Рубрики
Информатика

Из опыта работы по созданию внутришкольного банка образовательных медиаресурсов

Общеизвестно, что использование ЭОР в образовательном процессе предусмотрено ФГОС. Однако далеко не все отечественные УМК имеют в своем составе видеофрагменты, иллюстрирующие или закрепляющие изучаемый материал, не говоря уже о специализированных программах для интерактивных досок.

0
Арсеньева Наталья Андреевна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1223»,
nkutuzova@yahoo.com
Страшная Виктория Евгеньевна,
учитель английского языка
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1223»,
victoriastrashnaya@mail.ru

 

Общеизвестно, что использование ЭОР в образовательном процессе предусмотрено ФГОС. Однако далеко не все отечественные УМК имеют в своем составе видеофрагменты, иллюстрирующие или закрепляющие изучаемый материал, не говоря уже о специализированных программах для интерактивных досок. Поэтому каждый учитель, работая над календарно-тематическим планированием или непосредственно над технологической картой конкретного урока, вынужден искать, отсматривать, отбирать, анализировать, а иногда и корректировать ЭОР с учетом особенностей своего класса или учебной группы. Именно на поиск мотивирующего, аутентичного, эмоционально окрашенного иноязычного видеоматериала, интересного детям и соответствующего уровню их языковых умений и навыков и тратится наибольшее количество времени педагога.

Воспользоваться открытыми банками не всегда представляется возможным. Во-первых, они не обладают достаточным объемом ресурсов. ФЦИОР, например, не предлагает ЭОР для начальной школы. А ведь именно в начальной школе так важно обеспечить «многоканальное» восприятие (на слух, визуально, в виде графического образа слова и т,д.) информации и ее многократное предъявление и повторение. Для того, чтобы при этом не потерять заинтересованность детей, учителю требуется огромное количество  различного видео и аудиоматериала по одной и той же теме, с которым дети могут по-разному взаимодействовать (выполнять задания на раздаточном материале после просмотра, повторять за персонажами во время просмотра, отвечать на вопросы персонажей во время просмотра и проверять себя как по аудиоключам, так и по субтитрам на английском языке, слушать песни, петь эти песни вместе с героями, петь эти песни с использованием визуально-графических опор «в режиме караоке»).

Во-вторых, они не обеспечивают автономность  учителя. Модули ЭОР требуют установки программного обеспечения, что не всегда возможно на школьных компьютерах, не говоря уже о том, что не все педагоги это могут сделать самостоятельно, не прибегая к помощи системного администратора.

В-третьих, федеральные открытые банки ЭОР рассчитаны на общеобразовательную программу в целом  и никоим образом не учитывают ни специфику школ с углубленным изучением языка, лингвистических центров или гимназий, ни специфику работы по какому-то конкретному УМК. Лексическое и грамматическое наполнение  этих ЭОР сильно расходится как  с уровнем языковой компетенции учащихся нашего ОУ, так и с содержанием обучения по УМК Верещагиной, Афанасьевой, Михеевой для каждой конкретной параллели.

Таким образом, очевидно, что на данном этапе развития  общедоступных федеральных банков ЭОР по английскому языку возникает острая необходимость создания внутришкольного банка ЭОР и образовательных видеоресурсов с учетом специфики конкретного образовательного учреждения.

Внутришкольный банк позволит оптимизировать временные затраты педагога на подготовку к урокам, повысить качество работы всех преподавателей английского языка за счет использования качественных, многократно апробированных коллегами ресурсов. Он позволит педагогам в считанные минуты делиться интересными современными находками и идеями по их использованию не только с учителями, работающими в одной параллели, но и со всеми членами МО учителей английского языка. Более того, он предоставляет педагогам  прекрасную возможность внедрить в систему своей работы элементы дистанционного обучения, которое становится все более востребованным. Видео- и аудиоматериалы, задания к ним, которые используются на уроках, могут быть размещены в электронном журнале/дневнике для отсутствующих учащихся, дабы дать им возможность самостоятельно изучить или закрепить материал (в том числе и  страноведческого характера). Это можно сделать как в виде отдельных видеофайлов и документов для отдельных учеников, так и  и в виде ссылки на общедоступный ресурс, что позволяет избежать ограничений по объему загружаемого в электронный журнал материала.

В качестве самого технически  простого и наименее затратного по времени варианта был выбран сервис «Яндекс.Диск». Планировалось создание виртуального пространства – электронной медиатеки, в которой педагоги могли  бы размещать апробированные материалы в ранжированные по темам и классам электронные папки.

Рисунок 1

В папке каждого класса размещены аудио и видео материалы то тем темам, которые предусмотрены в соответствующем УМК. На иллюстрации представлена папка для 6 класса.

Рисунок 2

Далее представлен контент по теме «Окружающая среда» и материалы, связанные с рождественской тематикой.

Рисунок 3

Рисунок 4

Организация общего доступа к папкам позволяет не только «автору», но и всем «приглашенным»  пополнять образовательный контент – не только скачивать, но и добавлять файлы.

Рисунок 5

Предполагается, что при систематической работе с медиатекой в течение нескольких лет ее ресурсы охватят все параллели, что не только позволит педагогам не проделывать одну и ту же работу из года в год при смене классов, но и обеспечит своеобразную преемственность и единство в применении ЭОР.

В качестве примера образовательного контента внутришкольного банка медиаресурсов хотелось бы привести находящиеся в свободном доступе в сети Интернет видеоматериалы, иллюстрирующие программный материал страноведческого характера на доступном для  наших учащихся языковом уровне.

Темы Название видеофрагмента Ссылка на  видео

 

Комментарий
Праздники
Рождество Santa’s grotto https://yadi.sk/i/dJB9ItZl3PJEQ9 Perfect Tenses
День Гая Фокса This is Britain.

Bonfire

https://yadi.sk/i/nGExSuij3PJEJw Оборот to be going to
Halloween This is Britain

Halloween

https://yadi.sk/i/CSI3fOa_3PJFMV
Достопримечательности
Лондон This is Britain. London. https://yadi.sk/i/pIceVooP3PJCAH
Страноведение
Уэльс 10 facts about Wales https://yadi.sk/i/lpLAo_F83PJCdN
Объяснение грамматики на английском языке Past Simple vs Past Perfect https://yadi.sk/i/xS6UF1LL3PJCLx

Список литературы:

1. Past Simple vs Past Perfect // Видеохостинг «Youtube». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7Mni3yDpIWo (дата обращения: 01.11.2017).
2. Santa’s grotto // Видеохостинг «Youtube». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5_Y-sJXiYSI (дата обращения: 01.11.2017).
3. ThisisBritain. Bonfirenight // Виедохостинг «Youtube». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Wnq7aqHLCSM (дата обращения: 01.11.2017).
4. This is Britain Halloween // Видеохостинг «Youtube». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=TSsPTSMWoJE (дата обращения: 01.11.2017).
5. ThisisBritain. London. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=P2WQBD6nNY4 (дата обращения: 01.11.2017).
6. Wales // Видеохостинг «Youtube». [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Rfz2txfaJUI (дата обращения: 01.11.2017).
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0