Рубрики
Дошкольное образование

Развитие творческого воображения на примере занятия «Игрушки из подручных материалов»

В статье представлен опыт проведения творческого занятия по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Игровое занятие проходило в рамках экологического проекта и было посвящено теме вторичной переработки мусора. Детям было предложено сделать игрушки, используя материалы (обертки, пластиковые трубочки и одноразовую посуду) и воображение. Показаны возможности интеграции элементов экологического воспитания в общеразвивающие психологические занятия в условиях детского сада. Автор видит огромный потенциал подобных занятий для развития у детей высших психических функций.

0
Кондрашкина Александра Сергеевна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа №1601 им. Героя Советского Союза Е.К. Лютикова»
askondrashkina@gmail.com

Аннотация: В статье представлен опыт проведения творческого занятия по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Игровое занятие проходило в рамках экологического проекта и было посвящено теме вторичной переработки мусора. Детям было предложено сделать игрушки, используя материалы (обертки, пластиковые трубочки и одноразовую посуду) и воображение. Показаны возможности интеграции элементов экологического воспитания в общеразвивающие психологические занятия в условиях детского сада. Автор видит огромный потенциал подобных занятий для развития у детей высших психических функций.

Ключевые слова: воображение, экология, мусор, творческие занятия, творчество, игровые занятия, дошкольное образование, старший дошкольный возраст.

У современных детей из-за переизбытка игрушек, всевозможных пособий, ярких мультфильмов и компьютерных игр часто плохо развито воображение. Известный психолог Е.О. Смирнова в своих трудах делает весьма печальные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей, в том числе и на развитие данной психической функции [4].

В психологии принята следующая классификация видов воображения [3]:

По способам активности:

  1. Активное.
  2. Пассивное.
  3. Преднамеренное (произвольное).
  4. Непреднамеренное (непроизвольное).

По результатам деятельности:

  1. Воссоздающее.
  2. Творческое.

В своей работе с дошкольниками я уделяю особое внимание развитию произвольного творческого воображения. Данный вид воображения «характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые, не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы» [2].

Существует множество исследований, говорящих о корреляции проведенных творческих занятий различной направленности и уровня развития воображения у детей [5].

Доказано, что нет более действенного способа развивать воображение, чем задействовать его в творчестве в самом широком смысле слова.

В своей работе я решила объединить два интересующих меня направления, а именно развитие творческого воображения и занятия по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие у воспитанников экологической культуры, включающей в себя гармоничность сосуществования человека и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом [6]. Важной основой экологического воспитания является психологическая база, ведь привить правильное отношение к природе можно только гармонично развивающейся личности, и в этом я вижу тесное переплетение психологического развития и экологического воспитания. Одной из крупнейших экологических проблем в современном мире является проблема утилизации отходов, в том числе и бытового мусора.

Для объединения двух этих важных тем мною был выбран проект, посвященный такой экологической проблеме, как вторичная переработка и многофункциональное использование бытового мусора. Проект представлял собой ряд мероприятий, направленных на формирование первичных представлений о переработке мусора.

В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

  1. беседа с детьми на тему: «Что происходит с мусором»;
  2. акция по сбору макулатуры;
  3. участие в благотворительной акции «Добрые крышечки»;
  4. занятие на развитие воображения «Игрушки из подручных материалов»;
  5. занятие на развитие логического мышления «Экоквест»;
  6. создание экоплаката в рамках участия в конкурсе «Сбережем планету вместе».

В данной статье представлено одно мероприятие, являющееся частью экологического проекта, а именно занятие на развитие творческого воображения «Игрушки из подручных материалов». Данное занятие проводилось в подгруппе детей 6–7 лет. Основной целью было развитие творческого воображения в процессе реализации проекта экологической направленности. В силу того, что данное занятие поводилось с детьми дошкольного возраста, а ведущая деятельность в этом возрасте – игра, то и форма нашего занятия была игровая. Как писал Д. В. Винникотт: «в игре, а возможно, только лишь в игре ребенок или взрослый обладает свободой творчества» [1].

Задачи, которые мы перед собой ставили:

  1. развитие творческого произвольного воображения;
  2. формирование положительного отношения к творчеству;
  3. закрепление навыков эффективной коммуникации в рамках выполнения совместного задания;
  4. реализация экологического проекта;
  5. просвещение детей по теме возможностей вторичной переработки мусора.

Перед началом занятия ребятам было предложено принести в детский сад те элементы бытового мусора, которые смогут послужить материалами для творчества; была проведена разъясняющая беседа о возможных материалах. На столе лежали материалы для творчества, принесенные ребятами (обертки от конфет, фольга, трубочки для напитков, одноразовая пластиковая посуда и т.п.), а также дополнительные, такие как клей, скотч, гуашь, карточки с мордочками животных и другие.

Рисунок 1

Детям было предложено, используя только те материалы, которые лежат на столе, и свое воображение, создать игрушки. И ребята с удовольствием приступили к выполнению задания.

Рисунок 2

Конечно, возникало много вопросов, и иногда требовалась помощь технического характера, например, когда надо было что-то скрепить или придержать. В этот момент я постаралась организовать среду взаимопомощи в группе, и дети стали помогать друг другу, а работа пошла быстрее и веселее.

Данное занятие очень понравилось детям, к тому же в процессе выполнения задания у них было задействовано воображение, что ведет к его развитию.

Рисунок 3

Помимо воображения подобные занятия способствуют развитию навыков успешной коммуникации, а также технического творчества и конструирования, а благодаря их непринужденному ходу формируется положительное отношение к творчеству и общению в группе сверстников. В ходе занятия детям было рассказано о защите экологии и предложены способы сокращения объемов бытовых отходов, в том числе за счет вторичного использования некоторых видов бытового мусора.

Рисунок 4

Я вижу огромный потенциал подобных занятий для развития не только воображения, но и других высших психических функций, таких как память, мышление и речь.

Список литературы:

  1. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. 288 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. М.: Питер, 2007. 583 с.
  3. Общая психология / под редакцией Гамезо М.В. М.: Оль-89, 2007. 346 с.
  4. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2008. 270 с.
  5. Поляшова Н.В., Квашнина А.Ю. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Гуманитариум. 2017. №1 (2) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
  6. Экологическое воспитание [Электронный ресурс]. URL: https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_fitsula_mm/ekologichne_vihovannya.htm.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Дарья Галкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.