Рубрики
Дошкольное образование

Опыт использования русской народной игры «Городки» в совместной игровой деятельности и на занятиях по физической культуре с детьми младшего дошкольного возраста

Городки – это русская народная игра, известная многим с детства. Она является прекрасным видом досуга. Городки и биты могут быть помощниками в образовательной и игровой деятельности cмладшими дошкольниками.

0
Уральская Юлия Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1347»,
uralskaya.1977@mail.ru
Сабирова Лариса Викторовна,
инструктор по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1347»,
wectori@mail.ru

Городки – это русская народная игра, известная многим с детства. Она является прекрасным видом досуга. Городки и биты могут быть помощниками в образовательной и игровой деятельности cмладшими дошкольниками.

Предлагаем некоторыми вариантах использования городков в совместной игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нашем дошкольном отделении.

Пальчиковая гимнастика с городками. Всем известно значение пальчиковый гимнастики для развития ребенка дошкольного возраста. Задача воспитателей и специалистов помочь развить мелкую моторику рук детей в увлекательной игровой деятельности. Игры с городками более безопасны для детей, чем игры с карандашами. Вот несколько упражнений для пальчиковой гимнастики с городками по теме «Игровая площадка для пальчиков»:

«Качели».Игровое задание – давайте покачаем наши ладошки на качелях, сначала одну, потов другую.Дети кладут кисть руки на городок, лежащий на поверхности стола или ковра, и опуская и приподнимая пальцы вверх и вниз «качают пальчики на качелях». Задание можно сопровождать словами:«Покачаем вверх и вниз, крепче, городок, держись!».

«Горка». Игровое задание – давайте превратим наши ладошки в горку для городка, пусть он скатятся вниз с твоей руки, как с горки. Воспитатель показывает детям как городок нужно положить на тыльную сторону кисти и наклонить руку вниз, придерживать городок другой рукой, потом отпустить городок, и он скатится «как с горки». Задание можно сопровождать словами: «Раз, два, три, с горки городок скати».

«Карусель». Игровое задание – давайте поможем городку стать каруселью. Воспитатель показывает, что городок нужно взять всеми пальчиками одной руки сверху у его середины и покрутить его на поверхности стола. Дети вращают городок вокруг оси, то правой, то левой рукой. Задание можно сопровождать словами: «Закружилась карусель, нам вращать её не лень».

«Прокати городок». Игровое задание – давайте поможем городку прокатиться с одной стороны стола на другую. Воспитатель просит детей встать друг на против друга с противоположных сторон стола и отталкивая городок двумя руками прокатить его на противоположную сторону стола.

Практически все упражнения для пальчиковой гимнастики с карандашами можно выполнить с городками, чем-то они будут сложнее, чем-то легче.

У младших дошкольников особое удовольствие вызывает игра в театр – пальчиковый, театр из ложек, перчаточный, но, если прикрепить к городкам картинки с изображением персонажей из сказок получится настольный театр, который тоже будет интересен детям. Первый опыт игры в театр из городков к сказке «Репка» очень понравился детям. Изготовление такого театра не затратное, но при этом фигурки очень удобно передвигать и держать в руках, изображать различные движения героев – танец, подскоки и т.д.

Фотография 1. Городошный театр к сказке «Репка»

В интересной игровой форме для детей младшего дошкольного возраста проходят физкультурные занятия с использованием городков. Когда дети приходят в зал, их могут встретить «солнышко» (городки выкладываются в центре зала в виде солнышка с лучиками) или «веселые пенечки», с которыми можно поиграть. Организуется ходьба по залу с городками, игровое задание «Погреем ладошки» – дети держат городок между ладонями и сдвигая их вперед – назад удерживают городок – «греют ладошки».

 

Фотография 2. «Погреем ладошки»

Во время ходьбы детям можно давать задания на ориентировку в пространстве –взять городок или биту в правую (в левую) руку, держать правой рукой за спиной, над головой, перед собой.

Занимательными для детей становятся и общеразвивающие упражнения с городками:

«Удержи как «дудочку» на ладони».И.п. – основная стойка, городки в руках, опущены вниз; 1 – поднять правую руку в сторону – удержать городок на ладони; поворот головы в правую сторону 2 – И.п., 3 – поднять левую руку в сторону – удержать городок на ладони, поворот головы в левую сторону 4 – И.п. (4 раза).

«Поиграем на дудочке». Будем поворачивать голову вправо и лево, как будто играем на дудочке.

На дудочках играют

Девочки и мальчики.

Очень помогают им

Маленькие пальчики.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, большие пальцы удерживают городок в равновесии – «дудочка». 1 – поворот головы вправо; 2 – И.п. То же влево. (6 раз). Дети имитируют игру на дудочке, поднимают и опускают пальцы в произвольном порядке над городком, выполняют повороты головы то в правую, то в левую стороны, по показу инструктора и воспитателя.

«Прокати городки». И.п. – сидя на полу, ноги врозь, руки с городками на полу перед собой; 1–4 – наклониться вперед, прокатить городки от себя; 5–8 – вернуться в И.п. подкатить городки пальцами к себе (4 раза).

«Прыжки через пенечки». И.п. – сидя, ноги прямые, носки вытянуты, руки в упоре сзади. 1–3 – поднять ноги на высоту и перенести их через лежащий или стоящий на полу городок, положить на пол; 4 – И.п.

Общеразвивающие упражнения могут включать в себя задания, которые служат для профилактики плоскостопия у детей:

«Послушный городок». И.п. – основная стока, городок на полу. Катать вперед-назад городок по полу сначала одной, затем другой ногой (8–10 раз).

 

Фотография 3. «Послушный городок»

«Дотронься носочком». И.п. – основная стойка, городок на полу. 1 – дотронуться носком стопы, не касаясь пяткой, до городка правой ногой; 2 – И.п.; 3 – дотронуться носком левой стопы до городка; 4 – И.п. (8 раз).

«Будь внимателен!» Упражнение на равновесиедети выполняют по просьбе инструктора: «Детей, возьмите городок и поставьте его как «пенек» перед собой на пол, встаньте правой ногой на «пенек» и постарайтесь удержать равновесие».

 

Фотография 4. «Будь внимателен!»

В основных видах движений городки можно прокатывать в разных направлениях и в паре, забрасывать их в корзину, обходить городки «змейкой», перепрыгивать через один городок или через выложенную из городков «тропинку», ползать с городком на спине и т.д.

Городки используем и для организации подвижных и малоподвижных игр, игровых упражнений для младших дошкольников, например, «Сбей кеглю городком», «Скати городок с горки», «Доползи до городка», «Перешагни – не задень!», «Пронеси – не урони!», подвижная игра «Береги предмет».

 

Фотография 5. «Перешагни – не задень»

Малоподвижная игра «Лес». На середине площадки, веранды, зала расставляют в беспорядке 10 городков на расстоянии 80 см один от другого. Объяснение правил – городки – это пенечки и маленькие деревья в лесу. Игра, в которую я предлагаю вам поиграть называется «Лес». Тот, кого я назову, пойдет в лес, ему нужно будет пройти на другую сторону между деревьями и пеньками, не задевая их. Мы будем считать сколько упадет городков. В конце игры, когда сквозь воображаемый лес пройдут все игроки, мы узнаем победителя. Им окажется тот, кто собьет на своем пути меньше пеньков.

Городки можно использовать и как счетный материал; деревянные и городки из пластмассы могут быть использованы для игр на ориентировку в пространстве (на листе бумаги, на столе, на ковре, на площадке), городками и битами можно рисовать на песке, а сколько веселых эстафет с городками – не сосчитать.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.