Формирование осознанного отношения к окружающей среде, к природе должно формироваться уже в детстве. Экологические вопросы являются особенно актуальными сегодня. Занятия по экологии позволяют сформировать интерес детей к окружающей среде, пробуждают в них любовь и уважение к природе. Воспитание учащихся в процессе взаимодействия с природой изучалось в трудах таких ученых, как Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
Кроме того, проведение досуга увлекает детей и дает возможности для работы с произношением, моторикой, формированием некоторых важных для социализации качеств, таких как активность, отзывчивость, инициативность.
Дети дошкольного возраста ввиду психофизиологических особенностей тесно связаны с природой и обществом, они чувствительны к явлениям природы, активно изучают природу, окружающий мир, социальную среду и себя.
Мы провели досуг на тему «Волшебная осень», план-конспект которого представлен ниже, с детьми второй младшей группы. Следует отметить, что у детей в этом возрасте (3–4 года) развиваются память и внимание, развивается наглядно-действенное мышление, и дошкольники начинают устанавливать некоторые скрытые связи между предметами. Поэтому в представленном досуге мы ставим задачу развития памяти, внимания, наблюдательности детей, а также научению их устанавливать причинно-следственных связей между изменениями в природе и изменениями в жизни птиц.
Также у детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей, поэтому разработка игр и подача материала через игровую форму является важным элементом построения досуга.
Дети дошкольного возраста отличаются впечатлительностью, непосредственностью, эмоциональностью, поэтому в этом возрасте существуют все условия для формирования их «экологической культуры, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций» [3].
Опыт проведения досуга на тему «Волшебная осень» показал, что у детей есть живой эмоциональный отклик на данную тему, они охотно участвуют в игровых упражнениях, проявляют фантазию и взаимодействуют как с воспитателем, так и друг с другом. Особенный интерес у детей вызвали персонажи Осени и Воробья. Это указывает на то, что дети способны сопереживать, представлять, воспринимать образную информацию. Следует отметить, что важную роль в успешном проведении досуга играет предварительная работа, во время которой дети вместе с воспитателем наблюдают за сезонными изменениями в природе, рисуют осенние листы, учатся устанавливать логические связи между предметами в дидактических играх, а также получают опыт образного восприятия осенней природы, явлений осени через чтение стихотворений великих русских поэтов.
В результате проведения досуга у детей сформировалось более полное понимание осени, ее характерных черт. Дети стали более бережно относиться к окружающей природе, и у них появилось понимание, почему надо бережно относиться к природе, например, не ломать ветки, не рвать рябину с деревьев. Все эти результаты мы видим на прогулках с детьми, во время бесед и игр с ними.
Мы рекомендуем при проведении досуга на тему «Волшебная осень» сделать досуг как можно более красочным, ярким, показать детям краски осени, создать осеннюю атмосферу с помощью украшения зала, подбора цветных материалов, костюма осени. Дети, воспринимая краски и образы, легче понимают атмосферу осени, эмоционально вовлекаются и проявляются интерес.
Фотогрвфии 1–4
Цель: познакомить детей с названиями деревьев (береза, клен, рябина), научить различать их по внешним признакам. Прививать бережное отношение и любовь к природе. Научить отличать характерные признаки осени (день становится короче, листья на деревьях желтеют и опадают, дует холодный ветер, солнце показывается реже, птицы улетают на юг).
Задачи:
– пополнять словарный запас.
– способствовать установлению причинно-следственных связей между изменениями в природе и изменениями в жизни птиц;
– формировать эмоциональную отзывчивость к персонажу Осень;
– способствовать развитию инициативы и самостоятельности в общении со взрослыми и детьми;
– продолжать прививать детям любовь к природе, применяя имеющиеся знания.
Материал и оборудование:
1) макет березового, желтого листа закрепленного к указке;
2) макет кленового, красного листа закрепленного к указке;
3) макет желтого листа рябины, закрепленного к указке;
4) макет дерева березы (вырезанные из картона);
5) макет дерева клена (вырезанные из картона);
6) макет дерева рябины (вырезанные из картона);
7) костюм Осени;
8) макеты осенних листьев (березы, клена) (для ходьбы по ним);
9) макеты листьев, вырезанных из картона на каждого ребенка (березовые, кленовые);
10) игрушка-воробей;
11) гуашь, емкость для гуаши, салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
– наблюдение за сезонными изменениями в природе;
– чтение стихотворений И. Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»;
– рисование осенних листьев (клена, березы, рябины);
– дидактическая игра «С какого дерева лист», «Во саду ли во городе»;
– подвижная игра «Солнышко и дождик»;
– разучивание движений «Танец с листочками», «Тучка».
Словарная работа:
Осенние листья, березовый лист, береза, кленовый лист, клен, ягоды рябины, рябина, листопад, осень, воробей.
Дети входят в зал под музыкальное сопровождение, воспитатель обращает их внимание на то, как украшен зал, акцентирует внимание детей, выделяя слова «Золотая Осень» обращает внимание детей на гостей присутствующих в зале, просит детей быть вежливыми и поздороваться с гостями!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках!
У педагога в руках березовый желтый лист, привязанный ниткой к указке.
Листок: Здравствуйте, ребята! Я – осенний листок, меня задул к вам озорной ветерок. Попробуйте догнать меня.
Дети догоняют листок. Воспитатель подводит их к макету березы.
Воспитатель: Посмотрите, листок прилетел к дереву. Кто из вас знает, как оно называется? (Ответы детей.)
Лист березы: Это мое дерево, это моя береза.
Воспитатель: Ребята, почему лист называет березу своим деревом? (Рассуждения воспитанников. Педагог обобщает ответы детей: лист сберезы, березовый лист.)
Воспитатель: Ребята, а почему, листья на березе желтые, а не зеленые? (Ответы детей (наступила осень).)
Воспитатель: Верно, потому что осень – пора желтых и красных листьев. Полюбуйтесь, в какой наряд одела березу золотая осень.
(Дует ветерок и приносит еще один листок (кленовый, красного цвета).)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще один листок прилетел. Как вы думаете, какой это листок?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: Правильно! А с какого он дерева?
Дети: С клена!
Воспитатель: Правильно! Лист, с клена, кленовый лист! А посмотрите, какого он цвета? (Красного.) Посмотрите ребята, на березе листья осенью желтеют, а на клене – краснеют. А давайте мы с вами станцуем танец с красивыми осенними листьями.
«Танец с листочками»
Воспитатель: Ребята, вы слышите… Мне кажется, кто-то в гости к нам идет!
(Звучит мелодичная музыка, входит Осень.)
Воспитатель: Глядите, это Осень к нам идет,
Осень: Здравствуйте, мои друзья,
Очень рада встрече я.
По полям, лесам гуляла,
Вас, детишки, поджидала.
По листочкам мы пойдем,
В лес осенний мы придем.
Учитель-логопед проводит с детьми две игры:
– пальчиковая гимнастика
– координация слова с движением
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают кулаки) –
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины (загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу),
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулаки).
Координация слова с движением:
Листья осенние тихо кружатся, (Плавно кружатся.)
Прямо нам под ноги листья ложатся (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками по полу.)
Будто опять закружиться хотят. (Плавно кружатся.)
Осень: Все листочки разные
Желтые да красные,
Вот осиновый, дубовый,
Вот березовый, кленовый…
Все листочки хороши!
Смелей берите малыши!
(Дети берут осенние листы, осень проводит с ними игру.)
«Домик для листочка»
Цель: Упражнять в сличении листьев по сходству.
Осень: Ребятки, послушайте, как в лесу тихо…
Воспитатель (прислушивается): Ребята… мне кажется, кто-то летит к нам.
Осень: Отгадайте загадку:
«Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)»
(Ответы детей.)
Воспитатель: Вниз с рябиновых ветвей,
Слетел к луже воробей.
Огляделся – плюх! – и в воду,
Стал плескаться в непогоду.
Любит воробей купаться,
Заодно и закаляться.
Воробей: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все листья на деревьях желтеют и опадают, а это значит, что скоро наступит зима! Червяков и жуков мне под снегом не найти. Поэтому зимой я кушаю ягоды рябины. Но один хулиган оборвал все ягоды на дереве, и теперь зимой мне нечего будет кушать. Что же мне теперь делать?
Воспитатель: Не грусти, воробей! Мы тебе поможем. Давайте поможем воробью? Ребята, вы все внимательно слушали воробья, про какие ягоды говорил воробей!? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно – это рябина!
(Дети рисуют ягоды рябины пальчиками, макая в гуашь.)
Воробей: Спасибо вам, ребята! Теперь мне будет, что кушать зимой! (Улетает.)
Воспитатель (подводит итог): дети, скажите, можно ли ломать ветки на деревьях? (Ответы детей.) А почему? (Дерево живое, ему больно.) А можно обрывать ягоды на рябине? Почему? (Ответы детей.)
Правильно ребята! Воробью мы помогли, ну а нам пора идти дальше.
Воспитатель: Осень, осень золотая, наша гостья дорогая,
Хорошо, что ты пришла, Что нам осень принесла?
Осень: Вы загадки отгадайте и отгадки получайте.
Загадки: 1. Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень.)
2. В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (Зонт.)
3. Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи,
Появились всюду… (Лужи.)
4. Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (Дождь.)
5. Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад –
Это просто… (Листопад.)
Осень: Ребята, а давайте с вами станцуем танец про тучку, чтобы дождик за окном кончился?
Танец «Злую тучку наказали»
Осень: Ветерок живет без горя
За далеким синим морем.
К нам, ребята, прибежал,
Все деревья раскачал!
(Звучит релаксационная музыка.)
Воспитатель: Сейчас наши ребята станут деревцами,
Поднимут ветки вверх и ими покачают!
Ветер качает деревце, срывает с него последний листок,
Подхватил ветерок наш березовый листок,
Покружил, покружил и на землю уложил,
Так закончилось путешествие осеннего листочка.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось?
(Ответы детей.)
Осень: Мне приятно это слышать.
Очень хорошо мне с вами было, всех ребят я полюбила,
Но прощаться нам пора, ждут меня еще дела! (Уходит.)
(Дети исполняют прощальную песню для Осени «Осень».)
Список литературы:
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.