Рубрики
Дошкольное образование

Актуальность использования поисково-познавательной деятельности в ООД

Сегодня, работая с детьми дошкольного возраста, обращает на себя внимание тот факт, что дошколята стали мало задавать вопросов типа: «Почему? Как? Зачем?» и т.п. А ведь дошколенок – это любознательный и пытливый исследователь окружающего мира! В чем причина? Почему сегодня этот вопрос звучит актуально? Да потому что в настоящий момент в окружающей ребенка среде мало естественных форм для активизации этого процесса.

0
Дерябкина Юлия Анатольевна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Лунина Светлана Анатольевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Кашлева Галина Анатольевна,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
raduga57.1972@mail.ru

Сегодня, работая с детьми дошкольного возраста, обращает на себя внимание тот факт, что дошколята стали мало задавать вопросов типа: «Почему? Как? Зачем?» и т.п. А ведь дошколенок – это любознательный и пытливый исследователь окружающего мира! В чем причина? Почему сегодня этот вопрос звучит актуально? Да потому что в настоящий момент в окружающей ребенка среде мало естественных форм для активизации этого процесса. Прогулка почасовая, возможность потоптаться в луже или пошлепать ладошками по мокрому песку – это просто недопустимый факт для мамы, которая должна зайти в  магазин, да не в один. А как туда пойдешь, если твой ребенок мокрый да еще и с «автографом» грязи? Кроме того, родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Уставшая мама мало играет с ребенком и  ограничивает общение с ним «дежурными вопросами».

Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития воображения и любознательности (например, игрушка для лепки снежков!).

А ведь когда ребенок практически взаимодействует с окружающей средой, происходит становление мировидения ребенка и его личностный рост.

Мы, как педагоги, понимаем, что преодолеть этот дефицит может поисково-познавательная деятельность. Поэтому и включили в организованную образовательную деятельность дошкольников форму экспериментальных действий. Именно через этот процесс дети преобразуют объекты, а взрослые помогают выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Занимательные опыты, эксперименты, которые мы включаем в ООД, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Конечно, вся организация ООД проходит через игру: будь то погружение в сказку, поиски сокровищ или путешествие. Дети начинают задавать вопросы, приносить свои любимые книги, участвовать в проектной деятельности со своими родителями – тем самым давая вектор направления и для нас, педагогов.

Хочется поделиться опытом использования элементов поисково-познавательной деятельности, который мы использовали в рамках проекта «Разноцветная неделя» на примере конспекта ООД.

Конспект организованной образовательной деятельности в рамках проекта «Разноцветная неделя» с элементами посково-познавательной деятельности для детей 4–5 лет «Волшебный клубок Царевны-Лягушки»

Цель: закрепить эталон цвета «Зеленый».

Коррекционно-образовательные задачи:

– расширять и конкретизировать представления о предметах зеленого цвета;

– закрепить понятия «широкий – узкий»;

– определить, что лед тает от тепла, в горячей воде лед тает быстрее;

– совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже), слоговую структуру слова.

Коррекционно-развивающие:

– развивать мышление, слуховое внимание, диалогическую речь, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

– формировать навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: колокольчик, предметы зеленого цвета, платочки широкие и узкие, веревка, зеленые прищепки, ларец, миска со льдом, кувшин, горячая вода, зеленая миска, зеленый клубок шерстяных ниток, фонограмма со звуками природы: «Ветер», мягкая игрушка сова, 2–3 деревянные ложки.

Совет: как сделать «мертвую» воду. Клубок зеленых шерстяных ниток поместите в прозрачный герметичный пакет. Клубок в пакете положите в миску и залейте водой, сверху положите гнет. Затем все положите в морозильник.

1. Организационный момент

Воспитатель собирает детей: Будем с вами мы играть,

Будем в гости чудо звать.

Глазки закрывайте, вместе повторяйте –

Раз, два, три – чудо, в гости к нам приди!

(Раздается звон колокольчика и в группу входит Царевна-Лягушка.)

Лягушка: Здравствуйте, маленькие друзья! Вы меня узнали? (Ответы детей.) В какую сказку попала я?

Воспитатель: Ты, Лягушка, попала не в сказку, а к ребятам в детский сад!

Лягушка: Ой, беда-беда! (Громко плачет, вытирает слезы платочком.) Не вернусь я в свою сказку никогда!

Воспитатель: А что случилось?

Лягушка: Кощей рассердился и запутал дорогу в мою сказку.

Воспитатель: А мы поможем тебе с ребятами, только скажи, что нужно сделать?

2. Игра с колокольчиком (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже)

– На болоте я живу и зеленый цвет люблю.

Но из сказки я ушла и про этот цвет забыла я!

Колокольчик мой возьмите –

Что зеленое бывает – назовите!

(Дети передают друг другу колокольчик и называют слова-предметы:

– зеленая трава;

– зеленый огурец;

– зеленая лягушка;

– зеленое дерево;

– зеленые тапки;

– зеленые листья;

– зеленая краска (и т.д.).

Лягушка: Спасибо, друзья, Я уже представляю, какой он бывает «ЗЕЛЕНЫЙ», но вспомнить все равно не могу. А вы у себя по группе пройдите и зеленые предметы найдите.

(Дети идут по группе находят зеленые предметы и оформляют «Зеленый уголок».)

Лягушка: Спасибо, что помогли мне вспомнить «зеленый цвет». Да только моей сказки нигде не видно…

(Лягушка плачет.)

Фотография 1

3. Игра «Широкий – узкий» (закрепить понятия «широкий – узкий»)

Лягушка: Замочила все платки

Где сухой-то мне найти!

Ну, скорее подходите,

Платочки развесьте,

просушите!

Высохнут они тотчас –

Коли будет строгая

последовательность у нас!

Лягушка вешает на веревку широкий платок , затем узкий, платочки прикрепляет зеленой прищепкой. Просит детей продолжить последовательность.

4. Физкультминутка (звучит фонограмма шума ветра)

Кощей рассердился (дети выполняют движение «моторчик»)

В ветер злобный превратился (руки вверх, наклоны вправо-влево)

Он деревья так качал,

Так качал, так качал

Он листочки напугал (дети выполняют движение «фонарики»)

Напугал, напугал.

Только нас не испугал (хлопки)

Улетел от нас, (поднять руки вверх, потянуться на носочках)

Отстал. (опустить руки вниз)

5. Лягушка обращает внимание детей на сову

Сова: Уху-уху-уху! Я везде летаю!

Уху-уху-уху! Я все про все знаю!

Знаю, нужен вам клубок,

Он волшебный, тебя бы в сказку вернуть смог!

Лягушка: Милая сова, не томи! Где его искать скажи?

Сова: Ну-ка вместе становитесь друг за другом, повернитесь

Дружно, в ногу все шагайте, никого не потеряйте!

Ты налево поверни – за собою всех веди!

Ты на право поверни и по сторонам смотри!

Уху-уху-уху – на месте ты!

Фотография 2

(Дети идут по групповой комнате и выполняют движения по тексту.)

Лягушка: ребята, смотрите, какой здесь ларец!

(Лягушка открывает ларец, а там клубок – он попал в «мертвую» воду и оказался замороженным. Лягушка в растерянности.)

Сова: Чтобы лед растопить

И волшебный клубочек получить

Надо живой водой его окропить.

Лягушка: А где же нам живую воду найти?

Сова: Ответ мне верный дайте и живую воду получайте!

Фотография 3

6. Умные задачки. Сова загадывает логические задачки

Если сосна выше елки, то елка,

Если ручеек уже реки, то река,

Если правая рука справа, то левая.

(Сова хвалит детей и отдает им кувшин с «живой» (горячей) водой. Лягушка каждому дает прикоснуться к кувшину с «живой» водой и закрепить понятие «Горячий». Затем переливает «живую» воду в зеленую миску и предлагает детям по одной ложке добавлять «живую» воду в «мертвую». Закрепляет понятия «горячий», «ледяной», «тает». Обращает внимание детей на изменения со льдом. В конце эксперимента Лягушка освобождает волшебный клубок.)

Фотография 4

Лягушка: Спасибо вам, маленькие друзья. Теперь в свою сказку смогу попасть я.

А вам подарок от меня –

Зеленые предметы вам оставляю я.

Ну, клубочек, помоги –

В мою сказку меня ты верни!

(Лягушка бросает клубочек и за ним уходит.)

Воспитатель хвалит детей, просит вспомнить, какое чудо случилось, что им понравилось? Дети делятся самыми яркими впечатлениями. Выполняют аппликацию «Лягушонок».

Фотография 5

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.