Рубрики
Воспитательная работа

Волонтерская деятельность как одна из важнейших составляющих основ духовно-нравственного воспитания обучающихся ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность для нашего общества – это не развал экономики и даже не смена политической системы, а то, что, к сожалению, ныне материальные ценности доминируют над духовными, что приводит к частичной или полной деградации личности. У молодых людей искажается представление о доброте, великодушии, справедливости, гражданской позиции и патриотизме. За счет снижения истинных духовных и национальных ценностей, характерных для российского менталитета, широкий размах приобрела ориентация молодежи на западную культуру.

0
Шаршакова Анна Николаевна,
преподаватель иностранного языка
ГБПОУ г. Москвы «Колледж малого бизнеса № 4»,
ind8@ya.ru

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность для нашего общества – это не развал экономики и даже не смена политической системы, а то, что, к сожалению, ныне материальные ценности доминируют над духовными, что приводит к частичной или полной деградации личности. У молодых людей искажается представление о доброте, великодушии, справедливости, гражданской позиции и патриотизме. За счет снижения истинных духовных и национальных ценностей, характерных для российского менталитета, широкий размах приобрела ориентация молодежи на западную культуру.

Воспитание и развитие у обучающихся нравственности и высокой культуры, на наш взгляд, является самой важной задачей в процессе становления личности. Но образование, к сожалению, само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как это качество личности, которое определяется в повседневном поведении человека, в его отношении к другим людям на основе доброжелательности и уважения к каждому человеку.

Вполне очевидно, что социальная работа с обучающимися должна строиться на стимулировании активности самих молодых людей в ходе создания соответствующих условий для самостоятельного решения определенных задач и проблем. Такого рода работу, нацеленную на включение молодежи в социально-активную деятельность, в настоящее время осуществляют добровольческие общественные организации. Следовательно, волонтерскую деятельность можно рассматривать как мощное новаторское средство, способствующее профессиональной социализации обучающихся и обладающее безграничным воспитательным потенциалом.

Волонтерство позволяет создать условия для формирования у обучающихся нравственных качеств, которые признаются значимыми в социуме. В своей деятельности волонтеры в первую очередь выходят на такую духовно-нравственную ценность, как «милосердие». Значение слова «милосердие» в словаре С.И. Ожегова трактуется как готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. В христианстве милосердие – это одна из важнейших добродетелей. Начинать воспитание подрастающего поколения в современной России необходимо именно с этой ценности. На наш взгляд, милосердие является источником нравственности как таковой. Если подросток чувствует в себе бескорыстное желание помогать, то сформировать в нем социальную солидарность, гражданственность и другие базовые национальные ценности будет не такой уж непосильной задачей. Современную молодежь очень легко увлечь и заинтересовать, они с радостью включаются в общественные дела, а в ожидании поощрения и стимулирования их интересов, и вовсе, они готовы свернуть горы.

Духовно-нравственная составляющая личности обучающегося является главным аспектом ее социализации в условиях стремительного развития общества, фактом постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. А цели воспитания, прежде всего, неразрывно связаны с адаптацией молодых людей к современному миру. И одним из важнейших направлений, помогающих это реализовать, является волонтерская деятельность, которая, несомненно, формирует культурно-нравственный облик подрастающего поколения.

Цель методической разработки:

– развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся путем внедрения и развития волонтерской деятельности в образовательном процессе.

Задачи:

– изучить понятие и сущность волонтёрского движения;

–  охарактеризовать основные направления волонтерской деятельности, способствующие развитию духовно-нравственного воспитания;

–  обобщить полученный опыт от интеграции волонтерства в ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4».

Основные направления волонтерства и их реализация в рамках образовательной организации

Позитивные изменения последних лет в области социальной политики в России, а также достижение стабильности в других сферах жизни в какой-то степени способствуют улучшению нравственного и духовного состояния населения. Как следствие, указанные социальные перемены в значительной степени отразились и на мотивации добровольчества.

Идея волонтерского движения впервые зародилась во Франции в 1920 году. Позже эта идея распространилась и по всей Европе. А в последующие годы волонтёрство успело набрать огромную популярность во всем мире как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. В России история волонтёрского движения изначально связана с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих общественных объединений – земств (учителя и врачи), которые много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское, можно сказать волонтёрское, движение – сестры милосердия, которые во времена войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.

В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в целях получения материального поощрения или карьерного роста, а в удовлетворении духовных, моральных и социальных потребностей. Можно сделать вывод, что волонтерство – это неоплачиваемая, добровольная и сознательная деятельность, нацеленная не только на самореализацию и самосовершенствование, но и на благо других. Любой, кто стремится бескорыстно внести свой вклад в реализацию социально-значимых проектов, может назвать себя настоящим волонтером.

Волонтерами могут стать люди с разными интересами и достоинствами, но существует несколько основных качеств, без которых нельзя обойтись. Доброта, справедливость, толерантность, бескорыстие и честность, ответственность и коммуникабельность – самые значимые качества добровольцев, и именно они являются своеобразным связующим звеном между добровольческой деятельностью и обществом. Именно такие нравственные качества добровольца позволяют располагать к себе разных людей, вызывают доверие, желание сотрудничать и помогать, но в то же время не позволяют собой манипулировать, подавлять себя как личность.

Традиционно основными мотивами для участия в добровольческой деятельности принято считать следующее: желание помогать другим людям; способ личностного роста и самореализации, максимальное раскрытие своих возможностей; способ приобрести единомышленников и интересно провести досуг; желание участвовать в деятельности, приносящей радость и удовлетворение необходимых социальных потребностей; творческая реализация; развитие социальных навыков. Для большинства молодых людей волонтерство является неким помощником, который дает им возможность научиться чему-то новому и расширить свой круг интересов; помогает адаптироваться на новом месте жительства (если того требуют обстоятельства); позволяет понять трудности других людей, улучшая качество жизни других и себя самого.

Нравственное воспитание молодежи является актуальной проблемой каждого цивилизованного общества, а в современном российском обществе оно приобретает особое значение.

Тревогу вызывает духовно-нравственное состояние молодого поколения. Его главный симптом – кризис личностной, духовной и социальной идентичности, ведущий к утрате смысла жизни, девальвации ценности труда как способа самореализации личности и условий процветания общества.

Основная задача программ молодежного добровольчества – содействие реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики по созданию условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей.

В более широком смысле данный подход базируется на вовлечении подростков в добровольческую социальную активность образовательных учреждений и в социуме путем включения программ молодежного добровольчества в практику внеклассной работы образовательных учреждений и в процесс преподавания.

В преподавательской практике добровольчество можно расценивать как образовательный процесс, направленный на приобретение жизненных умений, влияющих на личностный рост и индивидуальное развитие обучающегося, активизирующих межличностное общение и взаимодействие с обществом.

В настоящее время существует целый ряд педагогических функций волонтерской деятельности, которые так же отражают и ее педагогический потенциал: это и функция социальной компетентности (развитие культуры поведения в обществе); личностно-развивающая функция (реализация уникальных способностей); профессионально-трудовая функция (приобщение к самостоятельной трудовой деятельности, приобретение первичных навыков); функция гражданского воспитания (выражение гражданской позиции, реализация собственных гражданских обязанностей и прав) и так далее. Но более подробно хотелось бы остановиться на определении духовно-нравственной функции. Данная функция отражает жизнеутверждающие позиции волонтёрской деятельности, которые направлены на утверждение добра, доверия и справедливости. Главный закон добровольчества – это жизнь ради общего блага, ради помощи другим людям и ради самой жизни во всех ее формах и проявлениях.

На сегодняшний день волонтёрская деятельность держится на молодых, перспективных и инициативных людях, в сознании которых появляются мысли о поддержке и помощи нуждающимся. Стоит отметить, что волонтёры играют колоссальную роль в жизни общества. В мире существует множество проблем, которые не смогли бы разрешиться без помощи добровольцев.

Вовлечение в волонтерскую деятельность московской молодежи в образовательных организациях является важной составляющей воспитательной работы. Таким образом, в ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4» с давних времён существует замечательная традиция – оказание помощи ветеранам педагогического труда и ветеранам Великой Отечественной войны в такие праздники, как 9 мая, День Учителя и другие. Однако со временем эти благотворительные акции и безвозмездная помощь социально незащищенному обществу переросли в целое волонтёрское движение. На сегодняшний день в колледже организована волонтёрская группа, в которой состоит более 50 добровольцев, принимающих участие в различных волонтерских проектах и готовых помочь в трудную минуту (Приложение 1).

Волонтерская деятельность обучающихся колледжа направлена на:

– медиаволонтерство;

– событийное волонтерство;

– спортивное волонтерство;

– православное волонтерство;

– патриотическое направление волонтерства;

– социальное волонтерство;

– экологическое волонтерство;

– образовательное волонтерство.

А теперь более подробно рассмотрим каждое направление деятельности волонтеров:

1. Медиаволонтерство

Волонтёры данного направления занимаются фото- и видеосъемкой на разных мероприятиях. Также не стоит забывать о написании пресс- и пост-релизов. На мой взгляд, данная сфера деятельности больше подойдёт коммуникабельным и энергичным людям, так как написание постов для блогов или социальных сетей также входит в прямые обязанности медиаволонтера.

На базе образовательного учреждения во внеурочное время в рамках профессиональной подготовки проводятся мастер-классы, тренинги и курсы по дизайну и фотографии. Обучающиеся с удовольствием принимают участие в работе секций, поэтому многие из них стремятся участвовать в волонтёрских проектах именно на позиции медиаволонтёров, так как каждому в своей жизни хоть раз хотелось бы попробовать себя в роли SMM-специалиста.

Помимо городских и окружных мероприятий, наши волонтеры активно участвуют и в проведении видео- и фотосъемок концертов и дней открытых дверей в колледже. После каждого проведенного мероприятия, будь то выездное или на базе образовательной организации, ответственные за организацию волонтеры пишут информационные посты, предоставляют фотографии и видеорепортажи, которые выкладываются в новостную ленту на официальном сайте колледжа.

2. Событийное волонтерство

Без участия волонтеров в этом направлении многие городские и всероссийские мероприятия не были бы организованы на должном уровне. Волонтеры принимают участие и в международных форумах и фестивалях, в чемпионатах, в различных концертах и мастер-классах.

Так, обучающиеся нашего колледжа приняли активное участие в проведении такого серьезного мероприятия, как Национальный чемпионат профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс», проходившем на ВДНХ в городе Москве. Многочасовая работа не показалась им изнурительной только потому, что они ощущали свою востребованность и сопричастность к столь грандиозному событию.

Еще одним не менее важным событием в жизни волонтеров была помощь в организации Ярмарки вакансий для людей с ограниченными возможностями в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Обучающиеся работали гидами-волонтерами, в их обязанности входило создание максимально комфортных условий для посетителей и минимизация барьеров в общении с работодателями.

3. Спортивное волонтерство

На сегодняшний день ни одно крупное спортивное мероприятие не обходится без помощи волонтеров. В зависимости от масштаба соревнования количество волонтеров может достигать даже десятка тысяч человек.

Деятельность волонтерских групп помогает решению множества организационных вопросов в проведении мероприятия. Спортивные волонтеры способствуют созданию доброжелательной атмосферы и имиджа события, а также поднимают настроение участникам и зрителям, создавая ощущение настоящего праздника.

Участие в крупных спортивных мероприятиях – это опыт работы на масштабном международном проекте, знакомство со спортивной элитой, возможность найти новых друзей по всей планете, выучить иностранный язык и приобрети полезные для дальнейшей жизни профессиональные навыки. Естественно, что все эти возможности позволяют волонтеру выразить своё внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях.

Волонтерские центры, специально созданные для крупнейших спортивных мероприятий страны (Олимпийские и Паралимпийские Игры Сочи 2014, FORMULA 1 Гран-при России, Кубок Конфедераций 2017), по-особенному проводят отбор добровольцев. Каждому желающему оказать помощь в проведении мероприятия международного или национального типа предстоит пройти жесткий конкурсный отбор, который, как правило, занимает достаточно много времени и состоит из нескольких этапов. Но стать волонтером такого рода мероприятий очень почетно и необычайно интересно.

Одним из обязательных требований для волонтеров мировых соревнований является возраст – от 18 лет. Следовательно, мало желающих из числа обучающихся нашего колледжа имеют возможность принять участие в волонтерских проектах именно по этому направлению.

Однако волонтерская деятельность имеет популярность не только среди молодежи. Два преподавателя уже приняли активное участие в организации и проведении Паралимпийских Игр в Сочи в 2014 году и FORMULA 1 Гран-при России 2016. Но не стоит останавливаться на достигнутом, ведь впереди еще Кубок Конфедераций 2017, FORMULA 1 Гран-при России 2017, Чемпионат мира по футболу 2018 и многие другие увлекательные проекты.

4. Православное волонтерство

С начала 1990-х годов и по настоящее время при приходах, монастырях и епархиальных управлениях Русской Православной Церкви создаются молодёжные добровольческие организации, осуществляющие волонтёрскую деятельность.

Стоит отметить, что добровольческая работа на приходе направлена не только на помощь Церкви, но и на духовный рост самих волонтеров. В деятельность же волонтеров обязательно должна входить и «православная составляющая», то есть, помимо выполнения обычных общественных работ, для них проводится проповедь православного вероучения. Это один из важнейших факторов православного волонтерства.

Волонтеры часто участвуют в безвозмездной помощи любым церковным учреждениям и на разных уровнях: начиная от реставрации храмов и заканчивая выступлением в православных интернатах или церковно-приходских школах. Так и наши добровольцы не остаются в стороне, а, наоборот, с большим желанием и интересом принимают участие в волонтерской работе, направленной на поддержание Русской Православной Церкви. Ведь именно на приходе волонтёры могут оценить свою работу не как полезную для общества, а как христианский подвиг или долг перед самим собой.

Важным аспектом мотивации волонтёра служит осознание того, что оказание волонтерской помощи ближнему своему является важнейшей христианской добродетелью.

Из уст наших обучающихся-добровольцев часто можно слышать, что после работы в церковном учреждении они испытывают духовное обогащение и некоторое облегчение. Эти чувства и можно приравнять к духовно-нравственному воспитанию волонтера.

5. Патриотическое направление волонтерства

Волонтеры Победы – это Всероссийское Общественное Движение. Основной целью патриотического направления является популяризация отечественной истории и сохранение исторической памяти.

Сегодня, на наш взгляд, при падении нравственных начал и отсутствии примеров все более очевидной становится необходимость о возрождении именно патриотического волонтёрского движения как духовно-нравственного ориентира, направленного на воспитание патриотических чувств у каждого обучающегося.

Обучающиеся колледжа с особым интересом принимают участие в патриотических мероприятиях. Так, в преддверии 9 мая, волонтёры вместе с сотрудниками ЛОВД Москва-Павелецкая проводят ежегодные акции «Георгиевская лента» —  раздают ленточки на площади у Павелецкого вокзала.

Историческая память — это то, без чего не может быть человека нравственного, что делает человека гражданином. Все мы знаем, что существуют такие события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретает особую значимость, становится бессмертным. Одно из таких событий – 9 мая. Наши Волонтёры Победы становятся частью такого масштабного события, как «Бессмертный полк», который посвящен празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Помимо таких серьезных мероприятий, обучающиеся принимают участие во Всероссийских исторических квестах («Битва за Севастополь»), приуроченных к разным историческим датам, всевозможных флэшмобах. Кроме помощи в организации таких событий волонтёры узнают для себя много нового, да и сами становятся частью истории своей страны и уже абсолютно по-другому смотрят на подвиги великих людей России. Так, наша обучающаяся еще в 2012 году стала волонтером года и получила диплом победителя в патриотической акции «Я – ГражДАнин» в номинации «Добрые дела».

Про Волонтеров Победы Колледжа малого бизнеса № 4 можно сказать: «Они гордятся прошлым, по-настоящему ценят настоящее и с уверенностью смотрят в будущее».

6. Социальное волонтерство

Социальное волонтерство – это наиболее популярное направление волонтерской деятельности; это помощь пожилым людям и ветеранам, помощь детям, нуждающимся в особом внимании государства, людям с ограниченными возможностями, то есть иными словами, это работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищенными. Социальное волонтерство – это исторически сложившееся направление. В наше время существует множество благотворительных фондов и организаций, которые занимаются именно социальным волонтерством.

Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтером, первое, о чем он думает, – это, как правило, социальный аспект. В процессе добровольческой деятельности между людьми устанавливаются коммуникативные неформальные, а порой даже и дружеские отношения и приобретается опыт гуманного социального взаимодействия. Именно социально-направленная волонтерская деятельность учит обучающихся создавать атмосферу доверия, проявлять такие социальные чувства, как уважение, отзывчивость, благожелательность и другие, направленные непосредственно на развитие духовно-нравственного воспитания.

Исходя из этого, волонтеры-обучающиеся никогда не отказываются от участия в таких акциях, как «Чистые окна» и «Каждому ветерану – наше доброе сердце и руки», где добровольцы помогают ветеранам по хозяйству. Общаясь с ветеранами Великой Отечественной войны, волонтеры имеют возможность узнать из первых уст о событиях, которые происходили в прошлом. Это ведь так интересно и познавательно!

В духовно-нравственном воспитании играет большую роль такой городской фестиваль, как «Центр ДоброТы» и благотворительная акция «Новогодние подарки – детскому дому», в которых волонтёры колледжа ежегодно принимают активное участие, собирая необходимые вещи для детей, которые действительно в этом нуждаются. Не менее важна и акция «Письмо и посылка солдату». Все волонтеры пишут открытки с поздравления и собирают посылки своим одногруппниками, которые служат в рядах Российской армии.

7. Экологическое волонтерство

Экологическое воспитание человека непосредственно связано с нравственным. Ведь нравственность – это духовные и душевные качества человека, основанные обычно на чести, доброте и справедливости, которые проявляются не только в отношении к людям, но и к животным, и к самой природе.

Посадка деревьев, уборка мусора, охрана водоемов – все это простые, но крайне необходимые действия, без которых наш мегаполис начнет задыхаться уже через несколько месяцев. Все чаще организуются субботники, дни чистоты, когда добровольцы выходят на уборку парков и прилегающих к дому территорий. Надо отдать должное нашим волонтёрам, которые ежегодно принимают участие в таких экологических акциях и мероприятиях, как, например, «Субботники» и «Миллион деревьев».

Однако экологическое волонтерство этим не ограничивается. Существуют различные проекты, нацеленные на раздельную утилизацию мусора или сбор макулатуры.

В прошлом году волонтеры нашего колледжа впервые участвовали в природоохранной акции «Батарейки, сдавайтесь!» и собрали более 3-х килограммов батареек и аккумуляторов.

Участие в экологическом волонтерстве играет огромную воспитательную роль для подрастающего поколения. Именно наедине с природой проверяются на прочность основные качества человека. Ведь именно совместная добровольческая работа позволяет окончательно сформировать такие качества, как дружба, взаимопонимание, уважение и другие.

8. Образовательное волонтерство

Образовательное волонтерство является своеобразной школой духовно-нравственного воспитания. В дни открытых дверей, в дни студенческого самоуправления, на мастер-классах каждому волонтеру предоставляется возможность попробовать свои силы в роли педагога. Ведь все мы помним слова В.А. Сухомлинского, что «самый лучший учитель для ребенка – тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике единомышленника. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

Ни для кого не секрет, что многие молодые люди тщательно подходят к выбору своей будущей профессии. Однако в настоящее время система подготовки специалистов среднего звена и рабочих кадров претерпевает значительные изменения в своей структуре. Стратегия усовершенствования Федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования путем внедрения стандартов WorldSkills уже дает положительные результаты.

Основной миссией WorldSkills является повышение престижа высококвалифицированных кадров путем организации чемпионатов профессионального мастерства для трансляции полученного практического опыта и демонстрации индивидуальных технических способностей обучающегося. Именно победители такого рода конкурсов и становятся нашими образовательными волонтерами.

Помимо проведения мастер-классов для абитуриентов в дни открытых дверей и организации выездных тренингов и квестов в других образовательных организациях, наши волонтеры проводят занятия в кружке, который называется «От Чемпиона».

Интеграция в образовательный процесс волонтерской деятельности, способствующей духовно-нравственному развитию обучающихся, как показывает наш опыт, дает только положительные результаты. На базе ГБПОУ «Колледж малого бизнеса № 4» в середине января было проведено социологическое исследование среди обучающихся первого и второго курсов, вне зависимости от того, принимали ли они уже участие в волонтерской деятельности или нет. Методом сбора данных был выбран анонимный опрос в виде анкеты (Приложение 2). При анализе ответов на вопрос «Какие направления волонтерства Вам наиболее интересны?» выяснилось, что всем обучающимся нравятся разнообразные формы волонтерства, однако большинство из них (от 67 % до 80 %) отдают предпочтение следующим направлениям: социальное, спортивное и событийное волонтерство.

Также каждый обучающийся (100 %) уверен, что в первую очередь помощь нужно оказывать тем, кто действительно в ней нуждается, а именно: пожилым людям и детям, оставшимся без попечения родителей. 70 % опрошенных уверяют, что они знают, что такое волонтерская деятельность, и что они не раз уже становились добровольцами и принимали участие в волонтерских акциях, однако только 52 % респондентов хотят вступить в ряды волонтерской группы. Такие небольшие проценты «новичков», готовых стать добровольцами, можно охарактеризовать лишь дополнительной занятостью обучающихся в секциях и кружках колледжа. Как мы можем видеть, данное исследование все-таки показывает, что большинство обучающихся проявляют заинтересованность в оказании безвозмездной помощи, ради развития духовно-нравственных ценностей (Приложение 3).

Эффективным средством в процессе воспитания нравственных качеств студенческой молодежи, по нашему мнению, является добровольческая деятельность. Здесь важную роль играет не только социум или семья, но и образовательная организация. Следовательно, одна из приоритетных задач колледжа – это способствовать раскрытию духовного потенциала обучающегося, который должен быть направлен на формирование таких нравственных качеств, как доброта, бескорыстие, милосердие, совесть и достоинство.

Как мы уже убедились, процесс воспитания нравственных качеств молодежи посредством добровольческой деятельности заключается в совокупности целенаправленных и планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение молодого человека через включение его в культурно-ценностные и социально-значимые формы деятельности.

В заключение хотелось бы еще раз сказать, что интеграция волонтерской деятельности в образовательный процесс повышает духовно-нравственную культуру, расширяет кругозор и воспитывает у каждого обучающегося позитивное и заинтересованное восприятие проблем современного человечества. Участие обучающихся во всех направлениях волонтёрского движения, будь то спортивное, социальное, патриотическое или православное волонтёрство, способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности. У каждого подростка в возрасте от 15 до 19 лет должно сформироваться четкое понимание того, что Волонтёрство – это институт воспитания Духовности, Честности, Дружбы и Нравственности!

Приложение к статье доступно по ссылке.

Список литературы:

1. Википедия свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Волонтёр (дата обращения: 19.09.2017).
2. Григорьев И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009.
3. Дубченко Е., Кочинева А. Системное развитие добровольчества в России: лучшие практики // Сборник материалов. М., 2010.
4. Козодаева Л.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи. – Вестник ТГУ, выпуск 11(91), 2010.
5. Открытый урок «Первое сентября». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 19.09.2017).
6. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение – ННОУ ВПО «Московский гуманитарный университет». 2011. № 2.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0