Рубрики
Дошкольное образование

Проявление агрессии у детей дошкольного возраста и рекомендации по профилактике и коррекции агрессивного поведения

В нынешнее время в обществе повышен уровень агрессии и агрессивного поведения среди граждан всех возрастов. Разнообразие, изобилие и вседозволенность в современном мире влечет за собой разного рода последствия и, как правило, они отрицательные.

0
Кашенкина Марина Юрьевна,
воспитатель ДУК 3
ГБОУ г. Москвы «Школа № 763»,
almarpo@mail.ru

В нынешнее время в обществе повышен уровень агрессии и агрессивного поведения среди граждан всех возрастов. Разнообразие, изобилие и вседозволенность в современном мире влечет за собой разного рода последствия и, как правило, они отрицательные.

Бешеный ритм жизни, зависимость от компьютерных игр и социальных сетей, автоматизация – все это способствует тому, что у людей пропадает потребность в общении друг с другом. Люди перестают общаться в реальном мире, коммуникативная функция сходит на «нет». И когда возникают ситуации, в которых люди должны общаться, решать проблемы, разбирать конфликтные ситуации, люди не справляются с этими задачами. И тогда, зачастую, люди и сталкиваются с проявлением агрессии и агрессивным поведением в свой адрес или являются источниками таковых сами.

Существует еще ряд причин, по которым происходит проявление агрессии и агрессивного поведения. Основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных ученых, можно выделить основные источники агрессивного поведения – это в первую очередь семья, общество и СМИ.

Больше всего вызывает волнение, когда агрессия направлена на детей и исходит от них. Так как я являюсь педагогом ДОУ, то наблюдаю проявления агрессию у детей дошкольного возраста. И именно об этом я хотела бы написать.

Агрессивное поведение у детей можно наблюдать на детских площадках, потом в детском саду, школе и т.д. Если не предпринимать меры, то агрессия и агрессивное поведение переходит во взрослую жизнь. Подрастающее поколение – это наше будущее. Поэтому данная тема является актуальной. И проблема проявления агрессии должна своевременно решаться.

Итак, работая в детском саду, я решила выяснить каким образом семья может стать источником агрессивного поведения у детей.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, рассмотрев подробнее понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, я выяснила, что данные понятия  не являются синонимами.

Вот определение понятию агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда иному существу, то есть это не эмоция, и не мотив или установка. С.Н. Ениколопов в своей работе считал, что агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Тогда как агрессивность – это свойственно личности, выражающееся в готовности к агрессивному поведению. То есть агрессивность – осознаваемая либо не осознаваемая склонность к агрессивному поведению. Агрессивность не является заложенной при развитии человека чертой.

Агрессивное поведение – негативный отклик на провокацию, ситуацию фрустрации, в тот момент, когда появляется преграды на пути к желаемой цели либо ущемляются интересы. Причем не играет роль тот факт была ли эта ситуация спровоцирована специально (с враждебным намереньем) или нет.

Агрессия может быть физической и вербальной, а формы агрессивное поведение – активной и пассивной. Такую классификацию предложил А. Бассом. В предложенной им классификации он предполагает, что агрессивное поведение можно рассматривать исходя из нескольких вариантов агрессии – физическая – вербальная, активная – пассивная и прямая – косвенная. Сочетание данных конфигураций образуется восемь различных типов агрессивного поведения.

Данная классификация не единственная. Существует классификации и других авторов.

В дошкольном детстве имеют место быть разного рода проявления агрессии и агрессивного поведения. Здесь определяющим фактором выступает возраст ребенка. Иногда проявления агрессии выступают в качестве сопутствующего элемента в процессе адаптации ребенка к новым условиям. Переходные, переломные этапы в развитие связаны с неудовлетворенностью собственным расположением, протестным действием, капризностью и неуравновешенностью. Агрессия у дошкольников проявляется при определенных условиях и при наличии повода. Но бывает и так, что ребенок проявляет агрессию, не имея никаких целей и желаний, тогда главное что движет им в этот момент – это причинить боль и страдание другому ребенку. Например, ребенок намеренно испортил любимую игрушку другого ребенка и с удовольствием наблюдает за его реакцией и переживаниями. Или вот такой пример, ребенок  на прогуле целенаправленно толкнул другого ребенка в спину, что тот упал и сильно плачет. А обидчик над ним смеется. Подобные действия говорят о предрасположенности ребенка к враждебности и безжалостности, что же, безусловно, очень пугает.

В дошкольном детстве агрессивное поведение приобретает многообразный характер проявлений. В группах детского сада можно видеть как вербальную (словесную) и физическую агрессию, а данные виды агрессии могут быть в свою очередь прямые и косвенные.

Выделяется ряд факторов, вызывающих агрессию:

– ребенок пытается обратить на себя внимание других людей;

– унизить и продемонстрировать собственное преимущество;

– отомстить и защититься (например, девочка отняла игрушку у мальчика, а он сильно толкнул ее или ударил.);

– желание завладеть необходимым предметом (чтобы получить нужный желанный предмет, некоторые дети прибегали к толчкам и ударам). В вышеописанных случаях ребенок проявляет агрессию, преследуя свои определённые цели. Но также у некоторых детей проявление агрессии не связано с достижением цели, в этом случае ребенок при проявлении агрессивных действий руководствуется лишь желанием нанести вред другому.

В преобладающем большинстве основная масса детей проявляет агрессию, которая имеет инструментальный или реактивный характер.

Таким образом, можно предположить, что детская агрессия проявляется как комплексное, личностное формирование при развитии ребенка. Причинами агрессивного поведения выступают как психологические, так и социально-психологические факторы.

И одним из таких факторов является семья и стиль семейного воспитания. Непосредственно семья вносит свой вклад в развитие ребенка, доносит до него нормы поведения, моральные ценности, знакомит с общепринятыми законами в обществе. Родитель как ответственное лицо дает оценку поведения ребенка, применяет определенные меры поощрения и наказания.Взаимодействие родителей и детей в различных психологических школах поясняется различными определениями и понятиями, которые дают авторы, но в них прослеживается определенная тенденция, определяющая родительское отношение. С одной стороны основой для эмоционального комфорта, гармоничного развития ребенка важны любовь, забота, положительное общение, с другой – невозможно не применять к ребенку наказаний и требований.

Стиль детско-родительских отношений зависит от разных факторов – это и личностные качества родителей и детей и так же возраст ребенка. Именно родитель в дошкольном возрасте формирует сущность личности, ее основу. Как раз в дошкольном детстве происходит закладка свойств психики и основных принципов взаимодействия с окружающим миром.

Семейное воспитание всегда личностно ориентировано, в отличие от дошкольного и школьного, где сложно сконцентрироваться на одного ребенка и работать с ним индивидуально. В данном случае у родителей есть большое преимущество – это и индивидуальное общение с ребёнком, непосредственно в семейной среде со своими традициями, устоями, интересами, потребностями и взглядами.

Следует обратить внимание на то, что семейное воспитание может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности.

Семейное воспитание – это сложная конструкция воспитания и образования, которая выстраивается в рамках одной конкретной семьи, с помощью родителей и ближайших членов семьи, где преобладает определенный стиль детско-родительских отношений.

Поскольку личность ребенка формируется с самого рождения, большое значение для этого имеет среда, в которой находится ребенок и то отношение к ребенку, которое проявляют взрослые.

Так, дети, к которым родители относятся пренебрежительно, не проявляют должного внимания, используют насильственные методы воспитания, вырастают с достаточно высокой степенью агрессивности. В тот момент, когда у ребенка наблюдается вспышка агрессии, родители не принимают никаких мер.

Таким отношением и поведением родители подают детям пример агрессивного поведения, и в дальнейшем это приводит к тому, что ребенок так же проявляет агрессивные действия. То есть проецирует все на себя.

Агрессивные действия со стороны родители в адрес ребенка, в частности  систематические физические наказания влекут за собой определенные последствия: нередко ребенок проявляет сопротивление и пытается избегать родителей. При применении физических наказаний, ребенок акцентирует свое внимание на боль, которую ему причинили данные действия, он крайне возбужден и обижен, и ему уже не важно, за какой проступок его наказали, и как следствие желаемый результат не достигнут.

Тот образец отношений между членами семьи, который ребенок наблюдает, он впоследствии переносит в свою практику, по таким же принципам выстраивает взаимоотношения с окружающими. И такой образец сохраняется на протяжении жизни. Провоцирующими условиями  проявления агрессии у детей являются – особенности взаимоотношений между членами семьи, степень эмоционального комфорта внутри семьи, убеждения родителей, которые они транслируют при ошибочных действиях детей.

Формирование у ребенка образа агрессивного поведения происходит за счет того, что родители достигают желаемых результатов в воспитании, используя агрессивные методы.

Связь семейного воспитания и агрессивного поведения также прослеживается в том случае, когда родители заведомо холодно, не эмоционально и небрежно относятся к хрупкой, формирующейся личности, это вызывает страх и в дальнейшем агрессию. А также возможен более печальный исход – это закрытый, весьма беспокойный ребенок.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу стилей семейного воспитания, мной были подобраны тесты для родителей воспитанников, а так же тесты для самих детей, с целью выявления стиля детско-родительских отношений в каждой конкретной семье и определен уровень и степень агрессии у детей.

Работая в подготовительной группе детского сада (дети в возрасте от 6 до 7 лет), я опросила родителей, которые дали свое согласие на участие в тестировании и подобрала подходящие методики.

Были выбраны следующие методики:

– Проективная рисуночная методика «Кактус»

Для установления уровня агрессии детей в группе была выбрана рисуночная методика «Кактус» М.А. Панфиловой, которая была разработана ею в девяностые годы двадцатого века. Данная методика, несмотря на простоту проведения, позволяет достаточно полно определить «настрой» ребенка: эмоциональное состояние, его стрессоустойчивость, степень эгоистичности и так же степень агрессивности. Методика рассчитана на детей от трех лет, то есть возраст, когда дети уже уверенно могут держать карандаш. Результативнее всего методика будет, если проводить ее в индивидуальном порядке, но при необходимости возможна и работа с группой детей.

– Тест для родителей «Стратегии семейного воспитания» Сергея Степанова

Данный тест, который состоит из десяти вопросов и четырех шкал, позволит родителям дать оценку своей личной тактике семейного воспитания, следую своим собственным жизненным принципам.

Родители должны выбрать варианты ответов и определить их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в данной семье определенный стиль воспитания.

После того, как были собраны все необходимые данные, все сведения были занесены в таблицу и проанализированы, появилась возможность сделать вывод о том, что уровень агрессии у детей напрямую зависит от стиля семейного воспитания. Исходя из полученных результатов, стало ясно, что в тех семьях, где родители проявляют излишнюю строгость, чрезмерную требовательность и слишком контролируют своих детей, либо же наоборот абсолютное попустительство и не осуществляют должного контроля – все это является неблагоприятным аспектом и пагубно влияет на поведение детей. Дети склонны к проявлению агрессивности. Самый низкий уровень проявления агрессии обеспечивает авторитетный и либеральный стили семейного воспитания.

Надо помнить что семья – это величайший во все времена воспитательный институт и гармоничное и полноценное развитие ребенка возможно в условиях эмоционального, психического комфорта для ребенка. Поскольку личность ребенка формируется с самого рождения, большое значение для этого имеет и среда, в которой находится ребенок и то отношение к ребенку, которое проявляют взрослые.

С целью профилактики и коррекции агрессивности детей дошкольного возраста можно порекомендовать следующие меры и правила поведения для родителей.

В случае если у ребенка проявляется сознательная и управляемая им агрессия, взрослому следует либо пресечь агрессивные действия (без ущерба для ребенка и окружающих), либо постараться не поддаваться на провокации ребенка или вовсе проигнорировать агрессивные действия, в случае если данные действия не причиняют вред окружающим.

Если агрессия выражается в проявление гнева, то возможны следующие действия:

1. Познакомить ребенка со способами выплескивать негативные чувства без ущерба для других при помощи активных действий, занятий спортом.

2. Формировать умение уменьшать степень эмоционального напряжения путем физической релаксации. Здесь могут быть использованы дыхательные упражнения, аутотренинги, прослушивание спокойной музыки и др.

3. Научить ребенка проговаривать свои чувства и эмоции с партнером, что позволит не допустить проявления агрессивных действий.

4. Формирование таких качеств, как эмпатия, терпимость, доверие к людям.

Главным примером для ребенка является поведение родителей, поэтому в первую очередь родители должны следить за тем, как они выражают свои чувства и эмоции, не проявлять агрессивности самим по отношению к  другим, особенно к детям.

Для этого родитель должен стремиться к тому, чтобы ребенок чувствовал себя рядом с ним уверенно и спокойно. Главными задачами являются:

– умение слушать ребенка;

– проводить с ребенком как можно больше времени вместе;

– рассказывать о своих чувствах и переживаниях;

– передавать свой опыт, рассказывать о своих успехах и неудачах;

– если родитель раздражен, стоит отметить дела, которые планировали выполнять вместе с ребенком. А приступить к ним, когда родитель будет спокоен.

Какие действия предпринять, если ребенок проявляет агрессию?

Если агрессия незначительная, то необходимо соблюдать спокойствие.

– попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание, например, попросить помочь собрать игрушки или предложить порисовать или полепить;

– дать положительное определение его поведению в данный момент, например словами: «Ты злишься, так как ты устал»;

– игнорирование агрессивных действий.

Сосредоточиться в момент агрессивного поведения необходимо на действия, а никак не на личность ребенка!

После того, как ребенок успокоится, следует обговорить с ним его поведение. Обсудить следует его слова, произнесенные в данный момент, и действия, которые происходили сейчас, при этом, не оценивая их. Объяснить ребенку, что агрессия наносит вред в первую очередь ему.

Снизить агрессию в данный момент можно путям установления обратной связи.

– утверждение факта агрессивного поведения («Твои действия агрессивные»);

– утверждающий вопрос («Ты зол сейчас?»);

– выявление мотивов действия («Почему ты пытаешься меня обидеть?»);

– рассказать, что вы чувствуете в данный момент;

– еще раз обговорить правила поведения и «заключить» с ребенком «соглашение» (Мы с тобой все выяснили и договорились, что постараемся больше не допускать такого поведения.).

В данной ситуации со стороны взрослого должны проявляться надежность, дружелюбность, и он должен проявлять интерес к процессу налаживания взаимодействия с ребенком.

Ребенку необходимо дать понять, что это только его поведение вызывает неудовольствие, а отношение взрослого к самому ребенку хорошее.

Взрослый должен сам контролировать свои эмоции.

Как правило, проявление агрессии у ребенка провоцирует негативные эмоции у взрослого. Здесь важно понять, что возникновение таких чувств неизбежно. И в том случае, если они не сопровождаются агрессией со стороны взрослого, и он контролирует их, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка и сохраняет с ним хорошие отношения.

Уменьшение напряжения в ситуации с проявлением детской агрессии.

Часто своей реакцией взрослые только усугубляют ситуацию: сюда относятся:

– повышение голоса;

– демонстрация превосходства;

– насмешки;

– отрицательная оценка личности ребенка;

– применение физической силы;

– убеждение взрослого в собственной правоте;

– «чтение нотаций»;

– наказание или угроза наказания;

– сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу;

– указания и давление;

– оправдания, подкуп, награды.

Необходимо не навредить репутации ребенка.

Ребенку тяжело признать свои ошибки и осознать, что он не прав. Общественное порицание необходимо избегать. Лучше всего будет, если в наедине с ребенком взрослый укажет ему на его ошибки.

Взрослый не должен требовать от ребенка абсолютного подчинения, у ребенка должна быть возможность выполнить требования по-своему. Надо постараться найти вместе с ребенком компромиссное решение.

Трансляция модели неагрессивного поведения. Оно из важнейших условий воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка. Чем младше ребенок, тем более дружелюбным должно быть отношение взрослого в ответ на агрессивное поведение ребенка.

Действия взрослого, демонстрирующие пример конструктивного поведения и сориентированные на уменьшение напряжения в ситуации конфликта, содержат следующие способы:

– внимательное (активное) слушание. Это слушание, без анализа и оценок, позволяющее собеседнику высказаться. Все, что необходимо – это поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

– пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

– прояснение ситуации наводящими вопросами;

– признание чувств ребенка;

– юмор.

Дети достаточно стремительно и с охотой перенимают пример конструктивного поведения. Главное – искренность взрослого и соответствие его действий словам.

Также были подобраны игровые упражнения для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Упражнение «Добрый и злой мячик»

Цель: направлено на рефлексию агрессивного ребенка.

Ребенку дают мяч (например, теннисный), просят его со всей силы ударить мяч об стенку и поймать его. Мяч с силой отлетает в ребенка. Затем, ребенка просят ударить мяч ласково. Мяч прилетает обратно в руки. Во время игры с ребенком проводится беседа о том, что как кинешь мячик, так он и вернется. Этот вывод необходимо помочь ребенку перенести на социальные ситуации общения: «Как относишься к людям, так и они в ответ относятся к тебе».

Упражнение «Волшебные очки»

Цель: развитие толерантности, эмпатии.

Ведущий объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… ой, какие вы все красивые, веселые, умные!». Подходя к каждому ребенку, ведущий называет какое-либо его хорошее качество. «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали».

Упражнение «Клоуны ругаются»

Цель: снятие вербальной агрессии.

Участники превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «Овощами и фруктами». Участникам разрешается менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди. Ведущий руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным.

Упражнение «Битва на шарах»

Цель: отреагирование агрессии.

Участники выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть вместе с воздухом в шар всю свою злость, обиду, гнев и т.п. ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются напротив друг друга. По команде ведущего, сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права самому нападать. По сигналу участники меняются ролями. Затем группа делится на две команды. Между командами оставляется расстояние около 2-х метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу обозначается граница, через которую нельзя переступать. В руках каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров. Обсуждение.

Упражнение «Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются. «Жужа» терпит, но когда ей это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто ее обидел больше всех, тот и будет «Жужей». Ведущий следит, чтобы дразнилки были не слишком грубыми. Обсуждение.

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: снятие агрессивности, развитие навыков общения.

Все встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, ногами, взявшись за руки. Это сеть. Водящий – золотая рыбка стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга, а задача остальных не выпустить рыбку. Если водящему долго не удается выбраться из сети, ведущий просит участников помочь рыбке.

Упражнение «Рубка дров»

Цель: помочь детям переключится на активную деятельность после долгой, сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Ведущий говорит: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор высоко над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».

Список литературы:

1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений: Дис. … канд. психол. Наук / МГУ. М.:1986.
3. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 2. С. 60–72.
4. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 2006.
5. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 144–152.
6. Теоретические основы понятия «Агрессивность». Определения, основные теории, классификация // Библиотека психолога: статья М.Ю. Михайлина. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psihologu.info (дата обращения: 16.09.13).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.