Рубрики
Дошкольное образование

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историческим прошлым своего родного города

В настоящее время проблема патриотического воспитания дошкольников является одной из наиболее актуальных. Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, но, пропуская их сквозь восприятие и детское мышление, они смогут усвоить ориентиры патриотизма и гражданственности. Уже в дошкольном возрасте мы педагоги совместно с родителями должны дать детям почувствовать личную ответственность за родную землю, ее будущее, уважение к своей стране, к ее истории и традициям. Ребенок должен знать в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя безоблачного детства.

0
Голяченкова Валентина Викторовна,
учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
golyachenkovav@mail.ru
Бинатова Саида Анваровна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
blesssk@mail.ru
Шевченко Ольга Ивановна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
shevchenko1605@yandex.ru

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

С. Михалков

В настоящее время проблема патриотического воспитания дошкольников является одной из наиболее актуальных. Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, но, пропуская их сквозь восприятие и детское мышление, они смогут усвоить ориентиры патриотизма и гражданственности. Уже в дошкольном возрасте мы педагоги совместно с родителями должны дать детям почувствовать личную ответственность за родную землю, ее будущее, уважение к своей стране, к ее истории и традициям. Ребенок должен знать в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя безоблачного детства. Важно довести до сознания детей, что спустя многие годы люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, с уважением относятся к ветеранам. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину.

Любовь ребенка-дошкольника к своей Родине, к своему Отечеству начинается с любви к семье, к близким людям, к тому месту, где он родился и живет. Поэтому в работе по воспитанию у детей патриотических чувств мы поставили перед собой важную и благородную задачу: донести до воспитанников факты из исторического прошлого своего родного города в годы Великой Отечественной войны, о роли победы в Битве под Москвой, о той боли, которую испытали жители города, о героическом подвиге защитников Москвы.

Хотим обратить внимание наших читателей на то, что знакомство дошкольников с историческим прошлым города – процесс сложный. Положительного результата можно достичь только систематической целенаправленной работой. В своей образовательной организации мы большое внимание уделяем проведению урока мужества, посвященного исторической Битве под Москвой, который проходит 5–6 декабря, в День воинской славы России. В преддверии этого Дня педагоги проводят предварительную работу:

– оформляют книжный уголок по теме «Битва под Москвой» (подбор художественной литературы: С. Алексеев «Первый ночной таран», «Первая колонна»; стихи М. Кульчицкого «Столица», И. Иванова «Штыки от стужи побелели», Е. Карасева «Город-герой»; энциклопедия для малышей Е. Ульевой «Беседы о войне». Также в книжном уголке выставляются портреты маршала Г. Жукова, героев-панфиловцев, З. Космодемьянской, Н. Гастелло, А. Матросова);

 

Фотография 1–2

– учитель дефектолог и учитель-логопед на коррекционно-развивающих занятиях рассматривают с детьми плакаты «Отстоим Москву», «Защитим родную Москву», «Подвиг 28 героев-панфиловцев» и собирают картинки с плакатами из частей; учат детей составлять рассказы о героических подвигах москвичей, а также знакомят детей с репродукциями художников и работами скульпторов, которые увековечили память о героях; показывают презентацию «Памятные места города»;

 

Фотография 3–4

– воспитатели в непосредственной образовательной деятельности учат с детьми стихи и пословицы о Москве, рисуют рисунки на тему «Битва под Москвой», читают рассказы из энциклопедии и знакомят с произведениями С. Алексеева;

– совместно с музыкальным руководителем учитель-дефектолог и учитель-логопед организуют музыкальную гостиную «Песни, посвященные Битве под Москвой» («Песня защитников Москвы», «Песня о 28 панфиловцах», «У деревни Крюково…», Гимн Москвы);

– совместно с родителями педагоги оформляют альбомы: «Фоторепортажи из прошлого», «Награды и медали», «Памятные места нашего города»;

– проводят экскурсию в уголок «Никто не забыт, ничто не забыто», который находится на втором этаже здания. Педагоги знакомят детей с подвигами пионеров-героев, рассматривают с детьми фотографии ветеранов и участников Великой Отечественной войны (родственников воспитанников), учат детей правилам возложения цветов к Вечному огню (муляж), рассматривают на стенде репродукции картин о войне.

Уважаемы читатели, предлагаем Вам конспект урока Мужества, посвященного исторической Битве под Москвой.

Цель: способствовать созданию условий для ознакомления детей с событиями исторической Битвы под Москвой, примерами боевых и трудовых подвигов нашего народа во имя свободы и независимости Родины.

Образовательные задачи:

– продолжать формировать понятие «Родина, Отечество, Страна»;

– знакомить с историей родного города в годы Великой Отечественной войны;

– расширить знания детей о роли победы под Москвой в Великой Отечественной войне, заслуженном звании «Город-Герой»;

– создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России;

– знакомить с песнями и стихами, посвященными Битве под Москвой;

– приобщать к произведениям художественной литературы, посвященной родному городу;

– продолжать учить составлять рассказы;

– формировать нравственно- патриотические чувства на примере героического подвига защитников Москвы.

Развивающие задачи:

– развивать речь, внимание, память, воображение;

– развивать умение анализировать исторические события на основе презентации о военной Москве;

– развивать нравственные качества: сопереживание, сочувствие.

Воспитательные задачи:

– воспитывать патриотизм, гражданственность, уважение к историческому прошлому своего города, к людям, защищавшим его в годы Великой Отечественной войны;

– воспитывать понятия «долг перед Родиной», любовь к Отечеству»;

– воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход урока

Организационный момент

Дети входят в зал под музыку гимна Москвы (музыка – И. Дунаевский, слова – М. Лисянский) и садятся на стулья. Учитель-дефектолог приветствует детей и проводит беседу:

– под какую музыку вы вошли в зал? (ответы детей);

– что такое гимн? (ответы детей). Делает вывод, что гимн – это главная песня.

Учитель-логопед: гимн, под который вы вошли в зал, посвящен нашему любимому городу. Спрашивает у детей:

– как называется город, в котором вы живете (ответы детей);

– почему так говорят: «Москва – всем городам матушка», «Москвой – столицей вся страна гордится» (ответы детей). Далее подводит итог, что Москва – это самый главный город нашей Родины, его называют столицей, сердцем России.

Учитель-дефектолог спрашивает у детей:

– за что вы любите свой родной город? (ответы детей);

– какие вы знаете самые известные места в городе? (ответы детей).

Учитель-логопед: нашему любимому городу присвоено почетное звание «Город-герой» и вручены награды «Орден Ленина» и медаль «Золотая звезда». Предлагает посмотреть на экране орден и медаль. Спрашивает у детей, за что город Москва имеет такие награды (ответы детей).

Учитель-дефектолог: дети! Я хочу вам рассказать о том, когда и как наша Москва стала городом-героем и получила такие награды. Давным-давно, 76 лет назад была война (уточняет знания детей о том, знают ли они, как называлась война, какая страна начала войну, что фашисты хотели сделать с нашим народом). На нашу Родину напал враг – фашистская Германия. Фашисты хотели захватить нашу страну, а Москву уничтожить и затопить. Гитлер, командующий их войсками, говорил: «Там, где сегодня стоит Москва, должно возникнуть огромное море».

С первых же дней войны жизнь Москвы стала быстро меняться. Давайте перенесемся с вами в те военные годы и посмотрим кадры того времени.

Педагог показывает презентацию «Москва военная»:

– окна в домах затемнены, стекла крест-накрест заклеены полосками бумаги, витрины магазинов и окна первых этажей заложены мешками с песком;

– улицы пересекли ряды «ежей» и других противотанковых заграждений;

Фотография 5

– важнейшие здания Москвы замаскированы;

– в небе парили десятки аэростатов, между ними натянуты сети, в которых запутывались фашистские самолеты;

– для защиты города от немецкой авиации на площадях и дворах установлены зенитные орудия;

– детские сады, школы и многие заводы были эвакуированы;

– предприятия, оставшиеся в городе, выпускали военную продукцию;

– женщины и дети стояли у станков, точили снаряды, делали мины, шили рукавицы, солдатские гимнастерки;

– 450 тысяч москвичей и в холод, и в дождь строили оборонительные рубежи: на отдельных участках женщины вынуждены были стоять по колено в холодной грязи и выбрасывать наверх мокрую тяжелую глину;

– дети и старики прятались от бомбежек в метро.

Учитель-логопед: на защиту города встали вместе с солдатами, офицерами и мирные люди: от мала до велика. На всех направлениях вокруг Москвы развернулись жестокие бои. Каждый дом и улица превратились в крепость. Все готовы были защищать свой родной город.

Послушайте стихи о том, с какими словами шли в бой наши солдаты (дети читают стихи):

– Москва – моя родная мать!

Люблю тебя всем сердцем свято!

Тебя иду я защищать по долгу сына и солдата.

Честь и красу твою храня, тебя спасу я от врага. (Г. Акопян).

– Мы не дрогнем в бою за столицу свою,

Нам родная Москва дорога!

Нерушимой стеной, обороной стальной

Остановим, отбросим врага! (А. Сурков).

Фотография 6

Учитель-дефектолог: немецкая армия превосходила нашу армию по силе и вооружению, но не было предела мужеству наших солдат и решимости отстоять Москву. Послушайте стихи о том, как сражались бойцы в Битве под Москвой:

– Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы в первый раз, надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет! (И. Иванов).

Учитель-логопед: несмотря на то, что шла страшная жестокая война, в Москве на Красной площади состоялся парад: солдаты маршировали по заснеженной брусчатке сквозь пургу – вдоль Кремлевской стены, мимо Мавзолея и прямо с парада войска уходили на фронт, на Битву за Москву.

Педагог предлагает посмотреть кадры на экране «Парад на Красной площади» (дети смотрят) и пройти маршем под «Песню защитников Москвы» (музыка – Б. Мокроусов, слова – А. Сурков).

Учитель-дефектолог: благодаря героическому подвигу нашего народа, мужеству, стойкости, отваге наших солдат, план Гитлера по захвату Москвы не смог осуществиться. Наши войска разгромили немецкую армию и одержали победу в Битве за Москву. Послушайте стихотворение (читает ребенок):

И услыхал весь мир слова

Великие, простые:

«Врага отбросила Москва,

И спасена Россия!» (А. Твардовский).

Все защитники Москвы награждены особой медалью «За оборону Москвы» (дети рассматривают медаль на экране).

Учитель-логопед: дети, вы послушали рассказ о Битве под Москвой, прочитали стихи о Москве в годы войны, посмотрели кадры о военной Москве. Так за что же наш город получил почетное звание «Город-герой»? (ответы детей).

Учитель-дефектолог: и сегодня, в день исторической Битвы под Москвой мы вспомним тех героев, которые не жалея ни сил, ни жизни, защищая Москву, разгромили врага.

Выходит первый ребенок и рассказывает о подвиге 28 панфиловцев: посмотрите на экран. Это 28 панфиловцев – бойцов стрелковой дивизии под командованием генерала Панфилова.  Они с гранатами, ружьями и бутылками с горючей смесью сражались против немецких танков. Они почти что все погибли, но танки фашистов в Москву не пропустили. Всем панфиловцам присвоено звание героя Советского Союза. На месте сражения воздвигнут памятник. В Москве есть улица, названная в их честь, и на этой улице стоит памятник (дети рассматривают памятник на экране).

Фотография 7

Выходит второй ребенок: посмотрите на экран. Это Николай Гастелло. Мы будем помнить подвиг Николая Гастелло – летчика-истребителя, который направил свой горящий самолет на вражескую колонну с танками и бензоцистернами. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. В Москве есть улица, названная его именем, и стоит стела и мемориальная доска (дети рассматривают мемориал на экране).

Фотография 8

Выходит третий ребенок: посмотрите на экран. Это Зоя Космодемьянская. Мы никогда не забудем ее подвиг. Она ночью пробралась в деревню, занятую фашистами и подожгла конюшню, в которой немцы хранили оружие и боеприпасы. Ее поймали и долго пытали, но она так и не сказала, кто послал ее на задание. Это первая женщина, которая в годы войны получила звание Героя Советского Союза. В Москве есть улица, названная в честь Зои Космодемьянской и ее брата. На стене одного из домов на этой улице их портреты (дети рассматривают на экране).

Фотография 9

Выходит четвертый ребенок: мы никогда не забудем тех, кто сражался и победил в Битве под Москвой. Им посвящаем такие стихи:

Давайте в памятные дни

Защитников Отчизны вспомним.

Поклон им всем наш до земли,

И будем их во всем достойны!

И как достойные сыны,

Наследники отцовской славы

Беречь, что сделали они

Во имя мира и державы.

Дети поют песню «У Кремлевской Стены».

Учитель-логопед: почтим минутой молчания погибших в Битве под Москвой (звучит метроном).

Фотография 10

Учитель-дефектолог: наш урок мужества, посвященный исторической Битве под Москвой, подошел к концу (дети уходят из зала под гимн Москвы).

Заключение

В результате проведенной работы наши дети были не только слушателями и зрителями, но и активными эмоциональными участниками. На конкретных примерах истории у детей сформировалось правильное отношение к войне: они почувствовали гордость и уважение за свой народ, за погибших, но победивших врага, защитников Москвы. Мы пришли к выводу, что положительные поступки, подвиги людей благотворно влияют на формирование у детей любви к Родине, к своему родному городу

Список литературы:

1. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Плакаты ВОВ // [Электронный ресурс]. URL: ссылка (дата обращения: 20.11.2017).
3. Ромашкова Е.И. День защитников Отечества. М., 2000.
4. Энциклопедия «Москва в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 года». М.: Планета, 2015.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.