Рубрики
Дошкольное образование

«Появление цыпленка из яйца»: интегрированная образовательная деятельность с использованием экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ (с нарушением зрения)

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это возраст когда все впервые, когда все только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Поэтому перед нами педагогами стоит задача – показать ребенку дошкольнику все многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами доступными детям из различных областей знаний; пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.

0
Мокрогузова Татьяна Викторовна,
воспитатель, учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
tania-mokr.8@mail.ru
Каравайцева Людмила Анатольевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
fialka_1201@mail.ru

Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму

Конфуций

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это возраст когда все впервые, когда все только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Поэтому перед нами педагогами стоит задача – показать ребенку дошкольнику все многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами доступными детям из различных областей знаний; пробудить познавательный интерес. Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребенка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.

В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования необходимым стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Такой подход к организации образовательной деятельности побуждает  дошкольников к активному познанию окружающей действительности, нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. А использование разнообразных форм организации интегрированной деятельности делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

Интегрированный подход к образовательной деятельности дает нам возможность широко использовать ее в работе с детьми с ОВЗ, что позволяет решать в комплексе как общеобразовательные задачи, так и коррекционно-компенсаторные.

Работа с детьми с нарушением зрения носит особый характер, так как зрительная патология значительно влияет как на физическое, так и на психическое развитие, наши дети имеют специфические особенности, у них:

– снижается не только количество, но и качество получаемой информации;

– возникает ослабление развития познавательных процессов: восприятия, памяти, речи, внимания, воображения, мышления;

– ограничен словарный запас;

– наблюдается низкая речевая активность;

– снижается интерес к окружающему;

– ограничивается  овладение социальным опытом;

– происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпе, мелкой моторике, пространственной ориентировке.

Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным, стать для ребенка проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь.

Экспериментальная деятельность обогащает чувственный опыт ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений, что необычайно важно для детей с патологией зрения. В процессе  данной деятельности  мы учим детей активно включать сохранные анализаторы (осязания, слуха, обоняния, вкусовые, тактильные, температурной чувствительности), которые способствуют значительному обогащению представлений детей об окружающем мире.

Использование метода экспериментирования в своей работе с детьми с ОВЗ помогает нам реализовывать и коррекционные задачи:

– Обучать детей получению и использованию полисенсорной информации в поисково-экспериментальной деятельности.

– Проводить опыты по выделению признаков, свойств и качеств предметов.

– Формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

– Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

– Расширять перспективу развития поисково-экспериментальной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

– Поддерживать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

– Показывать и отрабатывать способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.

Наглядным примером, использования на практике интегрированной образовательной деятельности и экспериментирования в работе с детьми с ОВЗ может послужить непосредственная образовательная деятельность «Появление цыпленка из яйца».

Цели: развивать интерес к экспериментальной деятельности, познакомить детей с естественно – научным циклом развития одного из видов домашних птиц, появлением цыпленка из яйца.

Задачи:

– Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения экспериментальной деятельности.

– Продолжать знакомить детей с домашними птицами (курица с цыплятами), показать их отличительные признаки.

– Формировать простейшие знания о способе размножения птиц.

– Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

– Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы; зрительную память, логическое мышление.

– Формировать интерес детей к творческим играм через игру-имитацию.

Программное содержание:

Образовательные:

–Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире, о природе, создавать условия для формирования интереса к экспериментированию. Формировать умение самостоятельно делать логические выводы.

– Совершенствовать речь, умение участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их. Учить употреблять существительные с обобщающим значением.

– Расширять и обогащать словарный запас детей: существительными, обозначающими названия птицы и ее детенышей, частей тела; глаголами, обозначающими действия, прилагательными, обозначающими цвет, величин.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивающие:

– развивать у детей любознательность и наблюдательность;

– развивать навыки экспериментирования;

– развивать у детей мелкую моторику рук;

– развивать активную речь детей;

– развивать у детей умение договариваться ;

– развивать у детей внимание и память.

Воспитательные:

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей,

– воспитывать у детей любовь к живому;

– поддерживать бодрое и веселое настроение.

Обеспечение интегрированного образования: познавательное развитие, речевое развитие; социально- коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия

(Создать развивающую среду в театральном уголке, обратить внимание детей на персонажей, с которыми играют дети (персонажи из сказки «Курочка Ряба»). Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Курочка Ряба». (Рассказ детей по иллюстрациям сказки, выставленным на мольберте.))

Фотография 1

Педагог: Сегодня курочка Ряба принесла нам яички, давайте посмотрим. (Подходим к столам.)

Фотография 2

– Курочка сказала, что одно яичко варенное, а другое – сырое. Как же нам определить, где какое? (Ответы детей.)

Педагог: Я сейчас покажу вам фокус.

Кручу яйца вареное и сырое.

Почему одно яйцо крутится, а второе – нет?

– Ребята? я вам открою секрет: крутятся вареные яйца, а сырые – не крутятся, потому что когда мы крутим сырое яйцо, внутри него желток тоже крутится в разные стороны и не дает вращаться яйцу. Давайте узнаем, какие яйца у вас, вареные или сырые. (Дети крутят вареные яйца.)

Фотография 3

Педагог: Какие у вас яйца? (Ответы детей.)

– Давайте посмотрим, что произойдет с вареным яйцом, если его уронить. (Дети пробуют ронять яйца над столом.) (Ответы детей: Оно потрескается.)

Педагог: Правильно, оно потрескалось, а теперь давайте посмотрим, что произойдет с сырым яйцом? (Педагог роняет  сырое  яйцо на тарелку.) (Ответы детей.)

Педагог: Как вы думаете, кто может вылупиться из таких яиц? (Ответы детей.)

Физкультминутка на ковре

– Давайте мы с вами тоже побудим цыплятками. Выполняются движения.

Озорной цыпленок жил. Головой весь день крутил.

Влево, вправо повернул.

Ножку левую согнул. Потом правую поднял. И на обе снова встал.

Начал крыльями махать, Поднимать и опускать.

Повернулся влево, вправо – Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел – Червячка себе искать!

(Педагог предлагает детям вернуться к столам, и обращает их внимание, что на столе есть еще одно яйцо.)

– Ой, посмотрите, а у нас тут еще одно яичко есть, но оно какое-то странное. (Ответы детей.)

– Как вы думаете чье оно?

Фотография 4

– Такие большие яйца несут утки. Как называются дети у мамы утки? А кто появляется из таких больших яиц? (Утята.) А кто у них мама? А кто мама у цыплят? (Курица.)

Педагог предлагает отправиться в кинотеатр. (Дети садятся на стульчики.)

(Демонстрация картинок на экране.)

Педагог: Кто это? (Ответы детей: Утка с утятами, курица с цыплятами.) 

– Давайте посмотрим, чем отличается утенок от цыпленка? (Ответы детей: Лапками. Клювом, тело у цыпленка круглое, а у утенка – овальное.)

Педагог: Давайте посчитаем, сколько цыплят? А сколько утят?

(После просмотра картинок педагог предлагает детям вернуться на ковер.)

Педагог: А как кричат цыплята, а утята? А как мама курица зовет своих цыплят, а утка как зовет утят? А что любят кушать цыплята? А как мы их позовем, давайте покормим цыплят зернышками.

– А что любят кушать утята? А как мы их позовем, давайте покормим утят зернышками. Давайте мы их позовем и покормим зернышками.

– Ой, посмотрите, кто к нам еще в гости пришел – Кот Васька!

Васька: Ой, какие воробьи хорошие, и откуда они только берутся?

Педагог: Васька, это не воробьи. Ребята, расскажите, кто это и откуда они берутся. (Рассказ детей.)

Фотография 5

– А кот Васька решил сделать вам подарок и подарить вот таких цыплят и утят. (Сюрпризный момент игрушки цыплята и утята.)

Фотография 6

2-ое занятие – продолжение

Ход занятия

– Каких хороших птенчиков подарил вам кот Васька. Возьмите себе по одному птенчику положите на ладошку.

– Ребята, а откуда берутся птенчики? (Ответы детей.)

– Погладьте их и скажите, какие они? (Описание детей.)

– Что есть у птенчиков, посмотрите? Ножки глазки. А глазки на что похожи? А цыпленка голова – какой формы, а тело – какой формы? А у утенка голова – какой формы, а тело – какой формы? Ребята? давайте мы сделаем нашим птенчикам друзей. У кого в руках цыплята? проходят к этому столу и садятся, а у кого в руках утята – к этому. Перед вами тарелочка с геометрическими фигурами и зеленая полянка, поставьте своего птенчика рядом с полянкой, а на полянке соберите из геометрических фигур друга своему птенчику.

 

Фотографии 7–9

После того как дети выполнят задание, можно предложить детям сходить в гости друг к другу, посмотреть, что получилось у других детей, сравнить, чем отличаются их птенчики, из каких фигур сделаны. Предложить детям поиграть с игрушками.

Список литературы:

1. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf (дата обращения: 8.11.2017)
2. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие / Л.А. Дружинина. М.: Издательство «Экзамен», 2006. (Серия «Коррекционная педагогика»)
3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: издательство «ГороД», 1998.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.