В наше время вовлечь современных детей дошкольного возраста в образовательную деятельность становится все труднее и труднее. Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в современном образовании.
Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное звено его разумной деятельности – познавательную потребность, являющуюся источником его познавательной активности и лежащую в основе развития познавательного интереса человека. Важной характеристикой познавательного интереса является побуждения к деятельности. А что всегда любят делать дети?
Во все времена дети любили и любят соревноваться друг с другом, и во все времена дети всегда стараются подражать взрослым. И перед педагогом встает вопрос, как заинтересовать детей, используя их же интересы.
И тут мы вспомнили, про викторину «Что, где, когда?», которая сразу решает множество задач:
– это соревнование, которые дети обожают;
– это интересно, потому что в неё играют взрослые,
– можно задействовать большое количество детей;
– развитие познавательных процессов и закрепление пройденного материала.
Значение викторины в воспитательной работе с дошколятами очень велико. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы дошкольников. Викторина состоит из вопросов и ответов и может быть составлена для различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.
Викторину можно использовать как средство стимулирования познавательного интереса детей, развитие их интеллектуальных умений и мозговой активности. Организация такой деятельности дает возможность охватить сразу большое количество детей (несколько групп), они могут как участниками, так и активными зрителями. Мы решили организовать викторину по экологии «Что, где, когда» и вот, что у нас получилось.
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Что, где, когда?» по экологии
Цель: Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Задачи:
– расширять знания детей о животных, птицах, растениях, объектах живой и неживой природы;
– развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;
– развивать коммуникативные навыки общения, умение задавать вопросы и умение отвечать на вопросы;
– воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам по игре и соперникам;
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседы о природе, обитателях лесов, рек, морей, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы; проведение опытно-экспериментальной деятельности.
Ход викторины
Ведущая: Добрый день, уважаемые гости и коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашем клубе «Знатоков природы» Сегодня в нашем клубе состоится игра «Что, где, когда?» Разрешите представить вам команды участников нашей сегодняшней игры.
Команда «Капелька» (входят дети и становятся полукругом возле первого стола.)
Команда «Росток» (входят дети и становятся также полукругом возле второго стола).
Наши замечательные зрители, поприветствуем их. (Дети входят и садятся на приготовленные стульчики.)
Разрешите представить вам игроков команды «Капелька». Капитан команды – …, игроки команды …
Команда «Росток» и ее капитан …, игроки команды …
(Дети рассаживаются за игровые столы.)
Ведущая: Наши зрители приготовили много вопросов и заданий, которые предстоит решить и выполнить командам знатоков. Позвольте напомнить всем участникам и зрителям правила нашей игры.
Команды по очереди достают шарик с цифрой из «волшебного ящика» и получают задание для своей команды. Время на выполнение каждого задания ограниченно, командам дается от 1 до 3 минут. Команда первой, справившаяся с заданием, звенит в колокольчик и получает право первой дать ответ. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае неправильного ответа команда соперников может дать свой ответ и получить дополнительный 1 балл.
Проверить правильность ответа вы можете, посмотрев на экран. (Игра сопровождается показом слайдов презентации.)
Итак, команды готовы? Дорогие зрители готовы?
Ответы: Да!
Ведущая: Мы начинаем игру. И я попрошу капитанов команд подойти для жеребьевки. Чтобы решить, какая команда первой начнет игру надо отгадать загадку. Капитан, который первым даст правильный ответ, начинает игру.
Итак, загадка:
Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня? (Ручеек)
Ведущая: Первым правильно ответил капитан команды …, он получает право первым начать игру. Прошу доставай шар.
(Капитан достает шар и называет номер. Выходит ребенок-зритель у которого этот номер и задает вопрос знатокам.)
Зритель: Уважаемые знатоки, знаете ли вы, что относиться к миру живой и неживой природы?
Ведущая: Игроки, у вас на столах лежат карточки с картинками, на которых изображены объекты живой и неживой природы. Вам надо за одну мину необходимые картинки. Команда «Росток» отбирает объекты живой природы, команда «Капелька» – объекты неживой природы.
Ведущая: Задание понятно. Команда, справившаяся первой с заданием, звенит в колокольчик и получает право дать ответ первой. Внимание, начали.
(Дети на столах выполняют задание, а зрители видят все объекты на экране.)
Рисунок 1
Ведущая: Первой выполнила задание команда … Капитан кто отвечает на первый вопрос.
(Капитан называет имя ребенка, который будет отвечать на вопрос.)
Ответ команды …
Фотография 1
Ведущая: Уважаемые игроки команды … вы согласны с ответом команды …, вы можете дать правильный ответ или дополнить ответ команды …
Ответы …
Ведущая: Правильность ответов мы проверяем, посмотрев на экран, ведущая оглашает результаты первого раунда.
Ведущая: Переходим ко второму раунду, капитан команды … прошу, доставайте шар.
(Ребенок достает шар и называет цифру.)
Ведущая: Блиц-игра. Каждой команде поочередно зрители задают по три вопроса. Начинает первой отвечать на вопросы команда …
Первый зритель: Я задам сейчас вопросы
Отвечать на них не просто.
Не спешите, будьте внимательны.
1. Какому животному помогает хвост в полете?
Ответ: белке.
Ведущая: Внимание – правильный ответ. Смотрим на экран. (На экране появляется правильный ответ.)
Рисунок 2
1. Какое растение может вас обжечь?
Ответ: крапива.
1. Какая птица прилетает в наши края первая?
Ответ: грач.
Ведущая: Вопросы для команды …
Второй зритель:
1. Кто является санитаром леса из животных?
Ответ: волк.
2. Какой гриб носит название лесного хищного зверя?
Ответ: лисичка.
3. Какое растение лечит ссадины и раны?
Ответ: подорожник.
Ведущая: Все команды справились с заданием, таким образом, команда «Росток» набрала …, команда «Капелька» – … Счет – …
Ведущая: Внимание, внимание, 3 раунд! Капитан команды …, доставай следующий шар.
Это необычный вопрос, уважаемый зритель внесите «Волшебный ящик», слушайте задание.
(Вносятся два одинаковых «волшебных ящика» для двух команд, внутри находятся: бумага, песок, вата, кусок ткани, воронка, кувшин с мутной водой, пластмассовый стакан.)
Фотография 2
Зритель: Ребята, рассмотрите предметы, которые находятся в волшебном ящике. Подскажите, как и для чего их можно использовать.
Итак, команды рассмотрите все предметы внимательно и постарайтесь за три минуты дать ответ, время пошло.
Ведущая: Напоминаю командам, что звонок колокольчика означает, что команда готова дать ответ, время пошло.
А пока команды выполняют задание, я предлагаю зрителям поиграть.
Игра «Да» и «Нет»/ Если вы согласны с ответом, вы говорите «да», а если не согласны – «нет».
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю? (Да)
Если разведу костер,
А тушить не стану? (Нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да)
Ведущая: Какие знающие и внимательные у нас зрители.
Команды знатоков тоже уже готовы дать нам правильный ответ. Первой дает ответ команда …, отвечает …
Ответы: фильтр для очистки воды.
Демонстрация опыта по очистке воды с помощью изготовленного фильтра.
Ведущая оглашает счет игры и предлагает перейти к следующему 4 раунду.
Капитан команды вытягивает шар.
Ведущая: Уважаемые знатоки, следующий вопрос от наших зрителей.
Зритель: Уважаемые знатоки, мы хотим проверить, хорошо ли вы знаете съедобные и несъедобные грибы и ягоды. За одну минуту вам предстоит собрать в корзинку все съедобные грибы – команде «Росток», а команде «Капелька» все съедобные ягоды. Спасибо.
Рисунки 3–4
Ведущая: Уважаемые знатоки у вас на столах лежат корзинки и конверты с картинками. Ваше задание правильно отобрать и положить в корзинку только съедобные грибы и съедобные ягоды. Итак, время пошло.
Ведущая: Первыми справились с заданием команда …, они отвечают.
Ответ: …
Ведущая: Команда может дополнить ответ?
Ответ команды: …
Ведущая: Итак, внимание, правильный ответ.
(Ведущая подводит итоги 4 раунда и предлагает немного отдохнуть командам игроков и зрителям и провести физкультминутку.)
Проведение физкультминутки:
Вместе по лесу идем.
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания – руки в стороны.)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой.)
Вот пришли мы на луг.
(Шагают на месте.)
Я твой друг и ты мой друг!
(Руки вытягивают вперед и показывают на себя.)
К солнцу дружно потянулись.
(Руки тянут с «Солнышку».)
Обнялись и улыбнулись.
(Обнимают друг друга и улыбаются.)
Ведущая: Немного отдохнули, зарядились. А теперь продолжаем нашу игру.
5 раунд: Капитан … Доставай шар.
Вопрос от нашего зрителя.
Зритель: Уважаемые знатоки, Назовите те условия, без которых не могут жить растения.
Ведущая: Команды вопрос понятен, внимание время пошло.
Первыми готовы дать ответ команда …
Ответы детей …
Ведущая: Команда … может дополнить ответ.
Ответы детей …
Ведущая: Внимание смотрим на экран, правильный ответ.
Таким образом, команда «Росток» получает …, команда «Капелька» – …, общий счет …
Ведущая: Следующий 6 раунд. Капитан доставай шар. Вопрос от зрителя. Слушаем внимательно.
Зритель: Уважаемые знатоки, обращаются к вам с просьбой жители леса, сделайте для нас специальные знаки, чтобы наши гости знали, что можно и чего нельзя делать в лесу. Спасибо. Надеемся на помощь.
Ведущая: Ребята, у вас на столах есть все необходимое: картинки, которые вы можете использовать для создания своих знаков, клей, ножницы, фломастеры, бумага. Каждая команда должна сделать не меньше трех знаков. Время пошло.
А пока команды выполняют задание, наши зрители помогут мне собрать потерявшуюся часть пословиц о природе. Согласны. Я начну пословицу, а вы попробуйте ее продолжить.
Лето-припасиха, (а зима – подбериха)
Весной сверху печет, (а снизу морозит)
Много снега, (много хлеба)
Много воды, (много травы)
Красна весна цветами, (осень снопами)
Ласточка день начинает, (а соловей кончает)
Возле леса жить – (голодному не быть)
Не высок лесок, (а от ветра защищает)
Что летом родиться, (зимой пригодиться)
Спасибо ребята.
Ведущая: Наши знатоки тоже готовы, первой показывает и рассказывает о своих знаках команда…
(Первой прозвенела в колокольчик, сообщив о готовности.)
(Ответы детей.)
Ведущая: Теперь слово команде…
Все команды справились с заданием и хорошо потрудились.
Пока подводятся итоги игры, наши гости – зрители подготовили для вас стихотворение Ирины Трофимовой и предлагают послушать его:
Береги природу,
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля,
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ведущая: Спасибо ребята.
(Подведение итогов викторины.)
Ведущая: Молодцы ребята, я хочу всех знатоков и наших дорогих зрителей поблагодарить за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе. И позвольте, вручить вам эти замечательные медали «Знатоки природы».
Давайте, дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать.
Ведь цветы, леса, поля и речки,
Это все для нас навечно!
Спасибо за внимание, дорогие гости!
Рисунок 5
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.