Рубрики
Дошкольное образование

Влияние игрового процесса на развитие познавательных способностей детей от рождения до школы

Все согласны, что воспитание детей должно начинаться с самого раннего возраста, в семье, а не только в школе. Маленький человек рождается на свет с унаследованными от родителей чертами, определяющими его таланты и особенности личности. Развитие способностей с генетической предрасположенностью позволит в полной мере реализовать скрытый потенциал.

0
Голубенко Елена Анатольевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
golubenko_elena@inbox.ru

Игра имеет отношение ко всему: эмоции, чувства, поступки, мысли, фантазии,

речь – все начинает свое существование под ее незаметно формирующим влиянием.

Н. Чемберлен

Все согласны, что воспитание детей должно начинаться с самого раннего возраста, в семье, а не только в школе. Маленький человек рождается на свет с унаследованными от родителей чертами, определяющими его таланты и особенности личности. Развитие способностей с генетической предрасположенностью позволит в полной мере реализовать скрытый потенциал. Душа человека «подобна зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.» (Мф. 13:31-32)

Вплоть до известной стадии развития цивилизации игра была главным средством для сохранения и упражнения способностей, необходимых нам в зрелом возрасте. Игру можно определить как выражение пробуждающихся инстинктов. Стремление к ней для детей имеет важное значение для создания привычек и длительных интересов. Значительная часть деятельности маленького ребенка проистекает в виде игры, поэтому детство определяется как игровой период жизни. Взрослые отдают свое время разного рода занятиям ради их результата, это называется трудом, дети любят занятия ради них самих – они играют. Ведь эта деятельность сама себя оправдывает, она имеет самодовлетворяющий смысл в том внутреннем чувстве удовольствия, которое эти занятия доставляют ребенку. Конечно, не в намеренном преследовании какой-либо полезной цели. Почти все моменты бодрствования ребенка в это время наполняются разного рода игровой деятельностью. Раз игры наполняют большую часть детской жизни, то возможно обрисовать ход развития ребенка, наблюдая его жизнь в игре. Ребенок растет и развивается не только потому, что развивается та или иная функция в отдельности. Он растет как целостный организм. Полное и ясное представление о развитии ребенка будет достигнуто лишь тогда, когда, прежде чем коснуться изучения его способностей, сначала мы рассмотрим некоторые формы выявления его личности в целом. Такое выявление мы находим в игре.

Первые недели жизни связаны с простыми ощупываниями и движениями. Сначала ребенок просто воспринимает их: чувствует движение своих рук, ног, подергивание лица и т. д., его радует материнское тепло и вкус молока. Это уже игра, хотя несложная и пассивная. Вскоре, однако, ребенок приступает к исследованию своих ощущений – он трет и хлопает все, к чему прикасается, берет разные вещи в рот, чтобы лучше почувствовать их помощи языка и губ, он часто ощупывает свои пальцы, лицо, нос, уши, когда ему выпадает счастье случайно коснуться них. Этот интерес и удовольствие, которое ему доставляют разные ощущения, становятся с каждым днем все более заметными. На втором месяце он начинает произносить разные звуки и играет этим новым приобретением. Самый простой и наиболее примитивный импульс, выраженный в данной игре, это импульс к ощущению как таковому. Ребенок начинает ценить удовольствия, доставленные ему качеством предмета, но в раннем детстве ощущение является самоцелью, независимо от его специфического значения. Ребенок наслаждается всем, что встречается на его жизненном пути, причем сила ощущения представляет для него больший интерес, чем его качество. Умный родитель никогда не поторопится удалить небольшие, посильные малышу препятствия там, где ходит его маленький ребенок. Это значило лишить маленького человека одного из самых сильных удовольствий, которое вызывает у него самостоятельное преодоление посильных для него препятствий. У ребенка создается много ценных навыков благодаря позволению или нарочитому предоставлению ему соответствующей возрасту свободы при преодолении препятствий, что дополняет полезные упражнения моторного аппарата.

Нечаянное, неожиданное или просто все новое интересует малыша и радует его. Это особенно заметно, когда новое частично сплетается с ожидаемым или уже известным. Дети любят, чтобы их напугали, особенно когда они ожидают, то их хотят напугать. В этом кроется источник интереса игры в прятки или потешке «идет коза рогатая…».

Позже в игре замечается новый элемент – чувство, которое может быть названо «радостью быть причиной какого-либо действия». Это значит, ребенок находит удовлетворение в своей уверенности, что он сам может быть причиной действия. Надо иметь много терпения, чтобы наблюдать, как маленькие пальцы неловко делают свою работу, в то время как взрослый ее, конечно, сделал бы скорее. Но поощрять такую активность безусловно стоит. Ведь это первые грубые импульсы являются основой для дальнейшей привычки к независимости и чувству уверенности в себе.

Со временем взросления ребенка, развития его рефлексивного мышления, коммуникативных способностей эволюция игры и приводит к тому, что он становится способным претворять ранее видимые им действия в форму своих действий – подражание. Игры становятся совместными, дети выделяют роли и правила, сами стараются им следовать. В особый класс выделяются игры-соревнования. в которых формируется и закрепляется мотивация достижения успеха. Это новое для него удовольствие – использование того же, что делают родители или другие взрослые. Таким образом ребенок социализируется в окружающей его среде.

Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют, в первую очередь, наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребенок учится замещать их образами. При этом, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиск способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления у детей. Старшие дошкольники легче запоминают материал тогда, когда они видят связи между предметами, явлениями, понятиями. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения, познают свойства предметов. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. К старшему дошкольному возрасту в 2–2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. Но детям необходима помощь родителей, т.к. уже и в дошкольном возрасте наблюдается значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания. Что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребенка.

Если игра в жизни ребенка имеет такую значимую роль, то далеко не безразлично, каким образом с ним играют окружающие. В большинстве случаев можно наблюдать одно и то же: родители ограничиваются чисто физическим уходом: оденут, умоют, накормят детей, а затем, милые, играйте! Начинается так называемая игра: вытаскиваются игрушки одна за другой, разбрасываются по столам и по полу. Зачастую дети обращаются к взрослым с вопросом: «Что нам делать? Нам скучно». Им отвечают: «Играйте же, у вас много игрушек!». Из всего следует, что дети страдают от безделья, а, отсюда, скука, капризы и разного рода шалости. Еще хуже, если ребенку вручают гаджет, и он часами погружается в иную реальность, в силу возраста и психологических особенностей еще не умеющий отличать действительность от вымысла. Даже взрослый, уже сформировавшийся человек в окружающей среде виртуальной реальности испытывает так называемое погружение или чувство того, что он находится внутри чего-то и является частью того мира. Ребенок и вовсе теряется,  и из-за этого он может быть замкнутым. Компьютер для него становится новым миром, и именно в нем он чувствует себя в безопасности. Кроме этого, слишком большое увлечение компьютерными играми с детальными воспроизведениями насилия может привести к агрессии, а то и жестокости.

Попробуйте заинтересовать детей и дать им посильные работы и занятия, и Вы увидите, что их капризы и шалости сильно убавятся или пропадут совсем, так как это происходит от недостатка осмысленного занятия. Занятия развивают в них терпение, усидчивость, привычку доводить дело до конца, вкус к изобретательству, так необходимые потом в школе. И как радуется ребенок результатам своего труда, как он бережно к ним относится и с каким увлечением играет в сделанные своими руками поделки, любуясь и всем показывая их.

Серьезная ответственность падает на тех, кто подходит к ребенку для того, чтобы создать ему обстановку для игры. Все ли равно, играет ли ребенок один или с кем-либо, эта игра должна быть творческой, здоровой и должна до конца способствовать его общему развитию.

Презентация к статье – в Приложении.

Приложение к статье доступно по ссылке.

Список литературы:

1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: Гриф УМО МО РФ Форум, 2012.
2. Бутылкина Л.Ю. Познавательное развитие детей дошкольного возраста. 3–7 лет. М.: Детство-Пресс, 2017.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2006.
4. Корепанова М.В. Учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации Волгоград, 2006.
5. Микляева Н.В. Игра как ведущая деятельность дошкольников. М.: АРКТИ, 2016.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пос. для студентов вузов. М.: Академия, 2008.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.