Рубрики
Дополнительное образование

Новые тенденции в деятельности музеев образовательных организаций

Данные рекомендации определяют новые тенденции в развитии музеев и практико-ориентированные технологии, которые могут быть использованы в деятельности музеев образовательных организаций и направлены на выстраивание эффективной системы организации музейной деятельности.

0
Мелина Светлана Ивановна,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
melinasi@mosmetod.ru
Щербаков Сергей Николаевич,
методист
ГБОУ ГМЦ ДОгМ,
scherbakowsn@mosmetod.ru

 

Аннотация: данные рекомендации определяют новые тенденции в развитии музеев и практико-ориентированные технологии, которые могут быть использованы в деятельности музеев образовательных организаций и направлены на выстраивание эффективной системы организации музейной деятельности.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом основных направлений работы руководителей школьных музеев на основе Концепции развития музейной деятельности в Российкой Федерации на период до 2020 года. Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных технологий организации музейной деятельности.

Целью разработки данных методических рекомендаций является выявление основных тенденций в развитии музеев и наиболее эффективных педагогических инновационных технологий для внедрения в практику организации музейной деятельности.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) и классных руководителей, с современным пониманием процессов воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017 г.).

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют теоретические знания об инновационных технологиях, возможных в практическом применении при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе реализации современных технологий и подходов.

Содержание

Музейные учреждения занимают особое место в культуре любой страны, любого общества. В наше время музей стал непреходящим фактором духовной жизни, центром отбора, атрибуции, сохранения и экспонирования историко-культурного наследия, институтом формирования исторического сознания и нравственно-эстетической культуры. Для миллионов семей – это неотъемлемый элемент свободного времяпрепровождения, средство общения с раритетами прошлого и настоящего.

«Меняющийся музей в меняющемся мире» – это отражение существующей реальности. Музейная деятельность усложняется, совершенствуется, компьютеризируется, приобретает все большее социокультурное значение.

В настоящее время выявлены следующие тенденции:

– В странах создается большое количество народных музеев, музеев-памятников, музеев-заповедников, отдельных зданий и комплексов современной культуры и культуры прошлого, архитектуры и природы.

– Интенсифицируется работа по музеефикации памятников архитектуры и истории, собранию коллекций, поиску и реставрации экспонатов.

– Развивается разнообразная по формам выставочная деятельность музеев, сопровождающаяся лекциями, концертами, презентациями книг, созданием кинофильмов.

– Музейная практика сильно опередила теорию; изменения в музейной деятельности не были подготовлены музейной наукой (музеологией), обосновывающей существование музея в его классической форме.

– «Музейный бум» является неоспоримым фактом современной культуры. Статистические данные обнаруживают количественный рост посетителей музеев во всем мире.

– Наличие музея утверждает значимость истории страны (города и др.).

Сегодня общество рассматривает музей как средство, способное оказать существенное влияние на развитие образования. В современном мире музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, так как является каналом распространения ретроспективной информации, раскрывающей ценности культуры прошлого, обеспечивающей непрерывность и преемственность ее наследия. Современная социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску уникального своеобразия, к необходимости организации социально-востребованной деятельности.

Музейная педагогика в современной школе явление нередкое, ее разностороннее содержание находит реализацию в виде результативных комплексов, методов и способов усвоения и закрепления полученных знаний на уроке; содействует расширению кругозора и лексикона обучающихся, воспитания патриотических и эстетических чувств. Музей образовательной организации как открытая образовательная среда предоставляет множество возможностей для детей и педагогов. Ценность школьного музея состоит в том, что он отражает индивидуальность каждой школы и пути ее дальнейшего развития, формирует школьные традиции, помогает раскрыть внутренний мир обучающихся. На основе музея строится учебно-воспитательная работа образовательной организации.Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность граждан страны – впитавших ее ценности, историю и традиции.

Каким быть музею образовательной организации в современных условиях? Какими возможностями для развития московских школьников он обладает? Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея. Всем известно, что для достижения новых результатов нужно использовать новые механизмы, направленные на выстраивание эффективной системы организации музейной деятельности. Теперь каждый музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности и разнообразии форм интерпретации музейного собрания. Это происходит под действием современной межкультурной коммуникации, называемой «диалогом культур».

При определении приоритетных направлений музейной деятельности учитываются современные тенденции развития музеев и в деятельности музеев образовательным организациям рекомендуется:

Руководителям школьных музеев (музейным педагогам, педагогам-организаторам):

1. Способствовать возрастанию роли музеев в сфере образования за счет активного использования уникальной предметной среды музейных экспозиций. Мощной формой межмузейной интеграции являются конкурсы. «Перезагрузка» городского конкурса «Школьный музей: новые возможности» на 2017-2018 учебный год произошла через обновление содержания его номинаций, таких как: «Музейная история», «Музейный маршрут», «Музейная игра» и «Музейные жанры (эволюция предметов быта)». Возникновение и трансформация музейных потребностей связаны с осмыслением роли музея в обществе и культуре. «Открытый музей» – это не только обновление содержания деятельности, но и использование его образовательно-воспитательного потенциала, так как приоритетной аудиторией современного музея любого вида и профиля являются дети всех возрастов. Всем стало очевидно, что разнообразие номинаций приведет к изменению содержания работы музеев образовательных организаций, ведь современному учителю необходимо овладеть новой воспитательной практикой, найти средства развития личности в контексте культуры.

2. Активнее внедрять в работу музеев информационные и коммуникационные технологии. Появление разнообразных виртуальных музеев происходит стихийно. Выявлена тенденция возникновения и роста межмузейного информационного пространства. Развитие виртуальных музеев очевидно и бесспорно, но оно не отрицает необходимость существования реальных музеев. Нужно помнить, что функция образования и воспитания основывается, прежде всего, на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.  Сайт музея должен быть построен на принципах интерактивности и динамического обновления информации.

3. Выявлять новые технологии, механизмы и организационные формы, позволяющие обеспечить сохранность музейных предметов и коллекций при одновременном расширении их доступности для посетителей. В настоящее время в российских музеях сложилась вполне оправдавшая себя система культурно-просветительной работы. Это циклы лекций, народные университеты культуры, выставки, организованные на основе музейных фондов, «декады», «недели», «дни» музея в культурно-просветительных и образовательных учреждениях, научные семинары, чтения, конференции, презентации и другие виды информационно-просветительной деятельности. Наконец, это издание путеводителей, проспектов, альбомов, компакт-дисков, размещение музейных сайтов в сети Интернет, что на порядок увеличивает их аудиторию.

Музей привлекает внимание детей преимуществом зрительного восприятия предметного ряда, возможностью не только представить те или иные вещи, а в прямом смысле прикоснуться к ним. Как отмечают сами ребята, в музее иная атмосфера: она позволяет переключиться с напряжённого учебного ритма в более мягкую творческую обстановку, свободную от жёстких рамок традиционных уроков, приветствующую свободное партнерское общение и обсуждение новых идей и предложений. Номинация «Музейная история» направлена на освоение и использование новых форм исследовательской, поисковой, воспитывающей, творческой деятельности обучающихся, пополнение фондов школьного музея и может содержать историю (в виде очерка, эссе, рассказа, хроники и т. п.) создания музея образовательной организации. Всё это способствует развитию творческих способностей обучающихся, так как формы представления работы могут быть разными: текстовый материал, фотоальбомы, презентации, видеофильмы и т.п.

4. Обеспечить развитие музеев как комфортной среды путем приоритетного развития инфраструктуры приема посетителей. Так как музей предоставляет широкий круг деятельности, ребята имеют возможность выбрать для себя любое направление, которое им по душе, а нередко и совмещать несколько. Так, кто-то хочет научиться или совершенствовать навыки красноречия путём проведения экскурсий, другие с удовольствием занимаются оформительской деятельностью, третьим нравится работа фотокорреспондентов, иные любят устраивать праздничные приёмы с чаепитием для ветеранов и гостей школы. Ну а, пожалуй, самое массовое участие ребят проявляется во введённых в практику в последнее время инсценированных экскурсиях в музее на историческую тематику. Ребята с удовольствием включаются в театрализованные постановки, примеряя на себя образы разных исторических персонажей, предлагая и разрабатывая собственные сценарии. «Музейный маршрут» может быть разным: игровой путеводитель по школьному музею, маршрутный лист; экскурсионный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по музею образовательной организации; виртуальная экскурсия по памятным местам района, округа или города; экскурсия-реконструкция, авторская экскурсия с элементами персональных историй и т.п. В номинации «Музейная игра» могут быть представлены традиционные настольные игры, музейное лото, музейные «пазлы», игры-реконструкции и т. п. Особенно полезна такая работа с детьми раннего возраста, где фольклор и игра – основа развития. В номинации «Музейные находки» могут быть представлены театральные постановки, мастер-классы, выставки-ярмарки, досуговые мероприятия, творческие наглядные проекты (лэпбуки) и т.п. В номинации «Музейная инициатива» могут быть представлены такие результаты деятельности, какпроект, направленный на развитие музея образовательной организации или его создание, посредством повышения эффективности музейной деятельности (работа с ветеранами войн и педагогического труда, музейное волонтерство, сотрудничество с местным сообществом, принципиальное обновление музейной экспозиции и т.п.).

5. Способствовать предпрофессиональной подготовке обучающихся по направлению «Музейное дело».Члены актива музея проявляют себя коммуникабельными и социально мобильными. Во-первых, ребята проводят экскурсии – они встречают гостей, чувствуют себя хозяевами своего музея. Они гордятся тем, что именно в школе есть такой замечательный музей. И они уже настолько хорошо владеют темой, что свободно рассказывают о ней другим, отвечают на вопросы и им это нравится. Они понимают, что знают больше об этой теме, чем посетители. Во-вторых, они чувствуют свою важность и значимость. Умение входить в контакт с участниками экскурсии способствует развитию коммуникабельных способностей учащихся, свободному владению словом и даже приобретению актерского мастерства. Именно в музее, где в центре находятся подлинники истории и культуры такие понятия и ценности как «связь времён», «наследие», «подвиг», «национальная традиция», «гражданский долг», «служение Отечеству» приобретают реальность и значимость.

Чтобы быть востребованными новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только экспонатов, но и поиска новых форм и методов музейно-педагогической работы, которая позволяла бы непрерывно «держать» аудиторию, пробуждать и поддерживать в ней интерес.

Классным руководителям необходимо использовать новые тенденции в деятельности музеев образовательных организаций:

1. При реализации воспитательного процесса использовать ресурс музея образовательной организации.

2. Учесть возможность организации и проведения интегрированных занятий в пространстве школьного музея.

3. Использовать тематические экспозиции музея образовательной организации при проведении игр, виртуальных экскурсий, викторин,дискуссий, дебатов, театрализаций, конференций.

4. Использовать средства музейной педагогики при организации исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации системно-деятельностного подхода при составлении заданий и работе над проектами.

5. Опираться на инициативу обучающихся при планировании и организации мероприятий воспитательного значения в пространстве школьного музея.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0