Рубрики
Дошкольное образование

Пластилиновая терапия

Арт-терапия или «лечение искусством» – достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе с детьми и активно применяется в школах. Используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя, развить свою индивидуальность, восстановить гармонию разума и чувств. Существует несколько видов арт-терапии, такие как: песочная терапия, сказкотерапия, оригами, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, фототерапия и еще одно направление – лепка из пластилина. Лепить можно и из других материалов, таких как глина, тесто, воск и многие другие, но у пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет, сохраняет гибкость, нетоксичен, не прилипает к рукам, не оставляет жирных следов.

0
Сирюшева Любовь Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2089»,
lubovalex77@gmail.com

Арт-терапия или «лечение искусством» – достаточно молодое направление в психологии. Но уже сегодня эта методика стала очень популярной в работе с детьми и активно применяется в школах. Используют арт-терапию, чтобы снять стресс, улучшить настроение или же познать самого себя, развить свою индивидуальность, восстановить гармонию разума и чувств. Существует несколько видов арт-терапии, такие как: песочная терапия, сказкотерапия, оригами, изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, фототерапия и еще одно направление – лепка из пластилина. Лепить можно и из других материалов, таких как глина, тесто, воск и многие другие, но у пластилина есть преимущество перед другими материалами: он не сохнет, сохраняет гибкость, нетоксичен, не прилипает к рукам, не оставляет жирных следов.

В ходе занятий с использованием пластилина у детей улучшается мелкая моторика, развивается глазомер, позволяющий развивать чувство пропорции,определять размер, расположение и форму предметов.  Оказывая влияние на уровень развития моторных навыков, пластилиновая терапия, положительно влияет на умения детей в написании буквы и цифры по образцу, в начертании прямой линии, на умение аккуратно вырезать, клеить и рисовать, а также на развитие сенсорных способностей. Одним из самых эффективных упражнений формирования мелкой моторики является создание работ, состоящих из множества скатанных (иногда еще и слегка сплющенных) небольших пластилиновых деталей.

 

Фотографии 1–2

В отличие от рисования, где рисунок трудно исправить, «пластилиновая работа» вдохновляюще легка в корректировке и способствует развитию детской фантазии, индивидуальности. Лепка улучшает мышление, формирует навыки работы с плоскостью, развивает способность у обучающихся самостоятельно выстраивать план действий, творчески достигать поставленной цели, побуждает к самовыражению, к желанию экспериментировать и создавать что-то новое; происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира – мыслей, чувств, желаний, что способствует повышению самооценки, улучшению душевного состояния, настроения. После занятий дети ощущают внутреннее удовлетворение, исчезают неадекватные формы поведения. В процессе увлекательной лепки детям приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Происходит своего рода «лечение цветом». Всем известно, что различные цвета способны влиять на психику, обусловленную излучением электромагнитных волн, обладающих целебными свойствами. Они могут помочь восстановить душевный баланс личности и даже некоторые аспекты физического здоровья. Подобрав «правильные» цвета конкретно для себя, человек может почувствовать себя более здоровым и веселым. В связи с этим можно комбинировать тона и улучшать настроение, общее самочувствие, делая жизнь более интересной и яркой. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого человека, заботы о нем, его чувствах, переживаниях.

Выделяют следующие виды техник работы с пластилином: рисунок, аппликация, создание барельефов, создание мозаик, витражей, работу с дополнительными материалами (проволоки, стекла, нитки, крупы, природных материалов и т.д.). К основным приёмам лепки относят раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, вытягивание, заглаживание, соединение, разрезание.

С помощью пластилина ребятам под силу создать интересные творческие работы. Во время очередной пластилиновой арт-терапии в декабре 2017 года ребятам ГБОУ Школы № 2089 удалось создать удивительные пейзажи! Для этого на картоне (можно использовать и другую плотную основу) нужно предварительно сделать эскиз картины, а затем, разминая в ладонях пластилин, размазать его пальчиками по эскизу картины, заполняя выделенные области, после чего дополнить объемными элементами в виде жгутиков, шариков и т.д.

 

 

 

Фотографии 3–9

Второклассники ощущали психологический комфорт, защищенность, радость, успех, внутреннее удовлетворение. Среди них пока нет великих художников, актеров или поэтов. Но, как оказалось, в каждом ребенке уже есть большое желание создавать что-то уникальное и прекрасное!

Занятия лепкой организуются на многих уроках изобразительного искусства, на технологии, что позволяет обучающимся более эффективно познать объемно-пространственные свойства действительности, расширить свой художественный кругозор. Можно создавать не только «пластилиновые картины», но и объемные фигуры, составлять оригинальные декоративные композиции или использовать пластилин в технике папье-маше.

Например, в 3 классе на уроке  изобразительного искусства программы Б.М. Неменского по теме: «Посуда у тебя дома» в процессе изготовления посуды из пластилина удалось на практике познакомить детей с проектированием предметов по принципу стилевого единства, с понятиями «гармония», «колорит», а такженаучить создавать ансамбль предметов в их единстве.

Фотография 10

Иногда готовые работы из пластилина сверху дополнительно раскрашивают гуашью или дополняют различными природными материалами.

Подарить радость творчества в работе с пластилином можно на уроках окружающего мира, что содействует формированию творческого отношения к действительности, способствует знакомству с миром в процессе частичного использования разных его предметов. Например, при знакомстве с насекомыми предлагалось обучающимся создать стрекозу. Тело стрекозы приемом вытягивания выполнялось из пластилина, а вместо крыльев были использованы семена клёна. Получилась быстрая и простая поделка с использованием природного материала, в процессе изготовления которой идет знакомство с описанием обозначенного представителя насекомых, его внешними характеристиками, а также описанием клена, семена которого дополнили образ стрекозы. При изучении рыб ребята с удовольствием изготавливали свои аквариумы. В таких работах благодаря пластилиновой основе, легко было закрепить не только семена, но и небольшие камешки, крупу, стебли растений и т.д.

Используя пластилиновую терапию на уроках математики, проще всего получается объяснить разницу между кругом и шаром, квадратом и кубом, познакомить с такими геометрическими телами, как эллипсоид, полусфера, конус. Выполняя деление кусочка пластилина, дети легко осваивают понятие «часть-целое».

В 1 классе в период обучения грамоте пластилиновая терапия была актуальна при выполнении такой проектной работы как «Алфавит». Также первоклассникам  предлагались и другие работы с пластилином, например, составить звуковые схемы слов, обозначая звуки в виде синих (твердые согласные), зеленых (мягкие согласные), красных (гласные звуки) пластилиновых шариков. Полученные трехцветные пластилиновые бусы можно было продолжать использовать при украшении поделок на технологии или дополнить ими предстоящую работу по изобразительному искусству.

Игры и сказки на уроках литературного чтения также позволяют мне включать в занятия детей лепкой, что способствует не только повышению их творческой активности, но и общему всестороннему развитию личности. В создании пластической композицию по мотивам литературного произведения ребята учатся показывать свой эмоциональный отклик, определять внешние узнаваемые черты героев.

Пластилиновая терапия имеет широкие возможности при работе с обучающимися любой возрастной категории, а также  является одним из способов взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и поиска для них наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания. Пластилиновая арт-терапии лежит в основе многих авторских коррекционно-развивающих программ, проектных работ, а также находит широкое использование во внеурочной деятельности (конкурсы, мастер-классы, создание мультфильмов).

Список литературы:

1. Богданова Е. Арт-терапия для детей: лепка из пластилина. [Электронный ресурс]. URL: http://semya-i-detstvo.ru/art-terapiya-dlya-detej-lepka-iz-plastilina.html (дата обращения: 09.01.2018).
2. Васильева С.О., Зембеля И.А. Лепка из пластилина. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/28/lepka-iz-plastilina (дата обращения: 09.01.2018).
3. Логинова О.И. Психологическая помощь. [Электронный ресурс]. URL: http://olga2901l.narod.ru/art_glina.html (дата обращения: 09.01.2018).
4. Пушина А. Проектная работа по теме: Скрытые возможности кусочка пластилина. Лепка – как арт-терапия для подростка. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2014/01/13/proektnaya-rabota-po-teme-skrytye-vozmozhnosti (дата обращения: 09.01.2018).
5. Целюк Т. Влияние цветов на психику человека. Воздействие цвета на психологическое состояние человека. [Электронный ресурс]. URL: https://www.syl.ru/article/166567/new_vliyanie-tsvetov-na-psihiku-cheloveka-vozdeystvie-tsveta-na-psihologicheskoe-sostoyanie-cheloveka (дата обращения: 09.01.2018).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.