Важным фактором для развития ребенка является возникновение таких ситуаций, которые вызывают духовную радость, положительные эмоции, развитие воображения, творческой активности и формирование интереса ко всему окружающему. Поэтому в образовательной области такая форма взаимодействия, как квест, получила огромную популярность.
Свое начало квесты берут еще в 60-х годах прошлого столетия. Благодаря развитию компьютерных технологий, стали появляться компьютерные игры, в которых игрокам приходится решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. Появление квестов в компьютерных играх вызвало массовый интерес, особенно со стороны детей и подростков. Далее начинают развиваться квесты в реальности, которые охватывают все окружающее пространство.
Квест для детей включает в себя сразу несколько зада: это и формирование логического мышления, возможность проявить смекалку, продемонстрировать свои таланты и умения. И, что немаловажно, квест учит детей взаимодействовать друг с другом. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество.
Квесты считаются развивающими играми. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива. Такова развивающая роль квестов.
Наше мероприятие мы подготовили ко Дню защиты детей и посвятили началу нового времени года Лету. Обязательным условием было наличие деревьев, кустов, травы. Поэтому провести квест мы решили в прекрасном лесу. недалеко от нашего детского сада.
Фотография 1
Локации с заданиями не обязательно должны были быть далеко друг от друга, в нашем случае они все были в поле зрения. Участники все равно наперед не знают, в каком порядке они будут проходить этапы.
Фотографии 2–3
Квест рассчитан на одну команду, то есть все участники проходят его совместно, у всех общая цель, нет победителей и проигравших, а значит, никому не будет обидно. Продолжительность данного квеста – от получаса до часа.
С помощью волшебного клубка дети вместе с воспитателем отправились на поиски Лета.
Фотография 4
Передвигаясь по обозначенной территории, ребята выполняли задания, которые приготовила для них Баба Яга: отгадывали загадки, пели песни, водили хороводы, искали признаки лета (картинки, природные элементы), а потом составляли из этого картину. Это удивительный праздник, который прошел легко и весело.
Фотографии 5–6
Немаловажным является то, что родители в такой ситуации становятся активными участниками образовательного процесса, тем самым укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.
Фотография 7
Целью данного мероприятия было развитие познавательных действий у детей, закрепление знаний о признаках лета, развитие внимания, сообразительности, наблюдательности, а также воспитание дружеских отношений со сверстниками.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые! Какое время года скоро наступит? (Лето)
– Сегодня к нам пришел неожиданный гость… (Появляется белый мишка.) Кто это? (Белый медвежонок Умка)
– Где живет Умка? (На Севере)
– Зачем же он пришел к нам? (Медвежонок шепчет на ухо ведущему, который озвучивает слова медвежонка.)
– Оказывается, Умка приплыл к нам с Далекого Севера, чтобы увидеть Лето, ведь Лето-это так красиво, а медвежонок никогда не видел его. Только вот как показать Умке лето? Если он останется с нами, то в такой белой теплой шубе ему будет жарко. Да и мама-медведица, наверняка, волнуется, куда пропал Умка. Что же делать?
Ведущий: О, я, кажется, придумала! А давайте мы покажем Умке Лето во сне, а сами отправимся в путешествие на поиски Лета и всего, что в нем есть интересного!
– Только сначала давайте споем Умке колыбельную и отправим его на льдине к маме на Север!
Песня «Колыбельная медведицы»
(Дети укладывают Умку на льдину и, держась за ее краешки, поют колыбельную, мерно покачиваясь.)
Ведущий: Ну, что же! В путь на поиски Лета для Умки! Для этого путешествия нам понадобится Волшебный клубок! Давайте возьмемся за ниточку, и пойдем туда, куда укажет нам клубочек.
Ведущий: Посмотрите, куда мы попали? Мне кажется, это сказочный лес! Смотрите, тут какое-то письмо и странная картина… От кого же письмо и что обозначает эта картина?
Конверт № 1
Загадка про Бабу Ягу
Бабушка в лесу живет,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метет.
В ступе по небу летает,
Из кости ее нога.
А зовут ее … Яга.
Ведущий: Так, понятно! Баба Яга спрятала красоту Лета, и чтобы ее вернуть, мы должны выполнить все трудные задания Бабы Яги, отгадать все ее загадки и пройти все испытания. Сумеем? Нам же нужно вернуть красоту Лета и показать его Умке…
– Если мы готовы, тогда первое испытание от Бабы Яги нас ждет там, где есть что-то ЖЕЛТОЕ, красивое и воздушное.
(Дети находят дерево, перевитое ЖЕЛТОЙ лентой с шариком и конверт с заданиями.)
Конверт № 2
Ведущий: Первое задание покажет, знаете ли вы сказки и сказочных героев. Если мы его выполним, то получим что-то очень нужное, чтобы Лето было красивым.
1. Задание по сказкам:
– Как называется сказка?
1. Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы! (Кот, петух и лиса. Петушок)
2. Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? (Морозко)
3. Не пей братец, козленочком станешь! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
4. Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молоко принесла. (Волк и семеро козлят)
5. Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! (Маша и медведь)
6. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось! (Курочка-Ряба)
(За выполненное задание дети получают в подарок от Бабы Яги листочки.)
Ведущий: Как нам использовать эти листочки? С какого они дерева?
– Может, нужно украсить ими нашу березку, чтобы вернуть красоту Лета?
(Дети прикрепляют листочки к веточкам березы на картине.)
Ведущий: А теперь давайте поиграем, чтобы повеселиться!
Мы веселые ребята
Соберемся мы в кружок.
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
Игра «Передай платочек»
(Дети встают в круг и под музыку передают платок друг другу. На ком музыка останавливается, тот выходит в круг и танцует.)
Ведущий: Мы играли и совсем забыли про задания Бабы Яги!
Отправляемся дальше. В подсказке говорится, что теперь нам нужно идти к деревьям с белым стволом. Что это за деревья? (Березы)
Ведущий: Поспешим к березкам! Какие они красивые!
А знаете ли вы, что Береза – это символ нашей страны, России.
Какие еще символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
– А задание от Бабы Яги здесь такое – музыкальное.
– Нужно превратиться в деревянных солдатиков, устроить марш, да еще такой, чтобы вы сами стали настоящим оркестром. Вот задание – так задание! – Какая музыка нам понадобится? (Марш)
– Что еще нужно? (Инструменты)
«Марш деревянных солдатиков + шумовой оркестр»
(Дети разбирают инструменты, строятся в шеренгу и по команде: «Солдатики, шагом марш» начинают под музыку шагать по кругу между березок, играя на шумовых инструментах.)
Ведущий: Вы такие молодцы! Отлично маршировали! За это вас ждет награда от Бабы Яги — она возвращает Запах Лета – цветы!
(Дети получают в руки разноцветные цветочки, оформляют цветочную поляну. Сначала на полянке выросли желтые цветы, потом белые, красные и голубые.)
Ведущий: Какая красивая полянка получилась! Просто загляденье!Лето на нашей картине все хорошеет, но чего-то все же не хватает… Нам пора отправляться дальше. И путь наш лежит к чему-то КРАСНОМУ!
(Дети находят дерево, перевитое КРАСНОЙ лентой с шариком и конверт с заданиями.)
Конверт № 3
Ведущий: Мы прибыли на место Загадочное. Здесь нужно отгадать летние загадки про что-то очень вкусное.
Загадки про ягоды
1. Спелая, сладкая,
Красная, ароматная:
В саду растет клубника,
А в лесу что? (Земляника)
2. Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай? – С… (Малиной)
3. Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины – … (Черника)
4. Ягода черная – да не черника,
Куст колючий – да не малина. (Ежевика)
(По мере отгадывания дети получают медальоны с изображением ягод на шею.)
Ведущий: Молодцы, все ягоды отгадали!
– Ягоды – это летние подарки, они вкусные и полезные.
– Давайте поиграем в игру!
Игра «Найди такую же ягодку»
(Дети под музыку ходят, танцуют, а по сигналу «Ягодки, соберитесь!» нужно подбежать к человеку с такой же ягодой. 3-4 раза.)
Ведущий: Отлично поиграли! А теперь давайте соберем все ягодки в лукошко и это летнее угощение отправим Умке.
(Сбор медальонов с ягодами в корзиночку.)
Ведущий: Мы уже собрали краски лета, вкус лета. Пора отправляться за звуками лета!
– Наш путь лежит туда, где есть что-то ЗЕЛЕНОЕ.
(Дети находят дерево, перевитое ЗЕЛЕНОЙ лентой с шариком и конверт с заданиями.)
Конверт № 4
Ведущий: Кто создает звуки лета? (Птицы и насекомые)
1. Узнайте, кто это!
(Демонстрация картинок с насекомыми (жук, божья коровка, бабочка, шмель, пчела) и птицами (соловей, кукушка, синица).)
2. Спойте песенку про насекомое, которое сидело в траве.
Песня «В траве сидел кузнечик»
– Давайте украсим нашу картину птицами и насекомыми!
Ведущий: А самое главное – летом много солнечного света! На нашей летней картине не хватает только Солнышка лучистого, но оно появится после того, как мы дружно встанем в хоровод.
(Под народную музыку – хоровод с родителями. В это время на картину выставляется изображение Солнца и лучики из детских ладошек, изготовленных заранее.)
Ведущий: Посмотрите, какое красивое получилось у нас Лето!
– Эту картину мы отправим Умке, чтобы он даже среди зимы мог увидеть Лето!
Ведущий: Вот и подошло к концу наше веселое и интересное путешествие.
– Давайте закончим его такими словами:
«Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, ЛЕТО!» (Все вместе.)
Ведущий: Нам удалось вернуть красоту Лета. За это вас ожидает награда. (Сундук с мыльными пузырями и воздушные шарики.)
– И к ней нас приведет Волшебный путеводный клубочек!
– До встречи! (Угощение)
Список литературы: