Рубрики
Дошкольное образование

Особенности обучения моделированию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на занятиях техническим творчеством

Дети с ограниченными возможностями здоровья получают равный доступ к образовательным ресурсам ГБОУ г. Москвы «Школа № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина». Дополнительное образование для дошколят не является исключением из общего правила.

0
Леонова Мария Александровна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина»,
maryleonov@gmail.com

Дети с ограниченными возможностями здоровья получают равный доступ к образовательным ресурсам ГБОУ г. Москвы «Школа № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина». Дополнительное образование для дошколят не является исключением из общего правила.

Конструирование – универсальный вид детской продуктивной деятельности; способствует становлению действий перцептивного моделирования. На занятиях техническим творчеством с детьми дошкольного возраста в течение двух лет применялись металлические конструкторы для создания разнообразных функциональных моделей. Ребята активно осваивали новую для них технику работы, пользовались инструментами: гаечным ключом, отверткой. При правильно организованном обучении можно решать задачи подготовки к школе, а также  социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

(Фото №1)

На занятиях техническим творчеством с применением металлических конструкторов у данных детей возникают сложности при выполнении ряда технических задач. Эти трудности определяются как уровнем развития сенсомоторных навыков, так и частичным или полным отсутствуем регуляторных механизмов познавательной деятельности: принятием задачи, планированием и контролем деятельности, оценкой ее результатов. Такие дети не владеют навыками «чтения чертежа», работы по схеме, по образцу, словесной инструкции, не запоминают последовательность действий (план). У некоторых ребят нарушена целость восприятия объекта. Несформированность действий перцептивного моделирования (ориентировочных действий) приводит к снижению познавательной мотивации или полному ее отсутствию, незаинтересованности в результатах любой продуктивной деятельности.

Технология обучения конструированию будет иметь свою специфику и определяться выше перечисленными особенностями воспитанников. (Подробнее об общих подходах к организации и проведению занятий техническим творчеством для детей дошкольного возраста с применением металлических конструкторов в рамках дополнительного образования читайте в статье «Применение металлических конструкторов на занятиях техническим творчеством для детей дошкольного возраста» .

Сначала детей обучают выполнению отдельных операций в игровой форме, например: «Собери Змейку». В данном случае процесс выполнения – это автоматизация способов закрепления деталей («планок») с помощью винтов и гаек, и как результат, в любой момент приводящих к созданию «целого» – модели «Змейка». Процесс изготовления приостанавливается, его промежуточный результат фиксируется педагогом: «Вот твоя змейка готова!», «А в какую сторону ползет?», «Почему?», «Как ты догадался?», «Чего змейке не хватает?». Ребята присоединяют головку и хвостик. Педагог предлагает детям собрать длинную «Змейку», затем короткую, сравнить их по длине. «Змейкой» также можно измерить стол, коврик на полу, можно сосчитать звенья в цепочке, сложить из нее геометрические фигуры или превратить в другое существо, например, в «Ящерицу».

(Фото№ 2)

Главное вызвать у детей практический интерес к результату деятельности

Потом при изготовлении «Черепашки» дети осваивают новые способы действия: присоединяют деталь «уголок» к «панели», а затем выполняют ряд операций, в результате которых «Черепашка» превращается в «Крабика».

(Фото№3)

Далее педагог предлагает детям игру «Обуем Осьминога». Ребята осваивают две последовательные операции, они присоединяют «планки» к «панели», а затем добавляют к «планке» «уголок».

(Фото №4)

И получается вот такое «Подводное царство»!

(Фото№5)

Ребята, овладевшие практическими действиями, ориентирующиеся в перцептивной модели, свободно переходят к созданию функциональных моделей. Например, модель «Табурет» легко превращается в модель «Стульчик» при замене двух планок или с помощью двух скоб преобразуется в модель «Кресло».(Подробнее о технологии создания функциональных моделей на занятиях техническим творчеством для детей дошкольного возраста с применением металлических конструкторов в рамках дополнительного образования читайте в статье «Применение металлических конструкторов на занятиях техническим творчеством для детей дошкольного возраста»).

(Фото№6)

При создании более сложных линейных моделей: стол, кровать, диван, скамья – используем следующий алгоритм:

1. Анализ модели, сравнение ее с прежними моделями.

2. Упражнения в способах действия, их автоматизация.

3. Преобразование модели с помощью деталей.

4. Практическое (игровое) применение модели.

(Фото№7)

При четком программировании задач и соблюдении алгоритма обучения практическая деятельность для большинства детей становится успешной, социально значимой: их изделия применяются в играх и на занятиях, а полученные элементарные технические навыки в дальнейшем могут совершенствоваться в начальной школе.

(Фото №8)

Данная образовательная технология позволяет в практической деятельности решать задачи комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: формировать регуляторные механизмы познавательной деятельности (как предпосылки учебной деятельности), доминантную социально-личностную мотивацию, управляющую поведением ребенка и способствующую успешной его интеграции в социуме.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.