Рубрики
Дошкольное образование

Методические рекомендации по проведению занятия в коррекционной средне-старшей группе «Мир удивительных насекомых»

В своей практике по становлению первоначальных основэкологической культуры, я опираюсь на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на рекомендованную в программе литературу по ознакомлению детей с окружающим миром и миром экологии, а также на требования соблюдения норм СанПин 2.4.1.3049-13. Вся работа организуется с учетом Закона об образовании и требований ФГОС.

0
Прозорова Татьяна Васильевна,
воспитатель
ДО по адресу ул. Красный Казанец, 19А
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1512»,
alexa495@bk.ru

От качества наблюдения детей зависит качество их мыслей.

К.Д. Ушинский

В своей практике по становлению первоначальных основэкологической культуры, я опираюсь на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на рекомендованную в программе литературу по ознакомлению детей с окружающим миром и миром экологии, а также на требования соблюдения норм СанПин 2.4.1.3049-13. Вся работа организуется с учетом Закона об образовании и требований ФГОС. Становление первоначальных основэкологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологическоговоспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий). Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе и цветам на участке – вода, а птицам зимой – кормушки и крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами функционирование в определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой взаимодействия с природой. В процессе ознакомления с природой сознание ребёнка обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся у него в различных видах деятельности (игровой, трудовой учебной) и развивается благодаря непосредственному общению. Поэтому несколько раз в год я провожу мероприятия, направленные на усвоение знаний, полученных в процессе НОД и лично накопленного опыта, чтобы систематизировать и более углубить знания детей. В своей работе я широко использую практическое применение знаний и умений детей, экспериментальное и исследовательское начало в экологической деятельности, что отразилось в представленной мною презентации «Природа – наш дом родной!» (Приложение 1, Приложение 2).

НОД «Мир удивительных насекомых»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция с другими областями: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края.

Образовательные задачи:

1) формирование целостной картины мира;

2) расширить знания детей о внешнем виде насекомых, образе жизни, значении в природе.

Развивающие задачи:

1) развивать познавательный интерес, восприятие, внимание;

2) поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы;

3) закреплять умение вступать в диалог;

4) развивать логическое мышление детей, учить строить причинно-следственные связи: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях.

Воспитательные задачи:

1) воспитывать интерес к объектам живой природы;

2) воспитывать желание охранять маленьких полезных животных;

3) воспитывать культуру поведения в природе;

4) вызвать чувство сопереживания объектам природы и готовности им помочь.

Методы:

1) словесные;

2) наглядные;

3) игровые.

Методические приемы:

1) сюрпризный момент;

2) художественное слово;

3) игровые приемы;

4) вопросы;

5) задания.

Оборудование: картинки с изображением животных, конверт, письмо.

Предварительная работа: рассматривание картинок, фото, иллюстраций в книгах на тему «насекомые», наблюдение за насекомыми на прогулке (бабочки, муравьи, жуки; чтение В.Бианки «Как муравей домой спешил», Чуковского «Муха, Муха – Цыкатуха», чтение стихов, загадок, рисование насекомых, изготовление аппликации на тему «бабочки», лепка насекомых.

Ход НОД

– Ребята, сегодня нам в сад пришло письмо.

Воспитатель читает:

«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилось необычайное происшествие, а почему, я не знаю, и никто не может мне объяснить. Может быть, вы поможете.

Расскажу все по порядку. Я очень люблю ходить в лес, на луг. Люблю любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Я очень люблю лес. Все бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, комары, муравьи. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой – только вред. Какие противные! Зачем они в лесу? А пчелы? Только кусаются. Пришел я в лес и закричал: «Уходите все из леса, видеть вас не хочу!». Они и ушли. Обрадовался я, хорошо в лесу. Никто не жужжит, не летает. Вот только листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести. Почему все это случилось? Помогите мне разобраться. Ваш знакомый Незнайка».

– Ребята, давайте поможем Незнайке.

– Почему лес опустел? (Животные обиделись на Незнайку и ушли.)

– Почему лес опустел? (Незнайка сказал, что эти животные бесполезные и даже вредные.)

Попытаемся ответить Незнайке на его вопрос: почему насекомые обиделись и покинули лес, и так ли они вредны и бесполезны для леса. Сядьте поудобнее, и давайте с вами начнем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке луга. Кого же мы встретили первым?

Воспитатель: Какая коровка, скажите, пока,

Еще никому не дала молока? (Божья коровка)

– Что это за насекомое? Как оно выглядит? Как вы думаете, если божьей коровке угрожает опасность, что она может сделать?

Как вы думаете – это полезное для природы насекомое? Да, потому что оно питается тлей, а что это за насекомое тля? Это маленькое зеленое насекомое, они часто наносят довольно значительный вред фруктовым деревьям, овощам и зерновым культурам. Они высасывают, все соки из растения и впоследствии оно увядает и, в большинстве случаев, погибает, поедает листья некоторых цветов, например, роз.

Воспитатель: Услышав еще одну загадку, вы узнаете, кто прилетел к божьей коровке в гости.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

– Посмотрите на пчелу на рисунке. Как передвигается пчела? – Пчела тоже может летать, так как у нее есть крылышки. Сколько у нее ножек? Пчела очень трудолюбивая и заботливая. Как ее называет человек? – Пчела-труженица, она не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле.

Отдохнем? Физкульминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом (идем по кругу),

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки порхают (руки в сторону, машем ими),

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились (разбежались, кружась)

Поднимайте плечики (спина прямая, руки на поясе),

Прыгайте, кузнечики! (прыжки из положения сидя)

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали (имитация еды),

Тишину послушали (замерли, прислушиваясь) (см. Фотография 1)

Фотография 1

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко! (прыжки из положения стоя)

Наше путешествие продолжается и сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

Удивительно силен,

Не смотри, что мал:

Ведь в лесу с друзьями он

Гору натаскал. (Муравей)

– Как называется гора, которую натаскали муравьи? – Из чего муравьи строят муравейник? (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника иголки, мелкие веточки, кусочки коры.)

Живут муравьи семьями, в домах-муравейниках, большая часть которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове – усики. Он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Муравьи живут там, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи – полезные насекомые, они в огромных количествах уничтожают разнообразных гусениц, жуков и прочих вредителей. Так что их можно назвать лесными санитарами.

– Почему лесу стало плохо без муравьев?

– Как могут люди позаботиться о муравьях?

– Ребята, а вы знаете, в природе существуют вредные и полезные насекомые (см. Фотография 2). Вредные для человека насекомые – переносчики  заразных болезней животных и человека, какие например? (Комар, мухи, тля, колорадские жуки – объедают ботву у картофеля и клубни картофеля пропадают), а полезные – опыляют растения (бабочки, пчелы и шмели), дают продукты и сырье. Но, для природы НЕТ плохих или хороших насекомых, все в природе взаимосвязано: если бы исчезли комары и мухи, то не было б лягушек, если б пропала тля, то и исчезла бы божья коровка и т.д. Давайте закрепим наши знания о полезных и вредных насекомых и посадим их в разные домики.

Фотография 2

Игра: «Кто как передвигается?» (с мячом)

Муравей ползет, а бабочка …

Бабочка порхает, а муха …

Гусеница ползает, а кузнечик …

Бабочка порхает, а улитка …

Жук ползает, а стрекоза …

Оса летает, а червяк …

Улитка ползает, а стрекоза …

Паук ползает, а пчела …

Оса летает, а червяк …

Кузнечик прыгает, а комар …

Воспитатель: Вы хорошо рассказали о пользе насекомых, которых Незнайка прогнал из леса. Они все маленькие, но польза от них большая.

Лес не может прожить без них.

Воспитатель: Какой совет мы дадим Незнайке?

Дети: помириться с насекомыми, извиниться, попросить вернуться в лес, бережно к ним относиться, помогать в трудное время. – И деревья, и трава, и цветы, и насекомые – в лесу все нужны друг другу. Я думаю, Незнайка будет с радостью встречать насекомых, не будет их больше прогонять из леса.

Воспитатель: Природа – Мать им жизнь дала!

Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий и пустой!

А теперь я предлагаю сделать своими руками бабочек и подарить их нашим педагогам (см. Фотографии 3, 4).

 

Фотографии 3–4

Рефлексия: Что нового мы сегодня узнали? (Помогли Незнайке узнать, что есть полезные насекомые и насекомые, наносящие вред человеку.) Своими руками сделали бабочек и подарили их нашим педагогам.

Приложение к статье доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016.
2. Яковлева Е.В. Важность экологического воспитания дошкольника Педагогическое мастерство: материалы VII Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 113–117. [Электронный ресуср]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8949/ (дата обращения: 11.12.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.