немирова. Матрёшки. Выпуск 4 (городец). Издательство Стрекоза – Пресс, 2015.
Шайдурова Н.В. Весёлые матрёшки: Учебно-методическое пособие для педагогов. – СПб.: Детство-пресс, 2012.
Чернявская Ирина Владимировна,
Воспитатель
ГБОУ города Москвы «Школа № 629»
Irina1982-den@mail.ru
Мушинская Наталия Владимировна,
Воспитатель
ГБОУ города Москвы «Школа № 629»
nataxa1982.82@mail.ru
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.