Рубрики
Дошкольное образование

Вовлекаем родителей в дошкольный образовательный процесс с помощью дидактического пособия «Детский календарь»

Аннотация: авторы рассказывают о своем опыте участия в экспериментальном проекте по апробации нового подхода к взаимодействию дошкольной организации с родителями. Суть подхода – это вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью дидактического пособия «Детский календарь», разработанного авторами программы «Миры детства: конструирование возможностей». Воспитатели описывают, как готовили родителей к работе с новым пособием и каких результатов удалось достичь. Приводятся примеры заданий из календаря, который родители с детьми создали по аналогии с программным пособием.

0

Аннотация: авторы рассказывают о своем опыте участия в экспериментальном проекте по апробации нового подхода к взаимодействию дошкольной организации с родителями. Суть подхода – это вовлечение родителей в образовательный процесс с помощью дидактического пособия «Детский календарь», разработанного авторами программы «Миры детства: конструирование возможностей». Воспитатели описывают, как готовили родителей к работе с новым пособием и каких результатов удалось достичь. Приводятся примеры заданий из календаря, который родители с детьми создали по аналогии с программным пособием.

Ключевые слова: дошкольное образование, ФГОС ДО, ФИРО, экспериментальная площадка, проектирование социальной ситуации, «Миры детства», «Детский календарь», дидактическое пособие, образовательные проекты, родители, детско-родительские занятия, семья, культурная практика.

Сотрудничество с семьей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2013 года. Его реализация требует новых подходов, в том числе вовлечение родителей в жизнь детского сада через участие в образовательных проектах.

С целью апробации новых подходов к дошкольному образованию в сентябре 2015 года наше дошкольное учреждение получило статус экспериментальной площадки Федерального института развития образования (ФГАУ «ФИРО»). Наши воспитатели прошли обучение на курсах повышения квалификации ФГАУ «ФИРО» по теме «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей». С января 2016 воспитатели и родители получили возможность использовать в своей работе с детьми «Детский календарь» – дидактическое пособие для систематических ежедневных занятий. Календарь издается для каждой возрастной группы и является частью образовательной программы. Это уникальное печатное издание выдается в детском саду ежемесячно и бесплатно каждой семье.

Календарь состоит из несложных, но интересных заданий для детей. Пособие предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка в таких видах деятельности (культурных практиках), как:
• Игры – в пособии есть бумажные макеты игрушек, из которых ребенок вместе с родителями может собрать персонажей для сюжетных игр, а также настольные игры (лото, домино, «гусек»), в которые дети могут играть с родителями по заданным правилам.
• Познавательно-исследовательская деятельность – в пособии большое количество картинок с изображениями реальных предметов, к ним прилагаются инструкции и схемы, с помощью которых родители могут провести с детьми дидактические игры или практические действия по группировке и сериации картинок, прохождению маршрутов, изготовлению пространственных моделей и т.п.
• Продуктивная деятельность – в пособии есть задания для совместной работы детей и родителей по образцу и с незавершенными «продуктами». Можно, например, предложить ребенку завершить начатый рисунок, раскрасить по контуру, рисовать по графическим схемам или словесному описанию.
• Чтение художественной литературы – для чтения в семье пособие содержит минимальный набор художественных текстов (сказки и рассказы), который представлен в виде миниатюрных книжечек (книжки-малютки). Родителям предлагается собрать вместе с детьми «книжки-малютки» по инструкции, которая есть в календаре.

Наша задача состояла в том, чтобы познакомить родителей с образовательными возможностями нового пособия и вовлечь каждую семью наших воспитанников в работу с ним. Для этого мы провели следующие мероприятия:
— Родительские собрания на тему «Презентация работы с «Детским календарем» и «Детское игровое пространство».
— Родительский клуб по интересам (в течение учебного года родители приходили в детский сад поделиться своей практикой работы с пособием).
— Праздник Календаря в конце учебного года.

Кроме того, мы размещали в родительском чате в мессенджере WhatsApp напоминалки-инструкции по выполнению «домашних заданий» в календаре; проводили конкурсы лучших макетов для изготовления игрушек-персонажей; фиксировали, с кем из родителей ребенок выполнял задание дома.

В 2017-2018 учебном году три группы детского сада, участвующие в экспериментальной деятельности, готовились к очередному Празднику Календаря, чтобы продемонстрировать результат трехлетней работы с пособием.

В каждой группе мы предложили родителям сделать свой семейный календарь с интересными заданиями. На родительском собрании было решено создать своими руками «Детский календарь» на июнь, по которому можно было бы заниматься с детьми и летом.

В каждой группе старшего возраста по 30 детей. Мы рассуждали так: 30 детей – это 30 семей. Если каждая семья сделает по страничке для календаря, то получится календарь с заданиями на 30 дней. На деле оказалось не совсем так, как мы планировали: некоторые родители приняли активное участие и подготовили не одну, а более двух страниц, а были те, кто отказался участвовать в проекте по причине своей занятости.

В мае 2018 года воспитатели делились опытом работы с родителями на региональном семинаре-практикуме «Организация и формы проведения консультационной работы с родителями по использованию дидактического пособия «Детский календарь». Был продемонстрирован результат проектной работы – наш семейный «Детский календарь на июнь».

Предлагаем вашему вниманию некоторые задания из этого календаря, которые мы сопроводили своими краткими комментариями.

Примеры заданий из пособия «Детский календарь на июнь»

Родители наших воспитанников сделали свой дидактический календарь по образцу авторского пособия «Детский календарь» из программы «Миры детства: конструирование возможностей».

Как и программное пособие, наш календарь составлен таким образом, что каждое занятие родителей с ребенком оставляет образовательный «след», то есть в результате занятия получается новый «продукт»: книжка-малышка, макет, поделка и т.п.

Так выглядит обложка и ее оборотная сторона, созданная семьей Бариновых.

Все задания, подготовленные родителями, можно классифицировать по четырем культурным практикам:

1. Художественное чтение

Следует отметить, что произведения для чтения были выбраны родителями в соответствии с летней тематикой. Это стихи, короткие рассказы и сказки. Вот, к примеру, сказка Валентина Берестова «Честное гусеничное».

А семья Пековых на своей страничке предлагает выучить стихотворение Татьяны Керстен «Настал июнь…».

Семья братьев Зотовых сочинила рассказ про ежика Жеку. В задании к рассказу рекомендуется сделать объемную аппликацию и прилагаются заготовки для нее. 

2. Познавательно-исследовательская деятельность

На «познавательных» страничках нашего календаря можно узнать интересные факты об окружающем мире, рецепты приготовления блюд и даже решить ребусы.

Страница с рецептом любимого десерта — панакота.

К страничке про путешествия прилагается комплект дополнительных карточек с достопримечательностями стран мира.

Благодаря семье Ивановых ребята узнали о существовании разных видов божьих коровок и истории их происхождения.

Кое-кто из родителей придумал нарисовать на странице циферблат с прикрепленными стрелками, чтобы вместе с детьми определять, во сколько они обедают или идут на прогулку, и таким образом закреплять у малышей представление о режиме дня.

Страниц с ребусами в нашем календаре оказалось больше всего. Их подготовили сразу пять семей. Родители объяснили свой выбор тем, что дома их дети любят решать ребусы.

Задание-головоломка «Нарисуй такую же шахматную фигуру».

Страница с игрой «Графический диктант по клеточкам». Это задание на ориентировку на листе бумаги. Рисование по клеточкам – интересная развивающая игра. В итоге должна получиться картинка «Черепашка».

3. Продуктивная деятельность

Для этого вида заданий родители чаще всего предлагают оригами и раскрасками.

Семья Алиевых поместила на свою страницу рисунок для раскрашивания и задание – придумать название к рисунку. На картинке изображен «Аул в Дагестане», где живут бабушка и дедушка.

4. Игры с правилами, игры «на удачу»

Родители подготовили странички с уже знакомыми детям играми: домино, лото, «игры-ходилки». Похожие игры есть и в авторском дидактическом пособии «Детский календарь».

Также родители вспомнили игры из своего детства. Например, любимую игру всех девочек «одень бумажную куклу».

Заключение

Опыт участия дошкольного отделения нашей школы в экспериментальном проекте ФИРО доказывает эффективность нового пособия «Детский календарь»: родители охотно сотрудничали с воспитателями и вовлекались в «домашнюю работу» с детьми. Хочется надеяться, что в процессе такой несложной работы родители получали удовольствие, думали о пользе заданий для детей и о своем вкладе в общее дело.

Жаркова Ирина Федоровна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа 2120»
78-irene@mail.ru

Байракова Зайнап Надирсолтановна,
Воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа 2120»

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0