Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. В этом процессе огромную роль играет не только общение со сверстниками, но и личностное общение со взрослыми.
Согласно концепции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальной ситуацией, то есть его положением в обществе, системой отношений со взрослыми и сверстниками [1]. В своей работе «Психология развития человека» психолог отдельно отмечал линиюкультурного совершенствования психологических функций:«В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна – это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая – линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения» [2].
Очевидно, что при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи эти две линии имеют более сложный рисунок взаимосвязей. Поэтому на занятиях с такими детьми педагоги должны учитывать эту особенность. Вовлечение родителей также является крайне важной задачей.
Приглашаем вас ознакомиться с нашим опытом создания семинара-практикума для родителей по развитию навыков взаимодействия с детьми с тяжелыми нарушениями речи «Волшебные ладошки» (Сценарий семинара по ссылке).
При конструировании семинара-практикума мы использовали названные выше аспекты и трансформировали их в игровые технологии с целью предоставить родителям педагогические инструменты культурного совершенствования психологических функций ребенка. Таким образом мы составили комплекс специальных упражнений для детей и родителей. Данный практикум направлен на решение следующих задач:
— расширение возможностей понимания своего ребенка;
— ознакомление с новыми навыками взаимодействия;
— активизация словаря, развитие мелкой моторики у ребенка;
— развитие пространственных представлений;
— развитие координации движений;
— развитие фонематического восприятие;
— активизация коммуникаций в семье.
Для создания соответствующей профилактической и воспитательно-образовательной среды нами были разработаны вспомогательные авторские игровые объекты: картинка «солнышко», «следы», шумовые наборы. Также на семинаре-практикуме были использованы каштаны, желуди, шишки, грецкие орехи, листы ватмана на каждую семью, цветная бумага, ножницы, клей, подносы, карандаши, салфетки, наборы фломастеров, пальчиковые краски, губки для рисования.
Продумана последовательность перемещений детей и родителей внутри этой игровой среды, а также логистика использования игровых объектов. Важно отметить, что все игры, задания и упражнения проводились совместно с родителями.
Такая организация досуга – это способ профилактики нарушений моторного праксиса. Кроме того, на семинаре мы создаем условия для формирования у родителей новых навыков общения со своими детьми и положительного вектора на взаимодействие со специалистами дошкольного отделения.
Основным результатом проведенного досуга мы определи то, что родители детей освоили основные принципы работы по культурному совершенствованию психологических функций ребенка и лично использовали психолого-педагогические методики.
Список использованной литературы:
- Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд. «Смысл», «Эксмо», 2005.
- Лучков В.В., Певзнер М.С. Значение теории Л.С Выготского для психологии и дефектологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1981. – № 4. – С. 60-70.
- Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М., 1989.
Рекомендуемые источники:
- Электронная полнотекстовая библиотека ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». [Электронный ресурс]. – URL: http://psychlib.ru/index.php (дата обращения 08.02.18).
- Электронная полнотекстовая библиотека ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет». [Электронный ресурс]. – URL: https://lib.mgpu.ru/article/1251 (дата обращения 08.02.18).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.