Рубрики
Дошкольное образование

Преемственность и интеграция в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ младшего и старшего дошкольного возраста

В концепции оптимизации российского образования отмечается, что воспитание, как приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности. Сегодня в условиях изменения социальной жизни, утраты нравственных критериев в воспитании ребенка важно опереться на нравственные основы жизни.

0

 

Мищенко Галина Владимировна,
педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа № 922»,
gami1960@mail.ru
 
Гуцал Ирина Юрьевна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа № 922»,
i-rina_gu@mail.ru
 
Уфимцева Юлия Олеговна,
учитель-логопед
ГБОУ г. Москвы «Школа № 922»,
juli_1898@mail.ru

В концепции оптимизации российского образования отмечается, что воспитание, как приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности. Сегодня в условиях изменения социальной жизни, утраты нравственных критериев в воспитании ребенка важно опереться на нравственные основы жизни.

Социально-нравственное воспитание – одна из актуальных и важнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Современному обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся авторитетом, умеющие работать в коллективе, успешно разрешать и предотвращать возникающие конфликты. Закладывать основу этих качеств можно и нужно уже в дошкольном возрасте. Группа сверстников для большинства детей является первой организованной малой группой. Именно в ней начинают складываться у ребенка его первые отношения и одновременно определяются первые представления о коллективе, поэтому важнейшей задачей является предупреждение и преодоление различного рода отклонений в поведении детей, развитие толерантности. В дошкольном учреждении ребенок впервые, что называется «всерьез и надолго», оказывается в обществе своих сверстников. Здесь существуют свои правила, запреты, формируются группы, проявляются лидерские качества. Дети с раннего возраста начинают проявлять интерес к своим сверстникам, появляется потребность в коммуникации. Уже в возрасте 2–3 лет (а именно в этом возрасте обычно ребенок начинает посещать детский сад) ребята способны устанавливать какие-либо взаимоотношения друг с другом. Взаимоотношения между детьми в младшем дошкольном возрасте уже носят избирательный характер, хотя объяснить, чем вызвана симпатия, еще, конечно, онине могут. «Друзья» в таком возрасте меняются очень часто, связи, как правило, краткосрочные, непрочные.

Начиная с возраста 4–5 лет, у детей начинают формироваться дружеские отношения. Обычно это проявляется в процессе игры, ведь именно игра является основной деятельностью ребенка. Посредством игры ребенок познает правила поведения, учится общаться и договариваться. Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок уже вполне может обосновать выбор своего друга или игры в детском коллективе, наоборот, объяснить свою неприязнь к кому-либо, дать характеристику: «Коля добрый, нежадный», «Соня вредная, дерется» и т.д. Себя же ребенок-дошкольник, как правило, оценивает положительно.

Чтобы каждый ребенок комфортно себя чувствовал в коллективе очень важно, чтобы в нем царила дружеская, позитивная атмосфера. В старших и подготовительных детсадовских группах дети уже точно знают, что хорошо, а что плохо, и как надо себя вести в той или иной ситуации. Но в детском коллективе часто реальные поступки детей расходятся с «теорией». Педагоги, психологи и, конечно, родители должны своевременно обращать на это внимание, задавать образец поведения, при котором вырабатывается уважительное и доброе отношение к другим и при этом ценностное отношение к себе.

В детском коллективе ребятам необходимо «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, попытаться найти способы и приемы их разрешения. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение сопереживать другому человеку, не бояться иметь свое собственное мнение.

В средней, старшей, подготовительной группах существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети занимают разное положение среди сверстников: одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. С одними хотят играть, других в игру не принимают. Проблемы коммуникативного характера могут быть выражены у детей в различной степени, но во всех случаях они приводят к общему изменению поведения ребенка, возникновению негативных черт во взаимодействии ребенка с миром взрослых и сверстников. Их отрицательное влияние на общее развитие ребенка оказывается более опасным, чем это кажется на первый взгляд. Когда ребенок не может занять в группе сверстников желаемого положения «на равных», он часто замыкается, начинает сторониться и избегать детского сообщества или наоборот начинает действовать агрессивно.Таким образом, формируются личностные особенности человека, его стремления к общению или отсутствия к нему.

Исходя из вышесказанного, мы, специалисты групп компенсирующей направленности, продумали комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей с ОВЗ, используя систему преемственности младшего и старшего дошкольного возраста. Нам показалось интересным апробировать эту систему внутри нашего дошкольного отделения.

Понятие преемственности

Мы в своей работе взяли за основу классические понятия преемственности и попробовали применить их в дошкольном образовании. При этом надо отметить, что классическая преемственность в дошкольном образовании является обязательным условием. Но в нашем случае мы попытались включить в этот процесс детей, которые находятся на разных ступенях развития, имеют разный возраст и уровень подготовки, разные сочетанные диагнозы. Исходя из этого, мы расширили трактовку преемственности.

1. Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий гармоничное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту, направленный на формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и приобретенные компетенции.

2. Преемственность возрастных групп детского сада предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Это предусматривает, с одной стороны, переход детей средней группыв старшую, а затем в подготовительную группу с таким уровнем развития, который отвечает требованиям дошкольного обучения, с другой – опору на знания, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их компетенцийдля дальнейшего всестороннего развития воспитанников.

3. Главной задачей обеспечения преемственности в работе возрастных групп дошкольного отделения в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только стремление к единству в содержании и методах коррекционно-развивающей работы, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития,опора на них.

4. Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность детства младших и старших дошкольников и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности развития.

Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса мы использовали не только преемственность в работе с дошкольниками разных возрастов, но и интеграцию. Мы разработали комплекс занятий, где старшие дети совместно с педагогами активно участвуют в формировании нравственных качеств у младших ребят, сами эмоционально совершенствуясь,получая необходимые социально-коммуникативные навыки и умения.

Интегрированная деятельность:

– развивает потенциал воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности;

– имеет нестандартную форму;

– создает возможность развития творчества педагога;

– дает возможность снизить психофизическую нагрузку на детей (использование здоровьесберегающих технологий).

Интегрированная деятельность – это деятельность, которая соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач. Оказалось, что такую деятельность можно направить и для проведения совместных занятий детей разных возрастных групп и получить возможность решать коррекционно-развивающие задачи, задачи по формированию нравственных представлений, воспитанию положительных личностных качеств, развитию эмоционального интеллекта.

Основное содержание интегрированной деятельности – воплощение в повседневную жизнь детейпутем взаимопроникновения всех видов деятельности, главная из которых игра. И, естественно, мы можем и должны адаптировать игры и упражнения при проведении НООД для младшего и старшего возраста воспитанников с ТНР. Задача педагогов – наполнить деятельность групп интересными делами, проблемами, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности. Мы постарались разработать комплекс занятий так, чтобы было интересно, познавательно и для младших дошкольников, и для старших дошкольников, сохранить личностную ориентированность развития.

Подготовка интегрированной НООД

– Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно для создания у ребенка целостного представления об объекте изучения.

– Проанализировать и отобрать из этих областей такие компетенции, интеграция которых наиболее важна для детей разных возрастов.

– Учесть программные требования, возрастные и индивидуальные особенности конкретных детей.

– Продумать развивающие и коррекционные задачи.

– Подобрать материалы и оборудование, которые соответствовали бы интересам обеих возрастных категорий детей.

Требования к структуре занятий:

– четкость, компактность материала;

– продуманность и логическая взаимосвязь материала;

– взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых образовательных областей на каждом этапе деятельности;

– большая информативная емкость материала;

– доступность, легкость восприятия изложения материала;

– соблюдения временных рамок различных видов деятельности.

Методы и приемы:

– сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

– проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;

– использование двигательной активности;

– задания по продуктивной творческой деятельности с различными материалами;

– разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря,способствующие формированию социально-коммуникативных компетенций, развития чувства языка.

Трудности проведения:

– сложность отбора материала;

– соотнесение временных рамок, исходя из режима жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении;

– различный уровень развития детей;

– проблема личной совместимости педагогов;

– определение общего подхода к оценке знаний и умений детей;

– согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Нравственное воспитание будет эффективным, если:

– усвоение опыта младших дошкольников организуется в рамках передачи опыта старших воспитанников при поддержки педагогов;

– его научно-методическое обеспечение представлено как система различных видов игр и игровых упражнений, направленных на формирование нравственных представлений через развитие высших психических функций, речи, коммуникативных навыков, социализации, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

Практическая значимость заключается в том, что это дает возможность разработать комплексный план взаимодействия педагогов, родителей и детей, позволяющий целенаправленно осуществлять преемственность между дошкольными группами разного возраста по формированию нравственных представлений у детей с ОВЗ через развитие социально-коммуникативных компетенций и активизацию познавательной деятельности.

Важную роль в нашей работе играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами разных групп дошкольного отделения. Исходя из этого, можно выделить два направления работы.

Направления работы:

– организационно-методическое обеспечение;

– работа с детьми.

Организационно-методическое обеспечение включает:

– совместные консультации по вопросам проведения НООД;

– взаимопосещения занятий;

– изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов работы в практике педагогов;

– подбор игр и упражнений, материалов и оборудования в рамках интегрированной НООД;

– ознакомление со специализированной литературой по данному вопросу;

– анализ проведенных НООД педагогами – участниками коррекционно-развивающих занятий с целью оптимизации своей деятельности.

Работа с детьми включает:

– организация и проведение совместных интегрированных занятий с детьми средней и подготовительной групп;

– совместная работа специалистов по мониторингу развития детей;

– совместное проведение праздников, спортивных мероприятий, досугов с привлечением родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты:

– создание и совершенствование благоприятных условий для обеспечения личностного развития ребенка;

– укрепление психического и физического здоровья;

– создание целостного восприятия картины окружающего мира;

– формирование социально-нравственных норм поведения, социализация;

– преодоления трудностей общения детей разного возраста;

– формирование коммуникативных компетенций;

– развитие толерантности;

– совершенствование форм организации коррекционно-развивающего процесса, методов обучения и воспитания;

– решение коррекционно-развивающих задач;

– обеспечению условий по формированию желания дошкольников учиться и развиваться.

Примером такой интеграции и преемственности может служить комплекс НООД «Воробьиные сказки», разработанный педагогами ДО. Размышляя над планированием образовательного процесса, мы постарались сохранить комплексно-тематический принцип. Была запланирована серия из 16 занятий (2 занятия в месяц). Наши «Воробьиные сказки» получили главного героя – Воробушка Тишку, беспокойного и любознательного. Дети охотно помогали ему. В названии занятия заключалась нравственная проблема, требующая решения и осмысления («Трусливая тропинка», «Грустная береза», «Веселый мяч»). При этом учитывалась лексическая тема, которая изучалась на тематической неделе. Авторский стихотворный материал, включенный в каждое занятие, вносил организующий и эмоциональный элемент.

Дети подготовительной и средней групп с ОВЗ объединялись для организованной образовательной деятельности. К каждому занятию была подготовлена презентация с заданиями. Использование ИКТ в этом проекте было признано необходимым при условии соблюдения ряда условий (временные рамки, диалогический характер общения, доступность материала). Формат «сказок» позволил значительно расширить и углубить тематику образовательной деятельности, взглянуть на знакомые вещи с неожиданной стороны, «прожить» данную тематическую ситуацию. Совместная работа оказалась познавательной, веселой и позитивной деятельностью. С помощью главного героя, Воробья Тишки, ребята старались понять, осознать те чувства, которые переживали «герои» сказок. Таким образом, они могли спроецировать их на свои личные переживания, принять  свои эмоции. В каждое занятие включалось задание по продуктивной творческой деятельности с различными материалами. Особое внимание уделялось чередованию «спокойных» заданий и заданий, требующих двигательной активности, заданий индивидуальных и требующих коллективных усилий, заданий – размышлений и соревнований. В результате были созданы условия для обретения детьми значимого для них опыта социального поведения. Здесь нашли место все направления социально-коммуникативного развития и развития речи:

– развитие общих речевых навыков;

– развитие мелкой и общей моторики;

– развитие коммуникативных компетенций;

– формирование фонематических процессов;

– развитие лексико-грамматических компетенций;

– подготовка к обучению грамоте;

– формирование представлений о социальном окружении, нормах и правилах поведения в обществе;

– развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения;

– развитие эмоционального интеллекта.

НООД «Злой лук»

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты».

Цели:

1. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления.

2. Развитие смысловых аналогий.

3. Расширение синонимического ряда слова «грустить».

4. Активизация словаря по теме «Овощи. Фрукты».

5. Ознакомление детей с эмоциональными состояниями человека: злость, обида, радость.

6. Формирование представлений о возможных причинах возникновения злости, обиды и радости, умения понимать и принимать свое состояние.

7. Развитие творческого воображения.

8. Развитие мелкой моторики рук.

9. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли.

10. Формирование навыков конструктивного взаимодействия друг с другом.

11. Создание позитивного эмоционального климата в группе.

Материалы:

– презентация «Воробьиные сказки: «Овощи, фрукты»;

– муляжи «Овощи», «Фрукты»;

– текст стихотворений «Воробей Тишка», «Все про лук» (автор – учитель-логопед И.Ю. Гуцал);

– разрезные картинки «Овощи», «Фрукты» (черно-белые);

– клей, салфетки;

– игрушка «Птичка», маленькие картинки с изображением птички на каждого ребенка;

– фрукты и овощи, одноразовые тарелки, темные очки;

– магнитофон, запись с музыкальными фрагментами.

Педагогическая ситуация:

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня встретились дети из двух групп: средней и подготовительной. Мы с вами совершим путешествие в сказку. Путешествие будет трудным, но интересным. Очень надеемся, что старшие ребята будут помогать и поддерживать младших. Послушайте историю:

ВОРОБЕЙ ТИШКА

В веселой и дружной семье воробьиной

Он маленький самый и самый любимый.

На маму похож, и на папу похож,

Но вот любопытней его не найдешь!

Во все дыры клюв сунуть свой он готов:

То рыбу он ловит, то дразнит котов…

Такой непоседа, такой озорник!

Весь день так и слышен его «Чик- чирик!»

Но вечером за день изрядно устав,

Везде побывав, все вокруг излетав,

В платке завернувшись уютно цветном,

Он слушает сказку в гнезде перед сном.

Логопед: Ребята, к нам в гости снова прилетел Воробей Тишка. Давайте посмотрим, где летал наш Воробей Тишка. Он все сфотографировал и приглашает вас к экрану.

(Дети смотрят презентацию и выполняют задания.)

Психолог: Много историй с ним приключилось, но чтобы он рассказал нам свою новую историю, вам нужно собрать картинки.

(Дети делятся на пары, где один ребенок из средней группы, а второй – из подготовительной. Затем собирают и склеивают разрезные картинки.)

Логопед: Осень называют кладовой. Скажите, почему ее так называют? (Дети отвечают; если не могут объяснить, то педагоги помогают.) А еще, какой осень бывает?

(Ответы детей: золотая, хмурая, дождливая, холодная и пр.)

Осень – грустное время года или веселое? Почему? Как по-другому можно сказать – «мне грустно»?

Психолог: В это время года мы собираем урожай. Предлагаем и вам собрать урожай. Разделимся на две команды.

(Проводится эстафета в смешанных парах «Овощи-фрукты».)

Логопед: Вы все правильно рассказали и сделали. Слушайте воробьиную историю: полетел Тишка по полям, по садам, по лугам. Интересно ему было, что на земле растет. Смотрит, а внизу что-то желтеет. Решил посмотреть: спустился, и вдруг глаза у него заслезились. Воробей понять не может, почему ему плакать хочется. И услышал Тишка голос: «Ну, что? Заплакал? Это я – лук. От меня все плачут». Удивился Воробей: «Лук, ты почему такой злой?». Задумался лук, пытался понять, кто его обидел, что он всех до слез доводит. Не знает!

Логопед: Ребята, как вы думаете: почему лук такой злой?

(Дети предлагают свои варианты ответов. Если у детей вопрос вызывает трудности, то педагоги подводят их к правильному ответу.)

Психолог: Правильно. Лук может быть таким злым, так как его многие дети не любят. Ребята, как вы думаете: лук нужно есть?

(Дети объясняют, почему полезно лук есть.)

Психолог: А еще лук злится, если за ним не ухаживают люди. Как нужно ухаживать за луком и другими овощами?

(Физкультминутка: дети средней группы жестами показывают, а дети подготовительной группы комментируют (рассказывают).)

Логопед: Ребята, злой лук станет добрее, так как вы будете помогать ухаживать за овощами на огороде своим родным. А еще Воробью интересно, как помочь луку стать добрым?

Логопед: Ребята, я знаю. Давайте попробуем узнать лук и другие овощи по вкусу. Готовы?

(Детям закрывают глаза и предлагают попробовать овощи, а они отгадывают, что это за овощ (огурец, морковь, лук, помидор, капуста, перец…).)

Психолог: Молодцы! Воробей Тишка не плачет от лука. Лук стал добрым. Его полюбили дети.

Логопед: Ребята, вы очень добрые и веселые. Воробью Тишке нравится к вам прилетать и рассказывать интересные истории.

Психолог: Нам пора прощаться с Воробьем Тишкой. Но мы еще с ним встретимся, и он расскажет нам еще много разных историй.

Логопед: Тишка теперь знает, что лук очень полезен для здоровья. Он придумал новую песенку:

Пусть лучок чуть-чуть горчит –

Это нас не огорчит.

Овощ, всех других полезней,

Помогает от болезней.

Свежий, сочный, добрый лук

Всем на свете лучший друг!

Логопед: На память наш друг, Воробей, оставил вам свой портрет (детям раздаются небольшие картинки с изображением птички). Малыши вечером раскрасят собранные картинки с овощами и фруктами и сделают выставку.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.