Рубрики
Дошкольное образование

Организация познавательной игровой программы по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста в бассейне (из опыта работы)

В настоящее время экологическое воспитание стало одним из важных направлений дошкольной педагогики, ведь детство является уникальной, самоценной и специфической ступенью непрерывного экологического образования и рассматривается как особая ступень формирования мировоззрения детей.

0
Сабирова Лариса Викторовна,
инструктор по физической культуре ЗДГ № 4
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1347»,
wectori@mail.ru

В настоящее время экологическое воспитание стало одним из важных направлений дошкольной педагогики, ведь детство является уникальной, самоценной и специфической ступенью непрерывного экологического образования и рассматривается как особая ступень формирования мировоззрения детей.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети в организованной образовательной, познавательной и игровой деятельности, они становятся любознательней, учатся наблюдать, логически мыслить, с любовью начинают относятся к природе.

В нашей дошкольной организации ведется непрерывная работа по формированию экологического сознания, проводятся занятия, экскурсии, организуются наблюдения за объектами природы, игровые ситуации, требующие сопереживания и сочувствия животным и растениям. Очень эффективным считаем организацию для детей интерактивных игровых программ, в которых дети становятся активными участниками событий и заняты решением различных познавательных задач. Формировать умения разнообразной деятельности в природе (практической, эстетической, творческой) эффективно через организацию игровой деятельности, так как более непринужденно для детей проходит обучение правилам поведения в природе, формируются навыки бережного отношения к окружающей среде, на долго остаются в памяти экологические представления и знания о природе.

В своей статье хочется поделиться опытом организации познавательной игровой программы, которая погружает детей в придуманный мир со сказочными героями, в которой дети с удовольствием пробуют свои силы и получают новые экологические знания, организованной в бассейне дошкольной организации.

Сценарий игровой программы «Как Иван-царевич живую и мертвую воду искал»

Цель: организация активного познавательного отдыха детей на воде и формирование здорового образа жизни детей через игровую деятельность с героями сказок.

Задачи: создание положительного эмоционального фона в общении с любимыми сказочными героями и сверстниками; закрепление приобретенных плавательных умений и развитие умения действовать в команде; расширение представлений о воде и её видах, о значении воды в жизни, закрепление знаний об обитателях рек средней полосы России, воспитание и правилах поведения в природе; воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: изучение обитателей рек и озер средней полосы России по картинкам; беседа с рассматриванием схемы «Виды воды» о том, что вода бывает по месту нахождения жидкости – подземная, грунтовая; вода суши – в реках и озерах; атмосферные воды – жидкость, скапливающаяся в облаках и дождевых тучах; разучивание песни и танцевальных движений с детьми, которые будут играть роль лягушат.

Оборудование: костюмы сказочных героев – Ивана-царевича, Бабы-Яги, Водяного, Черепахи Тортиллы, лягушат и атрибуты к их образам: бутылочки с надписью: «Живая вода» и «Мертвая вода», мешок с «мусором», клубок, картинки с изображением обитателей рек и озер средней полосы России, кубики с буквами для составления слов – «море», «река», «вода», пластиковые бутылки, музыкальный центр, запись песни «Чтоб могли леса цвести…».

Дети заходят в бассейн. Появляется Иван-царевич.

Иван-царевич: Здравствуйте, дети, я – Иван-царевич. Меня к вам привел волшебный клубок, который должен показать место, где есть живая и мёртвая вода, мне нужно спасти своего друга – Серого Волка, он мне всегда помогал.

Ведущий: Давай, Иван-царевич, мы с тобой вместе будем волшебную воду искать, поможем тебе найти такое место. Дети, вы хотите помочь Иван-царевичу?

Дети: Обязательно поможем.

Иван-царевич: Для начала нужно размяться. Повторяйте все движения за мной:

Проводится разминка на суше:

Фотография 1. Разминка с Иван-царевичем

1. Ходьба на месте.

2. И.П.: стоя, ноги врозь, руки в стороны.

– Наклон вправо;

– вернуться в И.П.;

– наклон влево;

– вернуться в И.П.

3. И.П.: основная стойка.

– Поднять прямые руки вперед;

– вернуться в И.П.

4. И.П.: стоя ноги врозь, правая рука вверх, левая вниз.

– Смена положения рук, как при плавании кроль на груди.

– вернуться в И.П.

5. И.П.: стоя ноги врозь, правая рука вверх, левая вниз.

– Смена положения рук, как при плавании кроль на спине;

– вернуться в И.П.

6. И.П.: стоя, руки вверх, кисти вместе.

1–5 – наклон вперед (имитация погружения в воду);

6–8 – вернуться в И.П.

7. Прыжки на месте.

Иван-царевич (бросает клубок): Вертись, вертись, клубочек, вертись!

К воде волшебной быстрей прикатись.

Появляется Водяной и поднимает клубок.

Водяной: Кто нарушил мой покой – будет тот играть со мной.

Иван-царевич: Некогда мне играть с тобой, Водяной, ищу живую и мертвую воду, спешу я.

Водяной: Я тебя дальше не пущу, клубок твой волшебный не отдам, пока загадки мои не отгадаешь и в воду не поныряешь.

Иван-царевич: Не буду в воду нырять.

Ведущий: Иван-царевич, наши ребята тебе помогут, они и нырять любят и загадки отгадывать любят, спешить надо.

Дети: Мы любим загадки отгадывать.

Дети спускаются в воду. По просьбе инструктора встают парами в две колонны.

Водяной: Вот мое задание – на другой берег проплывите – обитателей рек мне назовите. Назовете правильно – всех их увидите.

Водяной переходит на другой край бассейна.

Первые в колоннах дети начинают плыть по команде инструктора к противоположному борту бассейна переплывают удобным для себя способом, встав на ноги, называют Водяному обитателей пресных водоемов средней полосы.

Дети: Комар, водомерка, стрекоза.

После того, как первая пара детей переплыла бассейн, по команде инструктора на противоположный берег плывете вторая пара и т.д.

Дети: Стрекоза. Различные жуки и клопы.

Когда все дети переплыли на другую сторону бассейна. Водяной показывает картинки с изображениями речных обитателей, дети снова их называют, а Водяной дает пояснения.

Водяной (показывает картинку с изображением стрекозы): Стрекозы и их личинки приносят пользу  взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.

Водяной (показывает картинку с изображением ужа): Уж обыкновенный охотится в реках и озерах за лягушками.

Дети: встречается лягушка прудовая и жаба, гребенчатый тритон, болотная черепаха и рак. Много рыб: щука, окунь, карась, рак, сом, лещ, ерш.

Водяной показывает детям картинки с изображением названных обитателей.

Водяной: Молодцы, быстро справились с заданием. Вот вам мое новое задание: «На дно нырните, там камушки волшебные найдите и слова из них для меня соберите».

Фотография 2. Загадки от Водяного

На дне бассейна лежат тонущие игрушки-«камушки» или затонувшие кубики, с приклеенными буквами, дети строятся вдоль бортика бассейна в шеренгу, по команде инструктора дети поочерёдно подныривают за «камушком», встают на свое место, дальше следующая пара участников игрового задания достает «камушки», после того как все «камушки» с буквами оказываются на берегу, дети пробуют, стоя у бортика, сложить слова: «река», «вода», «море». Буквы к слову «река» наклеены на синих «камушках», к слову «море» – на зеленых, к слову «вода» – на желтых.

Водяной: Молодцы, сложили слова, приятные слуху Водяного. Назовите их еще раз.

Дети: Море, река, вода.

Водяной: Так уж и быть, Иван-царевич, отдам тебе клубок, если ответишь на самые сложные вопросы. Первый вопрос: сколько времени человек может прожить без воды?

Иван-царевич: Могу неделю не есть, а вот без воды не проживу и трех дней, погибну.

Водяной: На второй вопрос дети мне ответят. Назовите единственное вещество на земле, которое мы встречаем в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.

Дети: Это вода. Она может быть твердой — это лёд, жидкая она в реках и морях, газообразная – это водяной пар.

Водяной: Правильно ответили и быстро справились с моими заданиями и вопросами. Держи, Иван-царевич клубок.

Водяной отдает клубок и уходит.

Иван-царевич (бросает клубок): Вертись, вертись, клубочек, вертись!

К воде волшебной быстрей прикатись.

Ведущий: Ребята, пока клубок у Иван-царевича катится, мы с вами успеем проплыть в подводном туннеле. Постройтесь друг за другом. По моему сигналу, проплывайте удобным для вас способом, задержав дыхание.

Проводится игровое задание «Подводный туннель» (плавание под обручем любым удобным способом на задержке дыхания). Когда все дети проплыли под водой, встают к бортику. Появляется Бабы-Яги и поднимает клубок.

Баба-Яга: Снова Иван-Царевич мне попался, теперь не отпущу и клубок не отдам.

Фотография 3. Баба-Яга

Иван-царевич: Баба-Яга, у меня волк погибает, сказали, что только живая и мертвая вода поможет его спасти.

Баба-Яга: Что ты, Иван-Царевич, думаешь, какая вода может быть живой, а какая мертвой?

Иван-царевич: Да откуда я знаю?

Баба-Яга: Дети, а вы, как думаете?

Дети: Живая вода – это вода, которую можно пить. Это вода из чистого озера или родникового ключа. Мертвая вода – это вода из болота и грязная.

Баба-Яга: Мертвую воду я вам сейчас покажу.

Баба-Яга начинает мусорить, бросает в бассейн разные предметы из мешка- полиэтиленовых пакетов, пластиковые бутылки и бумагу.

Баба-Яга: Вот вам и мертвой вода стала. Вон сколько в ней мусора. Здесь ни одна рыба не выживет и пить такую воду нельзя, вот бери, Иван-царевич, сколько хочешь мертвой воды.

Иван-царевич: Зачем же ты так, Баба-Яга, как теперь детям в такой воде плавать.

Баба-Яга: Мне-то что, они наверно и сами мусорят, пусть как хотят плавают. Держи свой клубочек.

Баба-Яга посмеивается и уходит.

Иван-царевич: Ребята, я наберу немного мёртвой воды и начнем собирать мусор из воды.

Дети ходят по дну бассейна и собирают «мусор» из воды в корзину для мусора. Строятся в шеренгу у бортика.

Фотография 4. Уборка после проказ Бабы-Яги

Иван-царевич: Хорошо, что мы собрали мусор из воды, мертвую воду нашли, только где же мне искать настоящую живую воду? Брошу клубочек, может поможет.

Иван-царевич (бросает клубок): Вертись, вертись, клубочек, вертись!

К воде волшебной быстрей прикатись.

Появляется Черепаха Тортилла с лягушатами.

Черепаха: Начинаем наш урок по охране природы. Вы, дети, будьте внимательными, запоминайте правила поведения в природе и повторяйте все за лягушатами.

Ведущий: Дети, подготовимся к уроку, «Разойдись!»

По команде, дети расходятся для самостоятельных действий.

Лягушата исполняют песенку «Чтоб могли леса цвести…» (Музыка: Г. Гладкова к «Песне о волшебниках» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити») и выполняют музыкально ритмические движения, повторяя их за «лягушатами».

Фотография 5. Урок о природе с Черепахой Тортиллой

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Все живое береги

Ты на этом свете.

Ты природу полюби, каждую травинку.

С птицами давай дружи, береги былинку!

Мусор, ты не оставляй,

В лесу на поляне,

Реки ты не засоряй,

Бой объявим склянке.

Не неси домой ужа,

Бабочку не трогай.

Дети помните всегда – их не так уж много.

Нор звериных, птичьих гнезд

Разорять не будем!

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом!

По подсказке инструктора, по окончании песенки, дети встают у бортика.

Иван-царевич: Подскажите, пожалуйста, уважаемая Черепаха, где мне взять живую воду, у меня волк погибает.

Черепаха: Больше всего воды находится в морях и океанах, она живая, ответьте мне?

Дети: Да вода в океанах и морях живая, в ней живет много морских обитателей, только она соленая.

Черепаха: в природе существует больше тысячи видов воды. Давайте я вам буду называть виды воды, а вы если поймете, что она под землей – будите садится в воду с головой и делать выдох в воду, если наоборот – делать шаг прыгать вверх из воды. Давайте начнем: «Подземные воды».

Дети садятся в воду с головой, держась руками за бортик, делают выдох в воду и встают на ноги.

Черепаха: Воды суши – это озера, реки, болота, моря, океаны.

Дети делают по инструкции ведущего шаг назад и выполняют прыжок вверх – «из воды», занимают исходное положение у бортика.

Черепаха: Грунтовые воды – это ближе всего расположенные к поверхности земли водоносные пласты.

Дети садятся в воду с головой, держась руками за бортик, делают выдох в воду и встают на ноги.

Черепаха: Атмосферная вода – это жидкость, которая скапливается в облаках и дождевых тучах.

Дети делают по инструкции ведущего шаг назад и выполняют прыжок вверх – «из воды», занимают исходное положение.

Черепаха: Вода в космосе в виде пара или льда.

Дети делают по инструкции ведущего шаг назад и выполняют прыжок вверх – «из воды», занимают исходное положение.

Черепаха: Вода из родников обычно самая чистая, Иван-Царевич. Какая по-настоящему живая вода затрудняюсь ответить.

Иван-царевич: Что же мне делать?

Черепаха: Давай попробуем сами сделать воду живой, наберите воду в пустую бутылку и вспомните пословицы, поговорки и добрые слова о воде — вода станет живой.

Фотография 6. Добрые слова – живая вода

Инструктор раздает детям пустые пластиковые бутылки. Иван-царевич и дети набирают воду в пустые пластиковые бутылки, встают в шеренгу у бортика.

Черепаха: Есть такая пословица: «Вода – всему голова». Теперь ты скажи, Иван-Царевич.

Иван-Царевич: Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Черепаха: К кому я подойду, тот пословицу и громко говорит, хорошо?

Дети: Да.

Дальше дети вспоминают пословицы:

Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.

Друзья – не разлей вода.

Как рыба в воде.

Без воды нет жизни.

Без воды не научишься плавать.

Вода чиста у истока.

Иван-царевич: Теперь у меня и живая вода есть и мертвая, большое спасибо вам, ребята, что помогли. Облейтесь живой и чистой водой, чтобы быть всегда здоровыми.

Фотография 7. Обливайтесь водой, на здоровье!

Дети встают свободно у бортика и обливаются из бутылок водой. Ставят бутылки на бортик и встают в шеренгу лицом к Черепахе.

Черепаха: Мы с лягушатами закончили урок. Можете спокойно посидеть в воду и послушать домашнее задание:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Берегите, дети, воду!

Как и всю нашу природу!

Дети, постараетесь выполнить такое домашнее задание?

Дети: Да.

Черепаха: До свидания, дети! Берегите воду!

Фотография 8. Спасибо за внимание!

Дети выходят из воды.

Список литературы:

1. Про обитателей пресноводных водоемов // Сайт «zoodrug.ru». URL: https://zoodrug.ru/topic1876.html (дата обращения: 23.10.2017).
2. Стихотворение «Вы слыхали о воде?» // Сайт «infourok.ru». URL: https://infourok.ru/scenariy-vi-slihali-o-vode-govoryat-ona-vezde (дата обращения: 10.10.2017).
3. Текст песни «Чтоб могли леса цвести…» // Сайт «yandex.ru». URL: https://yandex.ru/images/search?text=песенка (дата обращения: 23.10.2017).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.