Рубрики
Дошкольное образование

«Как прекрасен этот мир, посмотри!»: об опыте экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста

Первый урок любования природой, неравнодушного отношение к бабочке, цветку, причудливой формы облакам, разноцветным осенним листьям малыш получает от родителей в семье. Педагог подхватывает эту эстафету и наравне с родителями старается развить в ребенке не только любовь ко всему живому, окружающему нашего малыша, но и воспитать в нем сострадание к сломанной ветке, к маленькому, жалобно мяукающему котенку, к безжалостно растоптанному цветку.

0
Селезнева Галина Борисовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника»,
kraska52@mail.ru
Земцова Людмила Ивановна,
воспитатель ДО № 1
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника»

Первый урок любования природой, неравнодушного отношение к бабочке, цветку, причудливой формы облакам, разноцветным осенним листьям малыш получает от родителей в семье. Педагог подхватывает эту эстафету и наравне с родителями старается развить в ребенке не только любовь ко всему живому, окружающему нашего малыша, но и воспитать в нем сострадание к сломанной ветке, к маленькому, жалобно мяукающему котенку, к безжалостно растоптанному цветку.

Чтобы посеять в детских душах зерна добра, любви, неравнодушия, педагог сам в первую очередь должен быть неравнодушным, своим примером вдохновлять маленьких воспитанников на бережное отношение к природе.

В современном мире все острее встает проблема, связанная с ухудшением экологической обстановки. Решить эту проблему может только человек. Огромные надежды возлагаются на молодежь, на подрастающее поколение.

Не случайно 15 октября 2017 года на официальной церемонии открытия XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Сочи были подняты проблемы всего человечества, проблемы защиты нашей планеты.

Были представлены реальные истории людей. Молодой человек из Индии поделился с присутствующими тем, как он за 86 недель убрал 5,4 тонн мусора с пляжа. Видя, что юноша хочет изменить жизнь людей к лучшему, его поддержали тысячи соотечественников.

Здесь же на Фестивале прозвучали стихи, песни, призывы со словами: «Давай спасем весь мир», «Держись, будь сильным, спаси планету!», «Это моя планета! Это моя Земля! Это мой океан!».

А чтобы и наши малыши с самого раннего возраста бережно относились к природе, взрослые должны дать им определенные экологические знания. Мы надеемся, что это поможет в дальнейшем улучшить экологию нашей страны и всего мира.

Именно в младшем возрасте закладывается позитивное отношение к природе, ребенок получает основы знаний о защите объектов живой и неживой природы, заботе о них.

Личные наблюдения детей, созерцание живых картин и объектов природы, являются источником знаний и эстетических впечатлений. Поэтому важно родителям и педагогам чаще бывать с дошкольниками в парках, скверах или просто совершать прогулки по «экологической тропинке» детского сада.

Детям старшего дошкольного возраста мы рекомендуем посетить вместе с родителями парк «Зарядье», открывшийся в этом году в Москве. Вот уж где действительно настоящая «экологическая тропа» предстает перед посетителями. Их вниманию открываются разнообразные ландшафты, посажены растения, типичные для различных уголков нашей страны. С высоты «парящего моста» ребенок сможет оценить разнообразие и величие нашего государства. Это, конечно, нацелит будущего хозяина Земли Русской на сохранение всей этой красоты.

Несколько лет назад стартовал долгосрочный проект: Городской фестиваль «Удивительная Москва». Идея создания этого уникального проекта принадлежит методисту Городского Методического Центра города Москва К.В. Четвертакову.

Значимость созданных педагогами и родителями образовательных фильмов, трудно переоценить. Эти образовательные фильмы помогают организовать прогулку ребенка, которая будет интересной, полезной и познавательной.

В год экологии особенно актуальным и востребованным стал, созданный нами, маршрут образовательной прогулки «Дорога к солнышку» для детей среднего и младшего дошкольного возраста: https://www.youtube.com/watch?v=c73ahd76kgA.

В этом возрасте дети особенно ярко воспринимают игровые ситуации. На протяжении всего путешествия детей сопровождали интересные задания, веселые игры, песни, хороводы.

Наши малыши рассматривали круглые, похожие на маленькие солнышки, ягоды калины. Они с удовольствием попробовали варенье из этих ягод, которое приготовили родители. Варенье из калины очень полезное, оно может защитить от простуды и от кашля.

Фотография 1

С большим интересом дети нанизывали ягоды рябины на леску. Получившиеся «вкусные» бусы были развешаны на участке в детском саду. Зимой это угощение очень понравилось зимующим птицам.

Работа по экологическому воспитанию детей – это постоянная каждодневная работа. Она не ограничивается разовыми акциями. Поэтому мы решили со своими воспитанниками и родителями сделать в этом году сюрприз для зимующих птиц.

После беседы «Для чего нужны в лесах и парках птицы», малыши вместе с педагогом сначала попытались уточнить, чем же питаются птицы? Дети наперебой стали перечислять, что птицы любят зернышки, семечки, крошки хлеба, а летом они ловят мошек и находят червячков.

И вот, наконец, дети узнали, что главными врагами деревьев являются эти самые жучки, гусеницы, мушки, потому что они уничтожают листья деревьев, грызут кору. Кто встанет на защиту зеленых насаждений? Конечно птицы, которые съедают огромное количество насекомых-вредителей. Зимой все насекомые прячутся, птицы могут погибнуть от холода и голода, поэтому им нужна помощь.

Экологическая акция «Покормите птиц зимой» началась задолго до первого снега. Родители активно откликнулись на призыв помочь птицам.  Вместе со своими детьми взрослые сделали кормушки из бросового материала. А украшать кормушки решили все вместе, сообща, в детском саду. Птицам обязательно понравятся такие красивые кормушки. Дети назвали уголок, где разместили кормушки «Птичья столовая».

Фотография 2

Осень самая благодатная и удивительная пора. В это время года малыши с удовольствием собирают красивые букеты из опавших листьев, восхищаются гладкой формой каштана, похожего на шляпку гриба. Желуди у детей ассоциируются с человечком в шляпе, а шишка напоминает маленькую елочку.

На протяжении многих лет работа в изостудии нашего дошкольного отделения ведется по авторской художественно-экологической программе Т.А. Копцевой «Природа и художник». Программа нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме.

Юные художники нашего дошкольного отделения на протяжении многих лет становятся победителями, лауреатами и призерами различных конкурсов детского творчества.

Дошкольники приняли участие вМеждународном конкурсе детского рисунка «Я вижу мир. Путешествуя по миру», посвященном Году экологии. По традиции торжественное открытие этой выставки в Российской государственной детской библиотеке началось с мастер-класса. Наши воспитанники были активны и заслужили высокую оценку жюри за изготовление афиши «Мы за них в ответе!».

Фотография 3

А дети младшего дошкольного возраста стали победителями регионального этапа Международного конкурса «Я вижу мир: путешествуя по миру».Членам жюри очень понравилась композиция, созданная из осенних листьев «Пусть всегда будет солнце». Буквы были выполнены детьми старшей и подготовительной группы, а малыши нарисовали веселое солнышко и приклеили осенние листья-лучики.

Ребенок младшего возраста способен удивляться тому, что его окружает. Малыши с готовностью отзываютсяна предложения взрослого помочь засыхающему цветку, полить его водой. Малыши готовы сопереживать и выражать свое неравнодушное отношение к любому растению или беззащитному животному. Именно в этом возрасте ребенок интересуется всем, что находиться вокруг него, задает массу вопросов. Эту особенность педагоги используют в целях экологического воспитания.

Внутренний мир маленького человека очень ранимый и чувственный. На предложение педагога помочь солнышку, у которого спрятались лучики, ребенок мгновенно реагирует и вот отпечаток его ладошки превращается в солнечные лучи. Фантазия ребенка безгранична: лепестки цветка тоже похожи на лучики. А колючки ежа? Конечно, это настоящее солнышко с колючками-лучами.

Если в пластилиновый шарик воткнуть семена ясеня, то получатся очень красивые цветы, которыми можно украсить картину. А если заранее укрепить пластилиновый шарик на палочку-стебелек, то цветок можно поставить в вазу.

Фотография 4

«Путешествие в природу» во время прогулок не проходят бесследно. Наблюдение с малышами за различными деревьями и осенними листьями перерастает в интересные подвижные игры. Например, «С какого дерева лист?», «Добеги до дерева» и др.

Вместе с воспитателем и во время свободной деятельности, дошкольники с удовольствием играют в экологическую игру «С какого дерева лист, на что он похож?» Воображение и фантазия ребенка безгранична. Может быть, кленовый листочек напомнит ребенку ладошку, снежинку или звездочку, а дубовый лист – елочку или зеленую гусеницу. Лист рябины – гроздь винограда, деревце или перо жар-птицы, а перевернутый лист березы – сердечко, капельку воды, шлем богатыря или даже купол церкви.

Поддерживая инициативу детей, педагоги предложили старшим дошкольникам дорисовать предметы, на которые похож лист. А малыши пока пользуются готовыми картинками.

Фотография 5

Знания детей, полученные во время прогулки, будят детскую фантазию, развивают воображение и отражаются в рисунках, творческих работах, где присутствуют элементы природного материала, например, настоящие березовые листочки при изображении «белоствольной» березки.

Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности. Для создания поделки лесного обитателя – ежа, каждый ребенок выбрал для изготовления колючек понравившийся природный материал (семена клена, ясеня, семечки, иголки ели, колючую скорлупу каштана и т.д.), закрепив иго пластилином. Поэтому ежи получились такие разные.

Фотография 6

Хочется отметить еще один, созданный нами, сценарий образовательного маршрута «Березовая аллея и камень богатырь»: http://mosmetod.ru/item/berezovaya-alleya-i-kamen-bogatyr-park-imeni-v-v-vorovskogo.html.

Он напрямую связан с экологической темой. Этот материал, при создании, был адресован старшим дошкольникам, но практика показала, что 4-х летние дети прекрасно справляются с некоторыми заданиями. Поэтому материал мы использовали частично.

Воспитанники отгадывали загадки, рассуждали на тему:для чего нужны черточки-чечевички березе на ее коре. При подсказке взрослых выяснилось, что через них береза дышит.

Очень интересный вопрос был предложен для рассуждения, над которым задумались даже взрослые. Порассуждайте, нужно ли собирать осенью опавшие листья в парке и увозить на свалку. Выяснилось, что нельзя, можно только подметать дорожки, а собранными опавшими сухими листьями нужно укрывать корни деревьев.

После таких открытий было решено на территории детского сада провести субботник, который включал в себя не только сбор мусора, который сразу складывали в мусорные мешки, но и сбор листвы, которой впоследствии укрыли корни деревьев. Эта экологическая акция доставила малышам удовольствие и осознание нужности и полезности их действий.

Фотография 7

Различные мероприятия, связанные с защитой и сохранением окружающей среды, формируют экологическую культуру дошкольников.

Не случайно особый интерес малыши проявляют к комнатным растениям. Дети за ними ухаживают, наблюдают, получают первые знания.

В летнее время года наш детский сад утопает в цветах. Воспитанники принимают участие в уходе за растениями: сажают, поливают, пропалывают клумбы.

В начале сентября воспитанникам было предложено понаблюдать за срезанными веточками цветущего растения. Это растение в народе называют «Заячья капуста». Вскоре на стеблях, которые поместили в прозрачную вазу с водой, появились первые корешки. Дети искренне радовались этому.

Из беседы воспитателей, юные цветоводы узнали отличие комнатных растений от цветов, которые должны расти в клумбе. Вот и наступил день, когда корешки «Очитка» (научное название цветка) окрепли.

Фотография 8

Взяв необходимый инвентарь, дети с педагогом во время прогулки решили посадить растение в землю. Всем нашлась работа: сначала выкопали лунку, затем туда опустили стебли с корешками, присыпали землей и полили из лейки водой. А чтобы цветок принялся и весной радовал всех своей красотой, дети спели ему веселую песенку: https://youtu.be/qc4xWE-OBSk. Вот такой непосредственный контакт детей с природой позволяет развить в наших воспитанниках различные экологические знания и применить их на практике.

Особый интерес у наших детей вызвала экологическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо для парка».

Детям были предложены картинки, на которых были изображены полезные дела, которые приносят пользу растительному и животному миру парков и лесов. На других картинках были изображены действия человека, которые наносят вред окружающей среде. Участники игры должны отметить фишками красного и зеленого цвета различные дела человека по отношению к лесам и паркам.

Мы считаем, что такие игры очень полезны, так как остаются в сознании маленького ребенка надолго. Будьте уверены, что при встрече с живой природой, малыш применит полученные во время игры знания и предотвратит беду.

Фотография 9

Маленький ребенок, не умеющий читать, внимательно рассматривает картинки и гораздо быстрее воспринимает и заучивает стихотворный текст, так как в стихах есть ритм, который звучит для ребенка как музыка.

Чтобы сформировать ответственное отношение детей к окружающей среде, мы используем такие формы работы, как чтение детских книг о природе, просмотр мультфильмов и телепередач.

Художественное слово всегда создает эмоциональный настрой. Поэтому обращаясь к теме поведения человека в парках и лесах, педагог нашего детского сада предложила детям послушать авторские стихи на эту тему. Стихи быстро запомнились, потому что они перекликались с картинками из экологической игры.

Фотографии 10–11

Необходимо не забывать о том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Поэтому общение с природой должны проходить в игровой форме и вызывать у малыша только положительные эмоции. Задача взрослых, убедить ребенка в том, что от его действий зависит благополучие обитателей нашей планеты.

Только человек сможет сохранить для будущих поколений богатство мира. А мы, педагоги, должны воспитать подрастающее поколение, наших малышей, защитниками окружающей среды. Чтобы они, спустя много лет, ведя за руку уже своих детей, а впоследствии и внуков, могли им с гордостью сказать: «Как прекрасен этот мир, посмотри!».

Ссылка на фильм «Сажаем осенью цветы»: https://youtu.be/qc4xWE-OBSk.

Ссылка на фильм «Дорога к солнышку»: https://www.youtube.com/watch?v=c73ahd76kgA.

Ссылка на сценарий образовательного маршрута «Березовая аллея и камень богатырь»: http://mosmetod.ru/item/berezovaya-alleya-i-kamen-bogatyr-park-imeni-v-v-vorovskogo.html.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.