Рубрики
Дошкольное образование

Викторина как форма организации закрепления представлений о родном городе у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

В ходе коррекционно-педагогической работы мы, учитель-дефектолог (тифлопедагог) и учитель-логопед сделали вывод о том, что у детей с ОВЗ (с нарушением зрения) наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности.

0
Голяченкова Валентина Викторовна,
учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
golyachenkovav@mail.ru
Бинатова Саида Анваровна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
blesssk@mail.ru

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с интересом.

Анатоль Франс

В ходе коррекционно-педагогической работы мы, учитель-дефектолог (тифлопедагог) и учитель-логопед сделали вывод о том, что у детей с ОВЗ (с нарушением зрения) наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы. У детей с нарушением зрения преобладает непроизвольный вид памяти. Они лучше запоминают то, что им интересно или привлекает их внимание. Поэтому процесс обучения и развития детей мы выстраиваем таким образом, чтобы ребенку было интересно: подбираем увлекательные задания, включаем в коррекционно-развивающие занятия соревновательные моменты. Мы убедились, что важно использовать разные формы коррекционно-развивающих занятий, в том числе и нестандартные. В ходе работы мы заметили у детей интерес к проведению викторины – увлекательной игры в вопросы и ответы. В связи с этим мы стали использовать викторину, как средство развития познавательных интересов дошкольников.

Викторина, как познавательная игра, способствует активизации образовательного процесса, развивает наблюдательность, внимание, память, мышление. Викторину мы применяем, как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

Викторина позволяет не просто механически выполнить известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять и оценивать. Мы заметили в ходе викторины, что даже те дети, которые не проявляют интереса на коррекционно-развивающих занятиях, начинают размышлять, увлекаются поисками ответов. Мы считаем также, что при проведении викторины дети учатся работать в команде, слушать и слышать каждого, принимать коллективные решения, радоваться победам или переносить неудачи.

Но для того, чтобы сохранить дух соревнования, вызвать желание у каждого ребенка активно участвовать в викторине, показать свои знания и умения и получить удовлетворение от этого, мы тщательно продумываем методы и приемы ее проведения. Сначала выбираем тему и выстраиваем содержание: вопросы должны полностью отвечать теме викторины и базироваться на тех знаниях и представлениях, которые дети получили в процессе работы на коррекционно-развивающих занятиях. К участию в викторинеготовимся заранее: викторина проходит намного интереснее, когда дети больше к ней подготовлены. Поэтому мы подключаем к участию и родителей: советуем им прочесть по заданной теме статьи, рассказы, выучить с детьми стихи, пословицы, даем примерное содержание бесед. За несколько дней до викторины на коррекционно-развивающих занятиях и в дефектологическом сопровождении проводим с детьми небольшие беседы по теме викторины, рассматриваем иллюстрации, читаем отрывки из произведений, стихи. О дне викторины сообщаем детям заранее.

Предлагаем вниманию наших читателей викторину «А знаешь ли ты Москву?».

Цель: создать у детей образ Москвы, главного города России.

Задачи: расширять и углублять знания детей о своем родном городе, его истории и достопримечательностях; закреплять знания о символике г. Москвы; воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства с родным городом; воспитывать гордость, любовь и уважение к родному городу; развивать речь, память, мышление.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о родном городе; заучивание и разбор пословиц о Москве; рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток о Москве; слушание гимна Москвы и песен о Москве; составление из частей картинок; дидактические игры «Найди Москву», «Ошибки художника»; урок мужества, посвященный исторической битве под Москвой; конкурс рисунков «Мой любимый город»; работа с родителями по проведению экскурсий по городу, бесед с детьми о Москве.

Ход викторины

Организационный момент.

Вход детей под музыку А. Петрова «Я шагаю по Москве».

1 ведущий: приветствуем всех на викторине «Знаешь ли ты Москву?», которая определит то, как вы знаете свой родной город. Викторина – это игра в вопросы и ответы. Она содержит несколько конкурсов. Сегодня в нашей игре-викторине будут участвовать две команды. Прошу команды поприветствовать друг друга (участники игры называют свою команду и капитана).

2 ведущий: за каждый правильный ответ команды будут получать звездочки. Итак, мы начинаем викторину. Первый конкурс «Исторический».

Ведущий поочередно задает вопросы командам «Солнышко» и «Звездочка»:

– Сколько лет городу Москве?

– Где был основан город Москва?

– Почему он назван Москвой?

– Кто был основателем города?

– С чего началось строительство города Москвы?

– Из какого материала строился город Москва?

– Что называют сердцем Москвы?

– Соберите слово из букв и прочитайте. Что оно обозначает? (обе команды собирают из букв слово «Кремль»).

– Найдите фотографию, на которой изображен Ю. Долгорукий (задание одновременно выполняют обе команды).

 

Фотография 1–2

1 ведущий: у каждого города, страны есть отличительные знаки, их называют символами. Приглашаю вас на второй конкурс нашей викторины «Символы города Москвы»:

– Найдите флаг Москвы (находят среди других флагов).

– Что обозначают цвета на флаге?

– Составьте картинку с флагом Москвы (обе команды составляют флаг из частей).

– Что такое герб?

– Найдите герб Москвы (находят среди других гербов).

– Кто изображен на гербе Москвы?

– Что такое гимн?

– Как нужно слушать гимн?

– Составьте картинку с гербом Москвы (обе команды одновременно составляют герб из частей).

2 ведущий: предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку:

Много звезд на небе (руки вверх, посмотреть вверх),

Много на земле (посмотреть вниз).

Светятся, сияют звезды на Кремле (руки перед собой, сжать-разжать кулаки – имитация блеска звезд).

Фотография 3

1 ведущий: следующий конкурс в нашей викторине «Кремлевский»:

– Где находится Московский Кремль?

– Как называется самая большая пушка на территории Кремля?

– Что находится рядом с Царь-пушкой?

– Почему памятники литейного искусства в Кремле называются Царь-колокол, Царь-пушка?

– Сколько башен у Московского Кремля?

– Назовите башни Кремля.

– На какой башне Кремля есть часы?

– Как они называются?

– Назовите место работы президента.

– Как зовут президента России?

2 ведущий: приглашаю на конкурс капитанов:

– Какие вы знаете пословицы о Москве?

– В Москве много площадей, а какая самая главная?

– Какая площадь в Москве самая древняя?

– Какой самый удобный и быстрый транспорт в Москве?

– Кто назовет больше станций метро?

– В Москве много театров, а самый главный?

– Как называется микрорайон города, в котором мы живем?

– Назовите адрес нашего детского сада.

1 ведущий: следующий конкурс в нашей игре «Достопримечательности города».

– Как вы понимаете значение слова «достопримечательность»?

– Командам предлагается узнать по иллюстрациям достопримечательные места города: команда «Солнышко» – Красная площадь, памятник А.С. Пушкину, Третьяковская галерея, Большой театр, Царь-колокол, кукольный театр имени Образцова. Команде «Звездочка» – Царь-пушка, театр имени Дурова, памятник Ю. Долгорукому, зоопарк, собор Василия Блаженного, музей Российской армии, музей Бородинская панорама.

 

Фотография 4–5

2 ведущий: приглашаю на конкур «Спортивный». Посмотрите на иллюстрации и назовите главные стадионы города Москвы.

Все москвичи любят заниматься спортом. Вы, ребята, любите спорт? Предлагаю командам провести соревнование «Перетягивание каната». Правила: команды встают напротив друг друга и стараются перетянуть канат. Выигрывает та команда, которая перетянет канат.

1 ведущий: в нашей игре-викторине «Литературный» конкурс. Каждой команде нужно прочитать по одному стихотворению о городе Москве.

И. Черницкий «Есть на свете город…»

Есть на свете город

Всем нам дорогой.

Башнями резными

Встал он над рекой.

А на башнях звезды –

Светят в синеве.

И поют ребята

О родной Москве.

На Москву с надеждой

Шар земной глядит:

Для людей планеты

Мир она хранит.

Бой часов кремлевских

Слышен всей земле…

И поют ребята

О родной Москве.

Е. Карасев.

Все мы гордимся нашей Москвой,

Наша столица – город-герой,

Красные звезды горят над тобой,

Город родной, город-герой.

Смело с врагами битву вела

И победила наша Москва.

Все мы сегодня гордимся тобой,

Город родной, город-герой.

2 ведущий: ребята!

Мы убедились, что вы хорошо знаете Москву, а теперь посмотрим, не спутаете ли вы ее с другими городами. Конкурс «Найди Москву». Из набора открыток вам нужно выбрать только открытки с видами Москвы.

 

Фотография 6–7

1 ведущий: молодцы, ребята! Мы увидели, что вы достойны своего города и ч честью можете называться москвичами. А кто же у нас победил в викторине? Давайте посчитаем звездочки.

Ведущий называет команду-победительницу, награждает призами и предлагает команде сделать круг почета.

Фотография 8

Дети уходят под музыку А. Петрова «Я шагаю по Москве».

Заключение

Результатом работы по проведению викторины «А знаешь ли ты Москву?» стало то, что дети полюбили эту игру-состязание в сообразительности и эрудированности и просили устроить им еще викторину. Порадовали их высказывания: «Эта игра такая интересная, здорово в нее играть! Хотим еще!». Детям понравилось пробовать свои силы в поисках правильных ответов. Мы считаем, что проведенная викторина сыграла и положительную роль в патриотическом воспитании детей.

Список литературы:

1. Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 1996.
2. Кузьмина Л.М. Сказание о Москве. М: «ОЛМА Медиа Групп», 2007.
3. Сухин И.Г. Москва в стихах для детей. М.: Антиква, 1997.
4. Флаг и герб // [Электронный ресурс]. https://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3+%D0%B8+%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B1+%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D1%8B&oq=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3&aqs=chrome.1.69i57j69i59j0l4.3347j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8 (дата обращения: 26.12.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.