Рубрики
Дошкольное образование

Реализация проекта «Искусство рисования огнем»

Одной из самых существенных задач в реализации проекта, является обеспечение равновесия горизонтальных, вертикальных, диагональных, направлений к внутреннему пространству общей картины.

0
Аксенова Елена Викторовна,
воспитатель ДС № 1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2120»,
lena.aksenzik@yandex.ru
Фомина Ольга Ивановна,
воспитатель ДС № 1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2120»,
fomkaoi16@gmail.com

Вид проекта: творческий, практикоориентированный.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

Тип проекта: совместный.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта:

– воспитатели;

– родители;

– дети дошкольного возраста 5 лет.

Цель проекта: формировать умение выжигать рисунок на дереве при помощи выжигателя; помочь развиться чувству гармонии и насыщенности цвета у детей, регулируя силу нажима наконечника.

Задачи проекта:

Одной из самых существенных задач в реализации проекта, является обеспечение равновесия горизонтальных, вертикальных, диагональных, направлений к внутреннему пространству общей картины.

Образовательная: познакомить детей с удивительным видом искусства – пирографией; дать представление о различных способах выжигания; познакомить с разнообразием видов материалов для работы.

Развивающая: способствовать обогащению словарного запаса дошкольников новыми словами; развивать любознательность, образное мышление, творческое воображение.

Воспитательная: способствовать расширению кругозора, воспитанию позитивного отношения к природе и искусству.

Направленность проекта: групповой, исследовательский.

Материал и оборудование:

– мультимедийный проектор;

– компьютер;

– книги, энциклопедии;

– фотоаппарат;

– материалы для продуктивной изобразительной деятельности;

– материалы для экспериментальной деятельности;

– выжигатель по дереву «Узор-1»;

– спил березовый по количеству детей.

Принципы реализации проекта:

– последовательность подачи материала;

– учет возрастных особенностей;

– интеграция образовательных областей.

Основные формы реализации программы:

– работа с познавательной литературой;

– просмотр презентации и продуктивная деятельность детей:

– экспериментальная деятельность;

– поздравление мам с праздником.

Хотим узнать:

1. Узнать, когда и как возникла пирография, как вид искусства?

2. Какими были инструменты для работы в старину, какие в настоящее время?

3. Какие материалы можно использовать как основу для выжигания?

4. Как и чем предварительно обработать древесину?

5. Почему предметы с элементами пирографии и сегодня пользуются спросом?

Актуальность темы

Дети дошкольного возраста отличаются впечатлительностью, непосредственностью, эмоциональностью, поэтому в этом возрасте существуют все условия для формирования их отношения, к какому-либо виду искусства. Данный проект приобщает детей к истокам русской культуры и духовным традициям нашего народа, посредством освоения и изучения приемов работы с древесиной методом выжигания.

Опыт работы над проектом показал, что у детей есть живой эмоциональный отклик на данную тему, они охотно участвуют во всех этапах работы, проявляют фантазию и взаимодействуют как с воспитателем, так и друг с другом. Особенный интерес у детей вызвал процесс выжигание нарисованного на дерево рисунка. Это указывает на то, что дети способны представлять, воспринимать образную информацию.

Следует отметить, что важную роль в успешной работе над проектом, сыграла предварительная работа – это беседы, игры, рисование, чтение, наблюдения. Детям была показана оформленная  воспитателями презентация на тему «Рисование огнем» (Приложение 1). Из нее ребята узнали историю возникновения и развития искусства выжигания по дереву, а также получили опыт образного восприятия явлений через беседу и совместную деятельность. Кроме этого дети познакомились с разнообразными способами художественной обработки древесины.

Важным фактором для развития ребенка является возникновение таких ситуаций, которые вызывают духовную радость, положительные эмоции, развитие воображения, творческой активности и формирование интереса ко всему окружающему. Поэтому в образовательной области такая форма взаимодействия, как проект, получила огромную популярность.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

– формирование индивидуально-ценностного отношения к миру искусства у каждого ребенка;

– расширение базы знаний у детей об искусстве, формирование представления о далеком прошлом и сопоставление с настоящим;

– развитие у детей умения подбирать и систематизировать материал для исследования по теме проекта;

– расширение и активизация словаря;

– развитие у детей любознательности, воображения, мышления, памяти.

Как родился проект

Очень часто ребята приносят в группу различные игрушки. Среди них есть необычные и интересные, часто встречаются пластиковые и деревянные игрушки с элементами пирографии. Однажды дети задумались о том, каким образом получается такой рисунок, и у них возникли вопросы: «А чем нарисована та или иная картинка?», «Почему это деревянное изделие совсем не похоже на другие?», «Как же можно на пластике, да и на дереве так нарисовать рисунок?». Мы с ними решили выяснить все детали о данном виде рисования и, конечно же, о том с чего все начиналось. Для этого мы отправляемся в увлекательное путешествие в далекое прошлое, полное загадок, тайн и чудес.

Много интересных фактов можно найти в книгах, на страницах которых представлены красочные изображения различных предметов старины и современности. Причем предметы эти, оказывается, могли быть, и есть сегодня, различных размеров. Начиная с маленькой броши, заканчивая огромными картинами и панно. Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими рисунками. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Общий характер рисунка, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику человека, образу жизни, географическому положению и характеру труда того или иного народа.

С целью расширения кругозора детей было проведено много бесед на темы, связанные с возникновением пирографии, о том, как давно появились приборы для выжигания, и для чего в основном они использовались в то время. О том, каким был внешний вид первого выжигателя и особенности его работы. В процессе бесед дети получают новые знания, самостоятельно формулируют и задают интересующие их вопросы.

Кроме того, дети получают знания о том, что не только в далеком прошлом, но и в современной действительности пирография, как и любое другое искусство, появилось и развивается благодаря потребности человека. И наша с детьми потребность – приготовить подарки мамам на ДЕНЬ МАТЕРИ. Поскольку ребята теперь много знали о пирографии, мы с ними решили выжечь простые рисунки на дереве. Искусство рисования огнем, как и другие виды искусства, дает возможность развивать фантазию, воображение и творческие способности детей. Поэтому главная задача подрастающего поколения заключается в черпании информации о мире искусства и об окружающем мире в целом.

Следующим этапом проекта было выполнение графического диктанта, это мы делали для подготовки руки ребенка к работе. Данный вид деятельности дети приняли с большим интересом и были необыкновенно увлечены. Графический диктант является прекрасным показателем не только уровня развития моторных навыков детей, но и показателем умения ориентироваться на листе, понимать и принимать задачу. Рисование по клеточкам – это игровой способ развития у детей пространственного мышления, воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Начертание фигур в дальнейшем поможет детям легко и успешно осваивать не только письмо, но и остальные предметы, требующие внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы. В процессе выполнения данной работы дети учатся быть предельно сконцентрированными, целенаправленно выполняя действия для достижения наилучшего результата.

После этого было предложено выбрать основу для выжигания. В качестве основы мы решили взять березовый спил, на котором нарисовать понравившийся рисунок.

 

Фотографии 1–2

Простые картинки детям были предложены на выбор. Каждый ребенок сам выбирал картинку на свой вкус и копировал его на подписанный заранее спил.

Определившись с основой и подобрав картинку, надо было обработать деревянную поверхность от шершавости. Дети старательно выполняли эту работу, так как, мы знали, что она значительно облегчит нам дальнейшую деятельность. Очищая поверхность заготовки, дети тем самым развивали двигательные функции руки.

 

Фотографии 3–5

Затем надо было подписать свою заготовку и приклеить к нему магнит. Вариант с магнитом предложил один из детей, остальные приняли его с большим восхищением, и были в восторге от того, что их подарок еще можно будет повесить. Мы решили, что мамам непременно захочется повесить подарок на видное место, поэтому магнит был очень кстати.

 

Фотографии 6–8

Процесс выполнения работы требует большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены. Перед тем как начать работу над изготовлением подарков для мам, детям была представлена разнообразная литература: книги, энциклопедии, журналы и изображения различных предметов с элементами рисования огнем, презентация подготовленная воспитателями. Кроме того, что мы черпали из этих источников информацию, дети должны были оценить свои возможности, должны были проявить смекалку и самостоятельно прийти к выводу о том, что сложный рисунок им пока не по силам. Поэтому,  были подобраны простые картинки для переноса на заготовку. Даная деятельность способствовала единению, сплочению детского коллектива, установлению дружественных взаимоотношений, формированию навыков совместной деятельности и общения, а также гордость каждого за свою работу.

Вот и пришла пора нанести на деревянную основу рисунок. Рисунок наносили простым карандашом. Рисунок карандашом – начало всех изобразительных искусств. Без карандаша не обходится ни один художник. Рисунок карандашом может быть самостоятельным произведением. А еще карандаш может выполнять большую подсобную работу, позволяя делать наброски – это быстрые рисунки, в которых карандаш художника схватывает то, что ему потом будет необходимо для работы над задуманным произведением. Вот наши воспитанники начинают воплощать задуманное в жизнь. Выбранные картинки обводятся по контуру, а затем дорисовываются.

Следует обратить внимание на то, что заготовки  у всех ребят одинаковые, и для того чтобы композиция у каждого заиграла, надо обратить внимание на симметрию при нанесении рисунка. И тогда каждая работа будет смотреться индивидуально. Это происходит потому, что композиция каждого рисунка имеет четкую структуру. Обязательно проговариваем тот момент, что точка пересечения горизонтали и вертикали предстает при выборе места рисунка и является особо акцентированным местом.

 

 

Фотографии 9–12

После того как все рисунки нанесены на дерево приступили к выжиганию, рисованию огнем. Конечно же, детям перед этой деятельностью были еще раз озвучены правила работы и техника безопасности. Самое главное, чтобы помещение было хорошо проветрено, чтобы было много света и, конечно же, делать частые перерывы.

 

 

Фотографии 13–21

По окончанию работы дети с гордостью демонстрировали свои рисунки, поочередно описывая, почему они решили изобразить тот или иной рисунок.

Фотография 22

Казалось бы, работа закончена, и тогда детям уже не терпелось подарить свои поделки мамам, а время то не пришло еще… Тогда ребятам пришла в голову мысль, что неплохо было бы работы украсить. Воспитатели предложили рассмотреть варианты, как и чем можно украсить работы. У нас в копилке достаточно много различного бисера и не только. Ребята выбрали бусины, которые приклеили к дереву горячим клеем, при помощи специального «пистолета».

 

 

Фотографии 23-27

У каждого искусства свой язык, с помощью которого художник рассказывает о красоте мира. Вот и наши маленькие художники работали, проявляя свою фантазию и творчество.

Для того чтобы придать своей поделке большую выразительность, они стремились так разместить предметы вокруг рисунка, чтобы зрителю стала понятна главная мысль работы. Это и есть искусство композиции, которое проявилось у наших детей в возрасте 5 лет. Они были горды своими работами и теперь с нетерпением ждут наступления дня мамы.

 

 

Фотографии 28–34

Заключение

Для того чтобы передать красоту окружающего мира, о чем то рассказать зрителю, художнику нужно не только научиться рисовать красками, мелками, тушью, огнем, лепить из пластилина и т. д. Нужно любить свое дело, сопереживать вместе с героями своих картин, суметь донести свои мысли и чувства до зрителя.

Рассматривая свои и чужие работы в старшей группе, дети должны получить удовольствие от них. Поэтому надо обратить внимание на то, какими замечательными получились работы, предложить полюбоваться ими, отметить, что делает пирографию красивым: выжигание огнем, интересная композиция, удачное выполнение характерных деталей, разнообразие замыслов. Анализ и просмотр детских работ в заключении – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Одним из важных средств поощрения являются выставки детских работ при этом необходимо выставлять работы всех детей. Такие выставки радуют и детей и родителей. Воспитатели в свою очередь испытывают чувство гордости за интересную, полезную, плодотворную и результативную работу.

Таким образом, подводя итог проделанной работы, можно прийти к выводу, что все задачи, которые были поставлены перед началом реализации проекта, были успешно решены. Проект помог детям расширить кругозор, развить художественно-творческое воображение, логическое мышление, пополнить словарный запас и обогатить знания. Ребята наблюдали, проводили опыты, сравнивали и делали выводы.

Тема, которой был посвящен проект, детям была очень интересна и увлекательна. Благодаря этому, восприятие информации проходило легко и непринужденно. Проект был основан на взаимодействии детей со взрослыми, при этом самостоятельные действия ребят постоянно развивались: проводились пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, фантазирование, наблюдение, изучение, исследование. В процессе работы над проектом была обеспечена равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от процесса планирования до оценки результатов).

Список литературы:

1. Зайцева А.А. Пирография. Уроки выжигания по дереву. М.: Эксмо-Пресс, 2012.
2. Информационный портал для любителей пирографии. [Электронный ресурс]. URL: http://pyrography-fireart.ru/forum/4-119-1 (дата обращения: 21.11.2017).
3. Пул Л. Пирография. АСТ-Пресс, 2010.
4. Райт Д. Искусство выжигания по дереву. М.: Кристина, 2005. (дата обращения: 21.11.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.