Рубрики
Дошкольное образование

Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Цель работы: выявить требования и условия необходимые для обеспечения безопасности детей на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях.

0
Прохорова Екатерина Александровна,
инструктор по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева»,
prokhorovaea@list.ru

Цель работы: выявить требования и условия необходимые для обеспечения безопасности детей на физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются основные задачи:

1. Изучить научно методическую литературу по физическому воспитанию детей в ДОУ.

2. Определить:

– требования и условия необходимые для организации занятия.

– оборудования и материалы необходимые для занятий.

– лиц, ответственных за организацию и проведение физического воспитания в ДОУ.

3. Выявить методы контроля над физическим воспитанием в ДОУ.

4. Изучить основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях физкультурой.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто. Физическая культура и спорт – эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Наша программа воспитания в нашем учреждении  предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в нашем дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, которое содействует всестороннему развитию ребенка.

Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспитанию может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении с учетом его особенностей, и вместе с тем отвечать определенным требованиям.

Все сотрудники нашего учреждения  несут ответственность за сохранение жизни, физического и психического здоровья своих воспитанников в соответствии с действующим законодательством. То есть педагог детского сада просто обязан предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью.

Статистика показывает, что уровень здоровья дошкольников достаточно низкий, поэтому нельзя допускать травматизм детей в ДО. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. В нашем учреждении создана благоприятная материальная среда, обеспечивающая детям безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

В нашем дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия физической культуры. В то же время значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.

Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Требования к условиям организации занятия дошкольников

Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы все условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.

Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (Для ребенка старшего дошкольного возраста). Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования.

Материалы и оборудование

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.

2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.

3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.

4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностьюв детском саду

1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.

2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры.

3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.

5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

6. Воспитатель (инструктор по физической культуре) осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления, воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

8. Инструктор по физической культуре в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях

1. Нарушение правил организации занятий.

– проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается;

– нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала;

– самовольный доступ к снарядам и тренажерам;

– неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;

– недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

2. Нарушение в методике преподавания

– форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка, упражнениям без достаточной его подготовленности;

– чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;

– излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением южных упражнений, игр, эстафет.

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды

– недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;

– отсутствие вентиляции;

– неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;

– скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, не завязанные шнурки;

– посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.).

– бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее; длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;

– очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.

4. Отсутствие систематического врачебного контроля над физическим воспитанием

– чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;

– отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;

– отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

5. Недооценка значения страховки и помощи

– неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;

– отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования

– малые размеры зала или площадки для занятий;

– неровности пола, расщепленные половицы, незакрепленные половицы паркета;

– неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;

– ненадежность крепления, разболтанность соединений, незатянутые гайки, торчащие болты и шурупы;

– неправильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

– плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

– отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;

– расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;

– колонны и выступы, не обитые мягким материалом;

– отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

– свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

– отсутствие телефона в доступном месте;

– отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.

Таким образом, для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Психические процессы, такие как память, мышление, восприятие, воображение и речь помогают развитию физических навыков. С помощью психических процессов дети запоминают последовательность движений и двигательных операций, умеют выполнять движения по словесной инструкции, проводят анализ движений по качеству его выполнения.

Все оборудование и инвентарь, используемый детьми должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности. Помещение для физкультурных занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям. Все дети должны находиться в поле зрения воспитателя, который должен осуществлять постоянный контроль над всеми выполняемыми детьми действиями.

При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

Для предотвращения травматизма детей на физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно – гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии.

Список литературы:

1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие. 2-е изд. М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2006.
2. Бабина К.С. Утренняя гимнастика в детском саду. М., 1978.
3. Вавилова Е.Н. Бегать, прыгать, лазать и метать. М., 1983.
4. Вопросы физического развития и физического воспитания дошкольников: рекомендуемая лит. / Респ. врачебно-физкультур. диспансер, Респ. дом санитар., просвещения; [сост. Е. М. Кузьмин]. Петрозаводск: [б. и.], 1971.
5. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет: Пособие для работников дошкольных образоват. учреждений и родителей. М.: АРКТИ,2000.
6. Глушкова, Г. Здоровье и физическая культура: Методические рекомендации к Программе для групп кратковременного пребывания в детском саду // Ребенок в детском саду. 2003.
7. Кистяковская М.Ю. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (развитие некоторых основных движений и двигательных качеств). М., 1977.
8. Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошк. образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007.
9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб., для студ. образовательных учреждений сред., проф. образования, 6-е изд., испр. М.: ACADEMiA, 2006.
10. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004.
11. Монина Г.Б. Проблемы маленького ребенка. СПб.: Речь, 2002.
12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986.
13. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для вузов / Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева, Н.А. Литвинова и др.; Науч. рук. Э.М. Казин. М.: Владос, 2000.
14. Физическое развитие детей раннего возраста: Учеб.-метод. пособие для студентов пед. фак. / Рос. гос. мед. ун-т, Каф. реабилитации и спорт. медицины. М., 1994.
15. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб., для учащихся по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002. «Дошкольное воспитание». 3-е изд., перераб., и дополнено. М.: Просвещение, 1984.
16. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Из опыта работы). М., 1982.
17. Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., 1983.
18. Яковлева Л.Е. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2003.
19. Яковлева Л.Е. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч. Ч. 1. М.: ВЛАДОС, 2003.
20. Яковлева Л.Е. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч. Ч. 3. М.: ВЛАДОС, 2003.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.