Рубрики
Дошкольное образование

Проведение досуга во второй младшей группе дошкольного образовательной организации по теме «Волшебная осень»

Формирование осознанного отношения к окружающей среде, к природе должно формироваться уже в детстве. Экологические вопросы являются особенно актуальными сегодня. Занятия по экологии позволяют сформировать интерес детей к окружающей среде, пробуждают в них любовь и уважение к природе. Воспитание учащихся в процессе взаимодействия с природой изучалось в трудах таких ученых, как Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

0
Бочарова Анастасия Павловна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
bocharik3013@gmail.com
Дорошенко Наталья Васильевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
marisabel1998k@yandex.ru
Утешева Елена Вячеславовна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
utesheva.70@mail.ru
Шишкина Наталия Владиславовна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
natalaka@mail.ru

Формирование осознанного отношения к окружающей среде, к природе должно формироваться уже в детстве. Экологические вопросы являются особенно актуальными сегодня. Занятия по экологии позволяют сформировать интерес детей к окружающей среде, пробуждают в них любовь и уважение к природе. Воспитание учащихся в процессе взаимодействия с природой изучалось в трудах таких ученых, как Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Кроме того, проведение досуга увлекает детей и дает возможности для работы с произношением, моторикой, формированием некоторых важных для социализации качеств, таких как активность, отзывчивость, инициативность.

Дети дошкольного возраста ввиду психофизиологических особенностей тесно связаны с природой и обществом, они чувствительны к явлениям природы, активно изучают природу, окружающий мир, социальную среду и себя.

Мы провели досуг на тему «Волшебная осень», план-конспект которого представлен ниже, с детьми второй младшей группы. Следует отметить, что у детей в этом возрасте (3–4 года) развиваются память и внимание, развивается наглядно-действенное мышление, и дошкольники начинают устанавливать некоторые скрытые связи между предметами. Поэтому в представленном досуге мы ставим задачу развития памяти, внимания, наблюдательности детей, а также научению их устанавливать причинно-следственных связей между изменениями в природе и изменениями в жизни птиц.

Также у детей дошкольного возраста игровая деятельность является ведущей, поэтому разработка игр и подача материала через игровую форму является важным элементом построения досуга.

Дети дошкольного возраста отличаются впечатлительностью, непосредственностью, эмоциональностью, поэтому в этом возрасте существуют все условия для формирования их «экологической культуры, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении моральных норм, в системе ценностных ориентаций» [3].

Опыт проведения досуга на тему «Волшебная осень» показал, что у детей есть живой эмоциональный отклик на данную тему, они охотно участвуют в игровых упражнениях, проявляют фантазию и взаимодействуют как с воспитателем, так и друг с другом. Особенный интерес у детей вызвали персонажи Осени и Воробья. Это указывает на то, что дети способны сопереживать, представлять, воспринимать образную информацию. Следует отметить, что важную роль в успешном проведении досуга играет предварительная работа, во время которой дети вместе с воспитателем наблюдают за сезонными изменениями в природе, рисуют осенние листы, учатся устанавливать логические связи между предметами в дидактических играх, а также получают опыт образного восприятия осенней природы, явлений осени через чтение стихотворений великих русских поэтов.

В результате проведения досуга у детей сформировалось более полное понимание осени, ее характерных черт. Дети стали более бережно относиться к окружающей природе, и у них появилось понимание, почему надо бережно относиться к природе, например, не ломать ветки, не рвать рябину с деревьев. Все эти результаты мы видим на прогулках с детьми, во время бесед и игр с ними.

Мы рекомендуем при проведении досуга на тему «Волшебная осень» сделать досуг как можно более красочным, ярким, показать детям краски осени, создать осеннюю атмосферу с помощью украшения зала, подбора цветных материалов, костюма осени. Дети, воспринимая краски и образы, легче понимают атмосферу осени, эмоционально вовлекаются и проявляются интерес.

 

 

Фотогрвфии 1–4 

Цель: познакомить детей с названиями деревьев (береза, клен, рябина), научить различать их по внешним признакам. Прививать бережное отношение и любовь к природе. Научить отличать характерные признаки осени (день становится короче, листья на деревьях желтеют и опадают, дует холодный ветер, солнце показывается реже, птицы улетают на юг).

Задачи:

– пополнять словарный запас.

– способствовать установлению причинно-следственных связей между изменениями в природе и изменениями в жизни птиц;

– формировать эмоциональную отзывчивость к персонажу Осень;

– способствовать развитию инициативы и самостоятельности в общении со взрослыми и детьми;

– продолжать прививать детям любовь к природе, применяя имеющиеся знания.

Материал и оборудование:

1) макет березового, желтого листа закрепленного к указке;

2) макет кленового, красного листа закрепленного к указке;

3) макет желтого листа рябины, закрепленного к указке;

4) макет дерева березы (вырезанные из картона);

5) макет дерева клена (вырезанные из картона);

6) макет дерева рябины (вырезанные из картона);

7) костюм Осени;

8) макеты осенних листьев (березы, клена) (для ходьбы по ним);

9) макеты листьев, вырезанных из картона на каждого ребенка (березовые, кленовые);

10) игрушка-воробей;

11) гуашь, емкость для гуаши, салфетки на каждого ребенка.

Предварительная работа:

– наблюдение за сезонными изменениями в природе;

– чтение стихотворений И. Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»;

– рисование осенних листьев (клена, березы, рябины);

– дидактическая игра «С какого дерева лист», «Во саду ли во городе»;

– подвижная игра «Солнышко и дождик»;

– разучивание движений «Танец с листочками», «Тучка».

Словарная работа:

Осенние листья, березовый лист, береза, кленовый лист, клен, ягоды рябины, рябина, листопад, осень, воробей.

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение, воспитатель обращает их внимание на то, как украшен зал, акцентирует внимание детей, выделяя слова «Золотая Осень» обращает внимание детей на гостей присутствующих в зале, просит детей быть вежливыми и поздороваться с гостями!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

У педагога в руках березовый желтый лист, привязанный ниткой к указке.

Листок: Здравствуйте, ребята! Я – осенний листок, меня задул к вам озорной ветерок. Попробуйте догнать меня.

Дети догоняют листок. Воспитатель подводит их к макету березы.

Воспитатель: Посмотрите, листок прилетел к дереву. Кто из вас знает, как оно называется? (Ответы детей.)

Лист березы: Это мое дерево, это моя береза.

Воспитатель: Ребята, почему лист называет березу своим деревом? (Рассуждения воспитанников. Педагог обобщает ответы детей: лист сберезы, березовый лист.)

Воспитатель: Ребята, а почему, листья на березе желтые, а не зеленые? (Ответы детей (наступила осень).)

Воспитатель: Верно, потому что осень – пора желтых и красных листьев. Полюбуйтесь, в какой наряд одела березу золотая осень.

(Дует ветерок и приносит еще один листок (кленовый, красного цвета).)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще один листок прилетел. Как вы думаете, какой это листок?

Дети: Кленовый.

Воспитатель: Правильно! А с какого он дерева?

Дети: С клена!

Воспитатель: Правильно! Лист, с клена, кленовый лист! А посмотрите, какого он цвета? (Красного.) Посмотрите ребята, на березе листья осенью желтеют, а на клене – краснеют. А давайте мы с вами станцуем танец с красивыми осенними листьями.

«Танец с листочками»

Воспитатель: Ребята, вы слышите… Мне кажется, кто-то в гости к нам идет!

(Звучит мелодичная музыка, входит Осень.)

Воспитатель: Глядите, это Осень к нам идет,

Осень: Здравствуйте, мои друзья,

Очень рада встрече я.

По полям, лесам гуляла,

Вас, детишки, поджидала.

По листочкам мы пойдем,

В лес осенний мы придем.

Учитель-логопед проводит с детьми две игры:

– пальчиковая гимнастика

– координация слова с движением

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают кулаки)

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины (загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу),

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулаки).

Координация слова с движением:

Листья осенние тихо кружатся, (Плавно кружатся.)

Прямо нам под ноги листья ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками по полу.)

Будто опять закружиться хотят. (Плавно кружатся.)

Осень: Все листочки разные

Желтые да красные,

Вот осиновый, дубовый,

Вот березовый, кленовый…

Все листочки хороши!

Смелей берите малыши!

(Дети берут осенние листы, осень проводит с ними игру.)

«Домик для листочка»

Цель: Упражнять в сличении листьев по сходству.

Осень: Ребятки, послушайте, как в лесу тихо…

Воспитатель (прислушивается): Ребята… мне кажется, кто-то летит к нам.

Осень: Отгадайте загадку:

«Я весь день ловлю жучков.

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю.

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый … (воробей)»

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вниз с рябиновых ветвей,

Слетел к луже воробей.

Огляделся – плюх! – и в воду,

Стал плескаться в непогоду.

Любит воробей купаться,

Заодно и закаляться.

Воробей: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все листья на деревьях желтеют и опадают, а это значит, что скоро наступит зима! Червяков и жуков мне под снегом не найти. Поэтому зимой я кушаю ягоды рябины. Но один хулиган оборвал все ягоды на дереве, и теперь зимой мне нечего будет кушать. Что же мне теперь делать?

Воспитатель: Не грусти, воробей! Мы тебе поможем. Давайте поможем воробью? Ребята, вы все внимательно слушали воробья, про какие ягоды говорил воробей!? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно – это рябина!

(Дети рисуют ягоды рябины пальчиками, макая в гуашь.)

Воробей: Спасибо вам, ребята! Теперь мне будет, что кушать зимой! (Улетает.)

Воспитатель (подводит итог): дети, скажите, можно ли ломать ветки на деревьях? (Ответы детей.) А почему? (Дерево живое, ему больно.) А можно обрывать ягоды на рябине? Почему? (Ответы детей.)

Правильно ребята! Воробью мы помогли, ну а нам пора идти дальше.

Воспитатель: Осень, осень золотая, наша гостья дорогая,

Хорошо, что ты пришла, Что нам осень принесла?

Осень: Вы загадки отгадайте и отгадки получайте.

Загадки: 1. Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» – спросим.

Нам ответят: «Это…» (Осень.)

2. В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли… (Зонт.)

3. Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи,

Появились всюду… (Лужи.)

4. Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный… (Дождь.)

5. Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад –

Это просто… (Листопад.)

Осень: Ребята, а давайте с вами станцуем танец про тучку, чтобы дождик за окном кончился?

Танец «Злую тучку наказали»

Осень: Ветерок живет без горя

За далеким синим морем.

К нам, ребята, прибежал,

Все деревья раскачал!

(Звучит релаксационная музыка.)

Воспитатель: Сейчас наши ребята станут деревцами,

Поднимут ветки вверх и ими покачают!

Ветер качает деревце, срывает с него последний листок,

Подхватил ветерок наш березовый листок,

Покружил, покружил и на землю уложил,

Так закончилось путешествие осеннего листочка.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось?

(Ответы детей.)

Осень: Мне приятно это слышать.

Очень хорошо мне с вами было, всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора, ждут меня еще дела! (Уходит.)

(Дети исполняют прощальную песню для Осени «Осень».)

Список литературы:

1. Гринько М.Н. и др. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 441.
2. Михеева Е. В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009.
3. Рыжова Н. А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду»: лекции 1–4. М.: Первое сентября, 2006.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.