Рубрики
Дошкольное образование

Значение и место подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста

В системе дошкольного воспитания значимое место отводится подвижным играм. Игровая деятельность способствует физическому, умственному и эстетическому развитию детей. Подвижные игры формируют умение и навыки ходьбы, бега, прыжков, учат ребенка пользоваться приобретенными движениями в любой ситуации. Свои действия ребята подчиняют правилам и четко их выполняют. В будущем это влияет на поведение, дисциплину, развивает у детей чувство товарищества.

0
Вакорина Людмила Викторовна,
музыкальный руководитель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
ludmila-Vakorina@mail.ru

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В.А.

В системе дошкольного воспитания значимое место отводится подвижным играм. Игровая деятельность способствует физическому, умственному и эстетическому развитию детей. Подвижные игры формируют умение и навыки ходьбы, бега, прыжков, учат ребенка пользоваться приобретенными движениями в любой ситуации. Свои действия ребята подчиняют правилам и четко их выполняют. В будущем это влияет на поведение, дисциплину, развивает у детей чувство товарищества.

Каждая игра обязательно должна иметь определенную цель, а форма игры – отвечать ей. Кроме того, необходимо, чтоб игра вызывала у детей чувство удовлетворения, радости.

Во время игровой деятельности дошкольников возникают положительные моменты для развития внимания, восприятия, творческой фантазии, памяти; игры способствуют развитию у детей языка, быстроты мышления, сообразительности, нормы поведения в обществе.

Игры широко используются также как способ эстетического воспитания ребенка. Дети представляют мир, что их окружает, через свой игровой образ, большую свою роль выполняют знакомые песни, танцы, стихи.

Во время проведения подвижных игр следует обращать внимание на поведение детей, регулируя их физические нагрузки, потому что дети, увлекаясь игрой, как правило, не испытывают утомления, признаками которой является частое дыхание, нарушение координаций движений, повышенная потливость. А это может отрицательно сказаться на общем состоянии ребенка (нарушении сна, понижении аппетита).

В старших возрастных группах сюжетные игры и игровые упражнения проводятся в виде соревнования между двумя или несколькими участниками или командами. Прежде чем начать игру детям следует объяснить правила в такой форме, чтобы ребенок имел точное представление про тех действующих лиц, которых он будет изображать во время игры. Это поможет детям лучше понять игровую ситуацию. Объясняя движения, выполнение которых может быть непонятным для детей, их нужно обязательно показать. Например, в игре «Сделай фигуру» можно показать движения «маятника больших часов» или например «зайчика с длинными ушками»и т.д.

Объяснив игру детям, я обязательно проверяю, поняли они или нет, задавая несколько вопросов касаясь содержания и правил. Игра только в том случае проходит слаженно и четко, когда дети понимают правила и игровые действия, которые они должны выполнить.

Для проведения игры следует выбрать одного или нескольких ведущих.В начале можно назначить ведущим того ребенка, который лучше всех справится с ролью, а потом назначать по очереди других детей. Ведущего могут выбрать и сами дети с помощью короткой считалочки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Проводя подвижные игры, детей необходимо приучать быть спокойными, между ними не должно возникать ссор. И, конечно же, для ребятишек большое значение имеет подведение результатов игры и объективное определение победителей.

Фотография 1

На фотографии показан пример игры «Мы – веселые ребята!»

Правила игры очень просты. Дети стоят в кругу, один ребенок – в центре. Это – «ловец». Дети идут по кругу, взявшись за руки и проговаривают в такт музыке слова: Мы – веселые ребята!

Мы – ребята дошколята!

Любим бегать и играть.

Раз, два, три, четыре, пять

Ты попробуй нас догнать!

На последние слова дети разбегаются по залу, а «ловец» их ловит. Игра повторяется 2–3 раза.

Фотография 2

Игра для младшего возраста «Мы топаем ногами»

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст в такт музыке медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

Игра повторяется.

Фотография 3

Игра «Охотники и зайцы»

Ход игры: Дети выбирают «охотника», который становится с одной стороны зала, а «зайцы» сидят в своих «норках» в противоположном конце.

Под веселую музыку «зайцы» выходят на середину зала и прыгают. На окончание музыки ведущий говорит: «Охотник!». «Зайцы» бегут в свои «норки», а «охотник» целится им под ноги мячом. «Заяц», в которого попали, выбывает из игры. Повторяя игру, дети выбирают нового «охотника».

Выбор музыкального сопровождения во время проведения подвижных игр является одним из способов общения ребёнка с музыкой, что однозначно помогает решать задачи физического и музыкального воспитания дошкольников.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е.Программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.:Мозаика-Синтез,2014.
2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М.: Просвещение, 1982.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.