Рубрики
Дошкольное образование

Роль патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста

На сегодняшний тема патриотизма – наиболее трогательная и волнительная для нас, для педагогов, как граждан России. Нас волнует вопрос патриотического осознания детьми. Удручает факт, что забыты такие понятия как Родина, отчизна, патриотизм. А ведь это такое замечательное чувство гордости за свою страну, за свой народ, родной край. И поэтому мы думаем, что именно сегодня нужно воспитывать и взращивать в детях это великое чувство патриотизма к нашей стране.

0
Мельникова Анна Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
anuta.81007@mail.ru
Куприянова Любовь Владимировна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
liubov.kupriyanowa@yandex.ru

На сегодняшний тема патриотизма – наиболее трогательная и волнительная для нас, для педагогов, как граждан России. Нас волнует вопрос патриотического осознания детьми. Удручает факт, что забыты такие понятия как Родина, отчизна, патриотизм. А ведь это такое замечательное чувство гордости за свою страну, за свой народ, родной край. И поэтому мы думаем, что именно сегодня нужно воспитывать и взращивать в детях это великое чувство патриотизма к нашей стране.

Когда-то мы были маленькими и шаг за шагом познавали нашу историю, наше настоящее и будущее. Нам рассказывали: что такое семья, что означает слово Родина, как мы живем, какие у нас праздники и традиции, что такое хорошо, а что такое плохо. А теперь мы, взрослые, задаем себе вопрос: как же воспитать в ребенке патриотические чувства и в чем роль патриотического воспитания?

Академик Д.С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к друзьям, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Под патриотическим воспитанием понимается ведение разных видов деятельности, взаимосвязь взрослых с детьми, которые направлены на раскрытие в ребенке нравственно-патриотических качеств личности детей.

Это долгий процесс воздействия на личность ребенка, чтобы обогащать его знания: о Родине, о семье, о патриотических праздниках.

Ведение работы по патриотическому воспитанию детей в нашей группе происходит во всех видах образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателей, родителей, детей.

В чем же необходимость воспитания патриотических чувств у малышей? Ответ прост: в формировании личности. Мы – воспитатели ДО поставили перед собой цель: создание оптимальных условий для развития патриотических чувству дошкольников. Патриотическое воспитание мы осуществляем в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельностях, для которых создаем предметно-пространственную среду.

Существует много форм и методов, которые мы используем в работе с детьми младшего дошкольного возраста в освоении задач патриотического воспитания.

В течение года с детьми проводились дидактические игры, такие как: « Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя». Ребята очень любят играть в такие игры, ведь во время таких дидактических игр мы не только обучаем детей, но и уделяем внимание на патриотические чувства (Фотография 1).

Фотография 1

Во время сюжетно-ролевых игр «Я и моя семья», «С мамой у врача», «Выходные с семьей» прививаются любовь, терпение, взаимопомощь к родным. Воспитатели ДО должны проводить беседы с детьми и их родителями о праздниках « День защитника Отечеств», «День Победы». Во время таких бесед было бы неплохо вызывать чувства сопереживания, благодарности, уважения к людям (Фотография 2).

Фотография 2

Во время прочтения художественной литературы также нужно уделять внимание моментам между строк. Это делается для того, чтобы ребенок понимал мысль автора. Нам, педагогам, очень нравится эта хрестоматия. Здесь очень доступным для малышей языком говорится об основных патриотических понятиях. Иллюстрации в книге добавляют красочности и эффектности в занятии (Фотографии 3, 4).

Фотография 3

Фотография 4

Во время занятий по изобразительной деятельности мы так же стараемся развивать патриотические чувства. Например, сделать подарок своими руками ветеранам. Это очень благородное дело. Помимо того, что мы развиваем мелкую моторику, чувства эстетики, также дети от души и с уважением делают нужную вещь в подарок. К такой деятельности мы стараемся привлекать и родителей. Они помогают красиво оформить подарки и подписать. Так, совместная деятельность воспитателей, детей и родителей сплачивает коллектив и оставляет положительный результат.

Очень важным является подключение родителей к взаимодействию в данном направлении. Воспитатели могут советовать общаться и находиться родителям с ребенком чаще, рассматривать семейный альбом с фотографиями, поддерживать семейные традиции, посещать музеи и выставки, гулять семьей по городу и в лесу, совместно проводить праздники, фотографироваться на природе, вместе проводить досуг, совершать общественно-полезные мероприятия, например, посадить дерево во дворе своего дома или парке. Это было бы гордостью для ребенка и для всей семьи. Можно еще  построить для ребят своего двора ледяную горку, и тогда все будут очень рады и веселы, и благодарить за сделанное доброе дело. А совместное празднование дней рождений детей или праздников. Эти мероприятия очень сплачивают ребят и воспитывают в них чувства дружелюбности и солидарности. А если эти мероприятия будут традицией- то наши дети будут добры и справедливы друг к другу (Фотографии 5–7).

 

Фотографии 5–7

Чем раньше воспитывать в детях чувства сопереживания, сострадания, к тем, кто защищал и по сей день защищает свою Родину, тем патриотичнее и добрее вырастет человек. Девиз нашей жизни – «Знать и помнить, любить ценить, уважать и сохранить мир, который добыт таким трудом» – это мы и стараемся донести до наших детей.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что роль патриотического воспитания детей велика, и успех патриотического воспитания малышей зависит от педагогов и родителей, от той атмосферы, которую создали родители дома, а педагоги в ДО.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского учреждения и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозайка-Синтез, 2014.
2. Ермакова Т.В. Воспитание патриотизма у дошкольников. М.: Методист, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.