Рубрики
Дошкольное образование

Край родной украшает зима (Об опыте экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

В статье анализируется опыт работы педагогов дошкольного отделения в области экологического и художественного образования. Описываются формы и методы приобщения дошкольников к творческим, спортивным и познавательным видам деятельности в зимний период. Текст проиллюстрирован фотографиями и ссылками на авторские образовательные фильмы.

0
Селезнёва Галина Борисовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника»
kraska52@mail.ru
 
Ковязина Ольга Аркадьевна,
воспитатель ДО №1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника»


Аннотация:
в статье анализируется опыт работы педагогов дошкольного отделения в области экологического и художественного образования. Описываются формы и методы приобщения дошкольников к творческим, спортивным и познавательным видам деятельности в зимний период. Текст проиллюстрирован фотографиями и ссылками на авторские образовательные фильмы.

Ключевые слова: дошкольное образование, старший дошкольный возраст, досуг, прогулка, зима, зимняя прогулка, экологическое воспитание, образовательный фильм.

В детстве особенно трепетно воспринимаются изменения, которые связаны со сменой времён года. Первые зимние впечатления ребёнок приобретает во время прогулок с родителями: впервые увиденная снежинка, хруст снега под ногами вызывают у малыша интерес и любопытство.

Педагоги призваны воспитывать в детях умение видеть, ценить и беречь красоту природы. И, конечно, лучше всего это делать во время прогулки. Нельзя забывать, что наблюдения, участие в создании построек, практическая деятельность и экспериментирование во время прогулки должны быть организованы в игровой форме. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.

В данной статье рассказывается о методах и формах организации познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста в зимний период. Собранные материалы мы представили в проекте для дошкольников «Необычное в обычном», организованном Городским методическим центром департамента образования города Москвы. Кроме того, мы участвовали во втором Городском фестивале образовательных фильмов «Удивительная Москва». Идея фестиваля принадлежит методисту Городского методического центра сотруднику «Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций» Кириллу Викторовичу Четвертакову. Специально для фестиваля мы создали четыре образовательных фильма о методах организации зимнего досуга у дошкольников: «Лыжная прогулка. Дворец спорта Динамо», «Снегопад», «Иней» и «Ледяной дождь».

Все фильмы знакомят зрителей с приемами организации зимней прогулки для дошкольников.

Фильм «Лыжная прогулка. Дворец спорта Динамо»

Зрители вместе с героями фильма – воспитателем дошкольной группы и учащимися 5-6 лет – отправляются на прогулку в Парк Дружбы на севере Москвы, любуются красотой зимнего парка и наблюдают за птицами. Чем еще заняться на прогулке? Воспитатели предлагают варианты игр: можно провести опыт с помощью мыльных пузырей, сложить красивые снежинки из цветных льдинок и веточек, поиграть в спортивные игры, посетить Зал Олимпийской славы во Дворце спорта «Динамо».

№1

Фотография 1

Объекты природы привлекают маленьких исследователей своей загадочностью, красотой и сказочностью. Прикосновение к заснеженным деревьям и кустам, к пушистому снегу, к замёрзшим лужицам очень важны для ребёнка.

Неотъемлемой частью воспитания любви к природе является знакомство дошкольников с творчеством русских художников. В холле нашего детского сада создана мини-галерея с репродукциями зимних пейзажей. Воспитанники выступают и в роли экскурсоводов. Мы заранее подбираем тематическую музыку и стихи и даем их прослушивать детям во время просмотра картин. В результате такого комплексного аудиовизуального воздействия лучше развиваются воображение и наблюдательность.

№2

Фотография 2

Фильм «Снегопад»

Первый снег всегда вызывает у детей бурю эмоций. Можно предложить им рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, и дети узнают, что у каждой из них шесть лучиков и что их узоры не повторяются. В морозный день, когда снег пушистый и сыпучий, каждую снежинку можно рассмотреть и даже нарисовать веточкой на заснеженных тропинках. А в более теплую погоду снег становится липким, и из него можно лепить снежки, снеговика, делать постройки.

№3

Фотография 3

Полученные в ходе прогулки знания можно применить на занятиях и во время игры. Например, решение серьёзных математических задач превращается в увлекательное путешествие снежинок. Дети вместе с воспитателем придумывают сюжеты и задания для резных «красавиц». Так закрепляются знания дошкольников о числах, составляются задачи на сложение и вычитание, закрепляются прямой и обратный счёт в пределах десяти. А из счётных палочек можно сложить разные снежинки и сосчитать их лучики.

№4

Фотография 4

Особенно увлекательно прошло оформление помещения группы к Новому году. Детям было предложено из бумаги и салфеток вырезать снежинки. У некоторых ребят получились новогодние звёздочки и красивые зимние кружева. Родители тоже не остались в стороне. Совместное творчество доставило радость и детям, и родителям.

№5

Фотография 5

Фильм «Иней»

Зима приносит много удивительных сюрпризов. Одно из самых прекрасных явлений природы – иней. Он все делает красивым – деревья, кусты, дома, изгороди. Это настоящая зимняя сказка.

Влага или водяной пар, который сохраняется на ветках, строениях и в воздухе, под действием холодного ветра превращается в мелкие кристаллики льда.

Дети во время прогулки любовались растениями, покрытыми инеем. Особенно им запомнились ягоды калины. Сочетание ярко-красного цвета и пушистого белоснежного инея на ягодах смотрелось необычно и сказочно. Очень хотелось взять краски и нарисовать увиденную красоту на бумаге.

№6

Фотография 6

А рисовать наши воспитанники очень любят. Среди детей, посещающих изостудию, немало победителей международных, региональных, городских и окружных конкурсов детского изобразительного творчества. На протяжении многих лет работа в изостудии нашего дошкольного отделения ведётся по авторской художественно-экологической программе Т.А. Копцевой «Природа и художник». Программа нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме. Образ Волшебницы Природы сопровождает каждое занятие программы во всех возрастных группах. Волшебницу Природу маленькие художники изображают в разных нарядах и головных уборах в зависимости от времени года. Например, зимой этот образ ассоциируется у детей с образом Зимы, Снегурочки или Снежной Королевы: воспитатели познакомили детей с одноименной сказкой Г.Х. Андерсена. Из бумажных конусов дети сконструировали царство ледяных сосулек.

№7

Фотография 7

Творческие встречи в изостудии всегда сопровождаются разными игровыми ситуациями, которые дети придумывают вместе с педагогом. Большой интерес вызвало сообщение о необыкновенном конверте, который в детский сад доставил почтальон.

№8

Фотография 8

Втайне от других детей юная художница под руководством педагога нарисовала на конверте марку, печать и адрес. Дети внимательно рассмотрели почтовую марку и сказочную печать. По рисунку на марке дети догадались, что письмо написала Снежная Королева. Сюрпризом было содержание письма: задание волшебницы.

№9

Фотография 9

Из письма дети узнали, что Снежной Королеве нужна помощь. В конверте кроме письма лежали детали (пазлы), из которых нужно было сложить портрет волшебницы. Когда он был восстановлен, дети рассмотрели её наряд, обратили внимание на холодную цветовую гамму её костюма и окружения. Оказалось, что от сильного ветра ледяной замок королевы разрушился. Маленькие художники решили нарисовать замок. Он должен был быть с башенками, похожими на сосульки. Коллективная работа по созданию картины включала несколько нетрадиционных техник рисования. Стены замка дети рисовали пластиковыми картами. Густая гуашь холодных тонов наносилась на край карты, которую дети вытягивали снизу вверх. Малыши тоже приняли участие в создании картины: рисовали снежинки вокруг замка, используя нетрадиционную технику: оттиск картофеля, который обмакивали в белую гуашь.

№10

Фотография 10

А как нарисовать окна в замке? Дошкольники вспомнили, что совсем недавно наслаждались живописными узорами на оконных стёклах, которые создал иней. Этот узор похож то на веточки ели, то на сказочные листочки, то на снежные горы, то на сверкающие звёзды и даже на волшебные цветы. Каждый ребенок взял лист бумаги и нарисовал белой масляной пастелью свой узор причудливой формы.

Дети решили, что окна формой будут напоминать льдинки. Их вырезали ножницами. Все окна получились разные. Замысловатый зимний узор на получившихся окнах юные художники покрыли акварелью в технике «по сырому». Цвет акварели подбирали по желанию в зависимости от того, какой свет «горит» в окне (розовый, голубой, фиолетовый).

№11

Фотография 11

После того как рисунки высохли, дети наложили окна на изображённый замок. Коллективный труд объединил ребят, они помогали друг другу, советовали, где лучше расположить окно. Приклеив рисунки, маленькие художники нарисовали белую раму к каждому окну. Получился замечательный ледяной дворец для Снежной Королевы.

№12

Фотография 12

Фильм «Ледяной дождь»

Не всегда можно наблюдать в природе такое явление, как ледяной дождь. После него деревья, как в сказке, стоят в хрустальном убранстве. На прогулке с детьми мы внимательно рассмотрели каждую веточку и обнаружили, что хрустальные капельки, висящие на веточках, – это лёд. Но если нажать на эту ледяную капельку, то оказывается, что внутри находится вода.

Малыши восхищались красотой необыкновенного явления, даже придумывали сказочные сюжеты. Педагог предложила воспитанникам подумать, хорошо ли деревьям стоять в таком ледяном убранстве.

№13

Фотография 13

Дети наперебой стали рассказывать, что видели поломанные ветки и даже целые деревья, которые не выдержали тяжести льда. Воспитатель подтвердила, что ледяной дождь наносит большой вред как растениям, которые не могут дышать из-за ледяной корки, так и людям. Дороги покрываются корочкой льда, провода, покрытые льдом, обрываются. Чтобы не упасть во время гололёда, необходимо посыпать дорожки песком. Есть и положительные стороны этого явления. На спортивных площадках в детском саду специально создаются ледяные дорожки, чтобы развить в детях ловкость, смелость, быстроту. А мороз позволяет закрепить снежные постройки, сделанные руками воспитателей, родителей и детей. Кроме того, педагог предложила провести эксперимент: дети залили воду, расцвеченную гуашью разных цветов, в специальные формочки. Так были закреплены знания ребят о том, что в воде растворяются различные вещества, в том числе краска. Воспитатель рассмотрела с детьми уличный термометр и напомнила о том, что при минусовой температуре вода замерзает. Формочки с цветной водой вынесли на мороз, вода превратилась в лёд. Во время прогулки из цветных льдинок выложили на снегу красивую снежинку, закрепив знания о том, что у нее обязательно должно быть шесть лучиков.

№14

Фотография 14

Зимой нельзя забывать о птицах, которые нуждаются в нашей помощи. Совместно с родителями дети приняли участие в постройке кормушек, которые развесили на территории детского сада. Во время прогулок ребята следят, чтобы в кормушках было угощение для зимующих птиц.

21 января 2018 года, во Всемирный день снега, наши воспитанники вместе с родителями и другими членами своих семей побывали в парках на специально оборудованных игровых площадках и катках. В детском саду тоже готовились к этому дню. Были сооружены снежные постройки и даже ледяные скульптуры. Активное участие в их создании приняли родители. Огромную радость у детей вызвали катание с горы на санках и проход на лыжах по проложенной лыжне на спортивной площадке, игра в снежки. Особенно им запомнилось состязание по метанию снежков в мишень. Самые меткие и ловкие были награждены подарками и грамотами. Зима – это самое благоприятное время года для закаливания детского организма, поэтому правильно организованная зимняя прогулка обязательно должна включать в себя различные подвижные игры и развлечения.

№15

Фотография 15

Заключение

Целостное восприятие окружающего мира в дошкольном возрасте возникает в результате объединения различных полученных знаний.

Природа, окружающая ребёнка с детства, позволяет чувствовать её красоту в любое время года. Детям необходимо прививать такие качества, как стремление беречь и понимать природу, знать флору и фауну родного края, особенности природных явлений – это и есть экологическое воспитание.

Учитывая личный опыт каждого ребёнка, опираясь на его интересы, необходимо поддержать дошкольника в его стремлении узнать что-то новое о явлениях природы. Наблюдения, практическая исследовательская деятельность, экспериментирование в природных условиях, развитие фантазии и воображения позволят выявить познавательные интересы и творческие способности воспитанников.

Достичь желаемых результатов можно только при тесном взаимодействии родителей, педагогов и детей.

Источники:

  1. Селезнёва Г.Б., Ковязина О.А., Голубева И.П. Лыжная прогулка. Дворец спорта Динамо [фильм] // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=FVSUjlgOdA0.
  2. Селезнёва Г.Б. Снегопад [фильм] // YouTube. URL:https://youtu.be/xmo0V5fpjQE.
  3. Селезнёва Г.Б. Иней [фильм] // YouTube. URL:https://youtu.be/Z5MTTrjyQPY.
  4. Селезнёва Г.Б. Ледяной дождь [фильм] // YouTube. URL:https://youtu.be/ncpwmqq-4hw.
  5. Т.А. Копцева. Природа и художник: программа по изобразительному искусству. М.: Сфера, 2008.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.