Рубрики
Дошкольное образование

Краткосрочный проект «Быт и традиции русского народа»

Дошкольное воспитание тесно связанно со стратегией национального развития страны, о чем говорится во многих документах федерального уровня: Закон «Об образовании в Российской федерации», ФГОС ДО, и др. Во ФГОС ДО один изважных принципов, определяющих деятельность ДОО, обозначено «содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.

0
Николаенко Марина Михайловна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
Гагарина Марина Анатольевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»
nostra-84@mail.ru

Дошкольное воспитание тесно связанно со стратегией национального развития страны, о чем говорится во многих документах федерального уровня: Закон «Об образовании в Российской федерации», ФГОС ДО, и др. Во ФГОС ДО один изважных принципов, определяющих деятельность ДОО, обозначено «содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни, и таким образом пробуждаем любовь к малой и большой Родине.

В условиях активного внедрения в мировоззрение детей образцов зарубежной культуры очень важно знакомить детей с традициями и ремеслом родного края. Одним из средств эстетического и гражданского воспитания является традиционно народные промыслы и ремесла. Поэтому мы решили, что наш проектпоможет детям узнать много нового из истории русского народа и привлечетродителей к совместной деятельности с детьми.

Целью проекта «Быт и традиции русского народа» мы поставили: формирование гражданской принадлежности, приобщение к социокультурным ценностям русского народа.

Нам показалось это особенно важным в условиях большого, многонационального города и в условиях возрастающего интереса наших детей к своему прошлому.

Работу над реализацией проекта в группе мы начали со сбора демонстрационного и игрового материала. Разнообразную русскую народную посуду (изделия русских мастеров) мы взяли в нашем мини-музее, а также нам очень помогли родители: принесли из дома вышитые полотенца, салфетки, чугунки, небольшой ухват, самовар, и многое др. Материала собралось столько, что мы смогли организовать интерактивную выставку «Русская изба». В группе из всех собранных материалов сделали настоящий уголок русской избы (Фотография 1). Дети с удовольствие разглядывали удивительные вещи, пробовали действовать с ними, играли возле импровизированной русской печи. В книжном уголке было много книг с русскими народными сказками, подобраны иллюстрации Евгения Рачева, Ивана Билибина, Елены Поленовой, В.М. Васнецова. Ребята рассматривали в книгах иллюстрации с русскими народными костюмами, с удовольствием слушали русские сказки.

Фотография 1

Основной этап проекта:

В ходе проведения проекта мы старались раскрыть ряд задач:

Познавательное развитие:

– Формирование у детей представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Сравнение жизни русского народа в старину с нашим временем. Демонстрация презентации.

– Из чего делают, ткань, шерсть… Закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из ситца, льна, шелка); показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять). Продолжать знакомить детей с историей русского костюма.

– «Дерево, предметы, изготовленные из дерева». Вспоминаем русскую избу.

– Рассматривание иллюстраций по теме. Знакомство с резьбой по дереву; чтение отрывка из книги А. Рощина «Мы строим дом»; настольный театр «Маша и медведь».

– Знакомство детей с историей русского народного костюма, внешним видом, особенностями украшения.

– Беседа о русской матрешке, рассматривание иллюстраций. Какие бывают матрёшки и разновидности и особенности.

– Знакомство детей с обрядовой куклой Масленица, развитие интереса народного творчества.

Речевое развитие:

– Разучивание частушек и песен.

– Развивать интерес к русским народным играм и забавам.

– Чтение русских народных сказок. Беседа о истории сказок и сказочных героев.

– Беседа о традиционной русской посуде. Рассказ о хохломской росписи.

– Беседа о предметах, изготовленных из дерева. Вспоминаем русскую избу, познакомить детей с такими понятиями, как «подзор», «наличники»; углубить представление о русской избе как памятнике архитектуры.

– Расширять и обогащать знания детей о русской матрешке, формировать художественный вкус и эстетические чувства.

– Беседа о Масленице, о традициях празднования, об атрибутах для проведения праздника.

– Заучивание народных песен, пословиц и поговорок.

«Художественно-эстетическое развитие»:

– Формироватьинтерес детей к изобразительной деятельности, продолжить развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

– Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством. Формируем умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских, хохломских узоров. Учить выделять элементы росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.

– Учить создавать совместную работу, используя приемы леки: «Изба» из пластилиновых брусочков.

– Учить детей изображать сказочные дома, передавать сказочный облик через конструкцию, детали, украшения (Фотография 2).

Фотография 2

– Учить детей располагать узор на изображениях одежды (кокошник, платок, сарафан, рубаха и др.), предметов быта (салфетка, полотенце) (Фотография 3).

Фотография 3

– Закреплять умения детей создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалов и прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие).

– Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями  обогащающими изображения.

– Привлекать к участию в работе с детьми родителей (мастер-класс «Кукла-Масленица») (Фотографии 4–5).

 

Фотографии 4–5

Социально-коммуникативное развитие:

Вовлекать детей в участие всюжетно-ролевые играх: «Что было», «Что будет», «Ярмарка», «Греемся у печки», «Хозяйкины пироги».

Физическое развитие:

– Учить играть в русские народные игры с использованием различных атрибутов (канат, ленты, ложки, платок, скакалка, палочки). Игры: «Ловишки», «Ручеек», «Мед и сахар», «Золотые ворота», «Заря-зарница», «Где работа – там еда», «Жмурки», «Перетягивание каната».

Заключительный этап

– Музыкально-развлекательный досуг «Прощание с масленицей» (Фотографии 6–7).

 

Фотографии 6–7

– Мастер-класс с детьми и родителями  по изготовлению куклы «Масленицы» (Фотография 8).

Фотография 8

– Изготовление коллективной работы «Русский хоровод» (Фотография 9).

Фотография 9

В ходе проведения данного проекта были мы достигли следующих результатов:

– Проведенная работа позволила приобщить родителей к совместной деятельности. С родителями проведены беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей («Мини-музей в детском саду»), («Народные праздники») и др. Родители принимают участие в организации Мини-музея «Русская изба».

– Работа с детьми с ОВЗ расширила творческие способности детей и развитие речи. Ребята приобщились к устному народному творчеству (скороговорки, потеши,небылицы, прибаутки, присказки, шутки), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

– Чтение различных сказок, песенок и потешек, закличек с показом иллюстраций. Разучивание подвижных народных игр.

– Знакомство детей с народной культурой, предметами крестьянского быта (прялка, веретено, коромысло, ухват, кочерга, коса, жернова, ступа, туесок).

– Развитие интереса к народным промыслам и ремеслам.

– Видеть в предметах и одежде знаковые символы эпохи.

– Также проводим ФЭМП, обучение грамоте (в рамках проекта используем русскую утварь для счета и сравнивания, слова для звукового анализа).

– Разучивание песен, стихов, закличек к Масленице. Подготовка к музыкально-развлекательному досугу «Масленица».

Список литературы: 

1. Байзан Е. Русские народные для детей дошкольного возраста (3–7 лет) // Сайт «Учебно-методический кабинет». [Электронный ресурс]. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/baizan-elena/podvizhnye-igry.html (дата обращения: 8.11.2017).
2. Бударина Т.А. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 1999.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. (ред.) От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. От 15.10.2013. С. 45, 65.
4. Некрылова А.Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. М.: Азбука-классика, 2007.
5. Некрылова А.Ф., Соколова Л.В. Воспитание ребенка в русских традициях. СПб., 2003.
6. Программа Князевой О.Л., Приобщение детей к русской национальной культуре. 29.08.2014.
7. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. М.: Линка-пресс, 2008.
8. Сюжетно-ролевой «Русские народные игры» // Сайт «Копилка уроков». [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/meropriyatia/siuzhietno-rolievoi-urok-russkiie-narodnyie-ighry (дата обращения: 8.11.2017).
9. Улыбышева М. Русская изба. От печки до лавочки. М.: Издательство «Настя и Никита», 2015. С. 3–24.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.