Рубрики
Дополнительное образование

Дополнительная общеобразовательная программа «Музеи. Парки. Усадьбы»

Основными целями и задачами олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, повышения интереса к культуре и искусству.

0
Алексеева Елена Евгеньевна,
учитель начальных классов
ГБПОУ г. Москвы «Технологический колледж № 21»,
ele.alekseeva33@yandex.ru
Красовская Евгения Борисовна,
учитель начальных классов
ГБПОУ г. Москвы «Технологический колледж № 21»,
kpos@yandex.ru

Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной программе «Музеи. Парки. Усадьбы»

Основными целями и задачами олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, повышения интереса к культуре и искусству [1].

Появление в школьном учебном плане дополнительной общеразвивающей программы «Музеи. Парки. Усадьбы» дает возможность расширить и углубить знания школьников как о своей малой Родине Москве, так и о России в целом.

Программа «Музеи. Парки. Усадьбы» способствует формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий [2, c. 19].

Систематическое посещение парков, музеев, усадеб родного города обеспечит подрастающим гражданам России единство культурного и образовательного пространства. А также раскроет юным москвичам исторические и культурные связи родного города со всей бескрайней Россией.

Программа призвана осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, развитие их эмоциональной отзывчивости, а также обогатить учащихся знаниями об окружающем мире.

Программа рассчитана на обучающихся 1–4 классов (возраст – 7–11 лет).

В ходе реализации программы предполагается проведение исследовательской работы по изучению родного края, экскурсионные выезды в музеи, парки, усадьбы города Москвы.

Актуальность

Существует противоречие между отсутствием интереса у большинства младших школьников к изучению культуры и истории своей Родины и необходимостью формирования патриотизма на этапе школьного детства через знание и уважение истории, культуры и религии собственного государства, обозначенные в ФГОС НОО. И дополнительная общеразвивающая программа «Музеи. Парки. Усадьбы» является актуальной для современного образования в начальной школе.

Новизна

Новизна программы состоит в том, что она является эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности обучающегося, так как объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности позволяют формировать и развивать патриотизм, гражданственность и экологическую культуру у подрастающего поколения.

Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа дополнительного образования имеет туристско-краеведческую, культурологическую направленность и входит в раздел «Дополнительное образование» основной образовательной программы ГБПОУ ТК № 21 ШОО.

Нормативная основа разработки программы

1. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Положение об олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Приложение к приказу Департамента образования города Москвы от 06.10.2015 № 2118.

3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172–14).

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Количество часов для реализации программы

Программа рассчитана на 4 года (1–4 классы). Количество часов – 135. Во 2–4 классах 34 часа, в 1 классе – 33 часа.

Дата утверждения. Органы и должностные лица (в соответствии с Уставом организации), принимавшие участие в разработке, рассмотрении, принятии, утверждении рабочей программы

Рабочая программа по дополнительному образованию рассмотрена на малом педагогическом совете 16 июня 2017 года (протокол № 3), утверждена руководителем ШОО ГБПОУ ТК № 21 г. Москвы 16 июня 2017 года.

Цель и задачи реализации программы

Главной целью реализации программы является развитие познавательных способностей и навыков, расширение и углубление предметных умений, а также воспитание личности ученика, любящего свой народ, свой край и свою Родину путем приобщения к изучению истории и культуры родного края.

Основными задачами дополнительной общеразвивающей программы «Музеи. Парки. Усадьбы» являются:

– выявление и развитие у обучающихся творческих способностей;

– выявление и развитие у обучающихся интереса к научно исследовательской деятельности;

– создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;

– достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы;

– повышение интереса к истории, культуре и искусству.

Используемые технологии

При реализации программы выбор технологии осуществляется в зависимости от предметного содержания, целей занятия, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

– технология личностно-ориентированного образования;

– информационно-коммуникационная технология;

– проектная технология;

– здоровьесберегающая технология;

– технология проблемного обучения;

– игровые технологии;

– технологии интегрированного обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты:готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Метапредметные результаты:освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты:освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания.

Методы и формы оценки результатов освоения

– презентации;

– тестовая работа;

– зачет;

– фестиваль художественно-прикладного творчества;

– отчетные выставки;

– отчетные концерты;

– вернисажи.

Разделы и источники, планируемые результаты освоения программы, содержание курса и его тематическое планирование – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Описание опыта практической реализации дополнительной программы

Данная программа реализуется в ГБПОУ ТК № 21 г. Москвы с 2016 г. За первый год обучения обучающиеся первых классов посетили 6 музеев различной тематики и 2 парка. Осмотр культурных достопримечательностей города позволил расширить кругозор и углубить знания младших школьников как о своей малой Родине Москве, так и о России в целом. Прогулки в парк и командное посещение музеев способствовали сплочению коллектива первоклассников – ребята сдружились, объединенные общей исследовательской целью – поиск ответов на вопросы олимпиады.

Каждый раздел дополнительной программы имеет четкую структуру, которая представляет собой теоретическую и практическую части, а также выезд в музей или парк.

На теоретическую часть отводится 1 час, в течение которого проводится инструктаж по технике безопасности, общее знакомство с музеем или парком и прохождение вводного тура олимпиады. Здесь основная функция учителя организовать поисковую деятельность школьников, обеспечив их разнообразными источниками информации – книги, справочники, путеводители, доступ в интернет. Чем младше дети, тем большая роль у учителя. Серьезной подготовки требуется учителю для работы на данном этапе с первоклассниками, не умеющими ни писать, ни читать. Упростить подготовку поможет список литературных источников и полезных интернет ссылок, предлагаемый в пояснительной записке к программе. Также необходимо предположить и обсудить все возможные опасности и сложности, с которыми может встретиться команда выезжающих в музей или парк.

Выезд в музей или парк также необходимо очень серьезно продумать и постараться учесть мельчайшие нюансы. Например, при выборе музея необходимо продумать, как встроить новые знания учащихся в их систему знаний, то есть увязать с теми темами, которые затрагиваются на уроках. Немаловажно при выборе музея учесть удобство и безопасность передвижения. В нашем случае это особенно важно, так как первоклассники по причине столь юного возраста мало организованы и крайне невнимательны. По нашему опыту, к полудню дети обязательно хотят подкрепиться, поэтому необходимо рекомендовать родителям давать школьникам с собой перекус.

Мы убеждены, что посещение музея без экскурсии малоэффективно с образовательной точки зрения. При прохождении олимпиады необходимо не допустить перехода качества в количество, удерживая равновесие между качеством подготовки каждого выезда в музей и количеством музеев. Некоторые коллеги ставят целью набор большего количества баллов по итогам олимпиады, поступаясь вовлеченностью детей в совершаемые мини путешествия, что конечно негативно скажется на рефлексивном этапе и не оставит никакого следа в душе ребенка.

На практическую часть отводится 1 час, в рамках которого экскурсанты рефлексируют, то есть делятся впечатлениями от увиденного и услышанного, обобщают и закрепляют новую полученную информацию. Наш опыт показывает, что данный этап работы не менее интересен, чем сама экскурсия. Ребята с удовольствием устраивают вернисажи и выставки своих рисунков и фоторабот после прогулки в парке, участвуют в фестивале художественно-прикладного творчества, устраиваемого после посещения музея соответствующей тематики, представляют свои презентации и творческие работы, с азартом участвуют в тематических конкурсах.

Опыт работы по дополнительной общеобразовательной программе «Музеи. Парки. Усадьбы» можно охарактеризовать как успешный.

Список литературы:

1. Положение об олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». Приложение к приказу Департамента образования города Москвы от 06.10.2015 № 2118.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2016.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0