Рубрики
Дошкольное образование

Применение металлических конструкторов на занятиях техническим творчеством для детей дошкольного возраста

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской продуктивной деятельности, которая способствует становлению универсальных учебных действий (действий наглядного моделирования). Она развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения. Учит детей понимать зависимость структуры предмета от его функции и назначения.

0
Леонова Мария Александровна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1499 имени Героя Советского Союза Ивана Архиповича Докукина»,
maryleonov@gmail.com

Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской продуктивной деятельности, которая способствует становлению универсальных учебных действий (действий наглядного моделирования). Она развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения. Учит детей понимать зависимость структуры предмета от его функции и назначения.

Детский психолог Л.А. Венгер считал, что «в продуктивных видах деятельности ребенок создает реальные копии, модели сложных предметов и ситуаций, пользуясь дискретными операциями и дискретным материалом. Это практическое моделирование является основой моделирования перцептивного» [1].

Конструирование – основной вид продуктивной деятельности дошкольников и, кроме того, увлекательное занятие. Дети строят здания, машины, предметы быта из различных доступных материалов: деревянных строительных наборов, конструкторов «LEGO». Эта деятельность для ребят привычна, и они легко с ней справляются: способы построения моделей, а также закрепления деталей между собой не вызывают затруднений и, как правило, не требуют специального обучения.

Мы решили разнообразить практический опыт детей и предложили им новый вид конструкторов — металлические. Металлические конструкторы мало применяются в дошкольной практике из-за своей внешней сложности (множество мелких деталей, «недетский» материал) и повышенных требований к уровню развития сенсомоторных способностей детей. Однако при правильно организованном обучении технике работы с металлическим конструктором можно решать конкретные задачи, в том числе при подготовке детей к школе и обеспечении преемственности между дошкольным и начальным образованием. Использование данной техники в образовательном процессе также помогает гибко решать проблему социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

На занятиях «Юный техник» дети 5–6-летнего возраста активно осваивают новую для них технику работы с металлическим конструктором, содержащим множество элементов, а также способы соединения деталей с помощью винтов и гаек, пользуются инструментами: отверткой и гаечным ключом.

Фотография 1

От простой «змейки», состоящей из планок разной длины и «черепашки», состоящей из панели и уголков, дети переходят к созданию функциональных изделий.

Фотография 2

Так, простая модель табуретки легко может трансформироваться в «стульчик». Ребята предлагают свои способы изменения модели, добавляют новые детали.

Например, можно заменить планки-5 на планки-10 и, соединив их между собой при помощи планки-5, получить модель стульчика.

Фотография 3

И далее превратить стульчик с помощью двух скоб в удобное кресло с подлокотниками.

Фотография 4

Изделие «Стол», состоящее из двух панелей («столешница») и четырех планок-5 или планок-10 («ножки») по желанию детей легко можно превратить в «кроватку», «диванчик», «скамейку».

Фотография 5

Последовательные и систематические упражнения в конструировании позволяют дошкольникам создавать более сложные изделия, совершенствовать технику закрепления деталей, например, подбирать винты нужной длины для соединения трех и более деталей между собой, крепче затягивать гайки, а также изменять изделие, превращать его в другое функциональное изделие по собственному замыслу.

«Домик» превращается в «Мельницу».

Фотография 6

«Детская коляска» переходит  в «Шезлонг».

Фотография 7

Ребята используют свои изделия в играх.

Фотография 8

Одаренные, талантливые дети, легко овладевшие «исполнительской техникой», создают интересные модели самостоятельно и могут продолжать заниматься техническим творчеством или робототехникой на следующей ступени образования в нашей образовательной организации.

Фотография 9

Список литературы:

1. Диагностика умственного развития дошкольников // Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, М.: Педагогика, 1978.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.