Рубрики
Дошкольное образование

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием ИКТ в подготовительной группе «Путешествие в мир математики»

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для организации образовательного процесса. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Такой наглядностью в полной мере являются различные мультимедийные технологии, выступающие эффективным инструментом познания окружающего мира в условиях организованной образовательной деятельности.

0
Головкина Ольга Валентиновна,
воспитатель,
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1413»,
golovkina_olga@inbox.ru

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для организации образовательного процесса. Еще К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Такой наглядностью в полной мере являются различные мультимедийные технологии, выступающие эффективным инструментом познания окружающего мира в условиях организованной образовательной деятельности.

Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников во всех образовательных областях. Большую роль компьютерные технологии играют в познавательном развитии, в частности, в формировании элементарных математических представлений.

Использование современных компьютерных технологий в рамках образовательной деятельности по ФЭМП позволяет педагогу создать у детей дополнительную мотивацию к образовательной деятельности; формировать навыки самоконтроля; использовать компьютер для более эффективного и глубокого усвоения математических знаний и представлений.

Грамотное использование компьютера в дошкольной образовательной организации ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Организованная образовательная деятельность с использованием компьютера не изолирована от педагогического процесса, а используется в сочетании с традиционными играми и упражнениями, не заменяя привычную образовательную деятельность, а дополняя ее, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Цель: Обобщить и закрепить полученные знания по формированию элементарных математических представлений  у детей 6–7 лет.

Задачи:

Образовательные задачи:

1) Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

2) Закрепить понимание отношений между числами натурального ряда; умение называть последующее и предыдущее число к названному.

3) Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

4) Обобщать представления о времени: его текучести,  периодичности, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

5) Уточнить знание геометрических фигур, некоторых их свойств. Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов (цвет, форма). Закреплять умение сравнивать предметы по положению в пространстве.

6) Закрепить умение ориентироваться на странице тетради; закреплять способность к моделированию (в виде рисунка) в соответствии с инструкцией взрослого.

Развивающие задачи:

1) Развивать логическое мышление и сообразительность.

2) Развивать пространственное мышление.

3) Развивать мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные задачи:

1) Воспитывать нравственно-волевые качества – целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату.

2) Формировать интерес к физическим упражнениям, активность в самостоятельной двигательной активности.

3) Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие».

Оборудование и материалы: проектор, экран, ноутбук, медиапрезентация к занятию, конверт, письмо, карточки с заданиями, доска, мелки, набор «Учись считать» по количеству детей, геометрические фигуры, листы бумаги в клетку, простые карандаши, сундук, сувениры для детей.

Ход НОД

I. Вводная часть (организационный момент, мотивация на деятельность)

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку. Послушайте, пожалуйста:

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Появились на пути!..

В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы попутешествовать по радуге?

Слайд с видео (см. Приложение)

Воспитатель: Ребята с радугой произошла беда: ее краски перемешались. Давайте поможем Фее собрать все цвета по порядку.

Воспитатель: Ребята поможем феи  собрать радугу. Но чтобы её собрать, нужно выполнить несколько заданий, и  каждое выполненное задание подарит  нам один  цвет радуги.

II. Основная часть

1 задание (Актуализация опорных знаний детей)

1) Какое число задумано, если оно на один больше 9-ти, 12-ти.

2) На один меньше 6-ти, 13-ти.

3) Какой сегодня у нас день недели? (Среда)

4) А вчера, какой был день? Кто ответит? (Вторник)

5) Какой день недели у нас будет завтра? (Четверг)

6) Назовите шестой день недели, третий, пятый.

7) Ребята, что длиннее неделя или месяц?

8) Назовите последний месяц года?

9) Назовите четвертое лишнее:

а) зима, среда, весна, лето;

б) трапеция, ромб, квадрат, треугольник.

Появляется первый слайд – 1 цвет (Красный)

Воспитатель: Молодцы, первое задание мы выполнили, но нам надо и с остальными  заданиями справиться. Но для начала вам нужно разделаться на две команды. Вы уже обратили внимание, что на каждой половине доски прикреплены жёлтый и зелёный круги. Точно таких цветов у вас бейджи.

2 задание (Установление отношений между числами натурального ряда в пределах 20: больше – меньше)

На доске написаны числа от 1 до 20. Воспитатель берет второе задание и читает:

Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить? (Ответы детей) Команда зелёных должна обвести цифры, которые меньше 10, а команда желтых – все числа больше 10.

(Групповая проверка детьми выполненного задания)

Появляется 2 слайд – 2 цвет радуги (Оранжевый)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Приступаем к следующему.

3 задание (Составление и решение простых арифметических задач)

Воспитатель: Присаживайтесь за столы, у вас на столах лежат математические наборы, они нам сейчас будут нужны для решения задач. Но сначала давайте вспомним, из каких частей состоит любая задача (Условие. Вопрос. Решение. Ответ)

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на картинку. (3 слайд с задачей) Кто может составить (придумать) условие к задаче? Какой вопрос можно поставить к этой задаче? Давайте выложим  решение этой задачи с помощью арифметических знаков и цифр. Кто мне может дать полный ответ к задаче? (Ответы детей.) Давайте проверим, все ли справились с задачей (4 слайд с проверкой).

(Аналогичная работа проводится со второй задачей.) (5 слайд с задачей, 6 слайд с проверкой)

Появляется 7 слайд – 3 цвет (желтый).

4 задание (Решение логических задач)

Воспитатель: Следующее задание. И снова задачи. Послушайте внимательно условие и вопрос первой задачи. Подумайте, правильно ли поставлен вопрос к задаче? «На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был номер у машины?» Можно ли решить эту задачу? (Ответы детей.) Почему? Как надо изменить вопрос, чтобы решить эту задачу? (Ответы детей.) Решите еще мою задачу: «У бабушки Даши  внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Ответы детей.)

Появляется 8 слайд – 4 цвет (Зеленый)

5 задание (Физкультминутка)

Воспитатель: Очень хорошо. Молодцы! Мы с вами сегодня много считали, решали, а сейчас немного отдохнем. Встаньте все из-за своих столов.

Физкультминутка «Капитаны»

Появляется 9 слайд – 5 цвет (Голубой)

Воспитатель: Молодцы, отдохнули, ну а теперь продолжим работу, осталось ещё два цвета! (Зачитывается следующие задание)

6 задание (Графический диктант по клеточкам «Самолет»)

Воспитатель: Следующее задание – графический диктант. Возьмите листочки с клеточку и простой карандаш. Найдите точку на листе бумаги и внимательно слушайте задание.

Рисунок 1

Воспитатель: Какой предмет у вас получился? Самолет! Вы хорошо справились с заданием.

Появляется 10 слайд – 6 цвет (Синий)

7 задание (Запоминание геометрических фигур по двум признакам – форме и цвету)

Воспитатель: Ну, и последнее  задание (11 слайд – геометрические фигуры)

Воспитатель: Посмотрите на экран. Назовите геометрические фигуры, которые вы видите,  их цвет и форму. А теперь постарайтесь запомнить, в какой последовательности расположены эти фигуры в ряду. Затем я закрою  слайд, а вам нужно будет по памяти выложить геометрические фигуры в той же последовательности.

(Дети смотрят, запоминают рисунок с фигурами. Воспитатель закрывает слайд.)

Дети раскладывают фигуры на своих партах.

Воспитатель показывает образец (12 слайд с всплывающими геометрическими фигурами) и предлагает проверить, как справился с заданием сосед по парте.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Пожалуйста, оцените свой результат. Правильно ли вы справились с заданием? Давайте ещё раз попробуем выполнить с этим заданием.

Воспитатель показывает второй образец с геометрическими фигурами (13 слайд). Дети выполняют задание. Проверяют друг друга.

III. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия)

Появляется 14 слайд – вся радуга.

Воспитатель: Молодцы! Все задания мы с вами выполнили. Ребята, давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы помочь Фее? (Ответы детей.)

Воспитатель: Фея вас благодарит вас за помощь. Она приготовила для вас небольшие подарки, которые лежат в этом волшебном сундучке (раздает детям сувениры).

Приложение к статье доступно по ссылке.

Список литературы:

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в дошкольном образовании. М., 1994.
2. Новикова В.П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии / Под ред. И.М. Маркова. М.: Наука, 1999.
4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.