Рубрики
Химия

Методические рекомендации по проведению урока химии для 9-го класса по теме: «Основные способы получения металлов»

Урок по теме «Основные способы получения металлов» проводится в разделе «Металлы» курса химии 9-го класса. Такой раздел есть в любой программе для 9-го класса. Поэтому это может быть полезно для всех. Изучение данного материала позволяет развивать предметные умения по составлению уравнений химических реакций, проведению необходимых вычислений, установлению причинно-следственных связей между строением атомов и нахождению металлов в природе, возможностью получения металлов из их природных соединений.

0
Попова Наталия Семеновна,
учитель химии
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1370»,
marinkakuz@mail.ru

Урок по теме «Основные способы получения металлов» проводится в разделе «Металлы» курса химии 9-го класса. Такой раздел есть в любой программе для 9-го класса. Поэтому это может быть полезно для всех. Изучение данного материала позволяет развивать предметные умения по составлению уравнений химических реакций, проведению необходимых вычислений, установлению причинно-следственных связей между строением атомов и нахождению металлов в природе, возможностью получения металлов из их природных соединений.

Использование межпредметных связей химии и географии, химии и математики при изучении данной темы позволяет также развивать метапредметные умения:

– работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, географические атласы, коллекции, средства ИКТ);

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

– представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, заключений;

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– распределять обязанности в группе, выполнять свой объём работы и представлять общий результат работы вей группы.

На уроке присутствует игровой момент, поскольку каждый член группы выполняет обязанности эксперта по своему направлению. И это всегда вызывает большой интерес у учеников.

Урок по теме «Основные способы получения металлов» проводился в 9-х классах на протяжении двух лет. Опыт проведения в обоих случаях оказался удачным. Большой интерес у обучающихся вызвали необычные формы работы, роли экспертов в различных областях, работа с различными пособиями. Поскольку мотивация учащихся была высокой, то и результаты работы получились очень хорошими.

Методическая разработка урока химии в 9-м классе «Основные способы получения металлов»

Цель урока: изучить основные способы получения металлов.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Технологии: проектная.

Оборудование: атласы по географии 9-го класса, коллекции «Минералы и горные породы», «Чугун и сталь», «Алюминий», задания для групп, справочная литература.

Ход урока

I. Вводная часть

1) Проверка домашнего задания – 10 минут.

Беседа по основным вопросам темы «Металлы»:

– характеристика металлов-элементов,

– характеристика металлов-простых веществ:

• металлическая связь;

• физические свойства;

• химические свойства;

• нахождение металлов в природе.

2) Актуализация знаний – 2–3 минуты.

Беседа по вопросам:

а) Какие еще вопросы необходимо рассмотреть для составления общей характеристики класса «Металлы»?

Ответ: способы получения металлов.

б) Какие интересные моменты могут возникнуть при изучении данного вопроса?

Возможные ответы: – Какие месторождения существуют?

– Какие руды богаче металлом?

– Какие способы получения можно использовать для конкретных металлов?

– Какие предприятия существуют?

– Применение металлов.

– Сплавы металлов.

II. Основная часть

1) Выявление проблемы, целеполагание, определение задач – 5 минут.

Проблема: как наиболее эффективно развивать металлургическое производство?

Цель: провести возможную экспертизу рудных месторождений и предложить рекомендации по эффективному развитию металлургического производства.

Задачи для групп – обсуждение плана работы:

1. Найти основные месторождения для данного металла.

2. Определить состав руд, выявить наиболее богатую металлом руду.

3. Охарактеризовать физические свойства разных металлических руд.

4. Подобрать способы получения металла из руды.

5. Предложить области применения металлов и сплавов.

6. Составить рекомендации по эффективному развитию металлургического предприятия для заданного металла.

2) Работа в группах по составленному плану – 30 минут.

1 группа – железо,

2 группа – алюминий,

3 группа – кальций, магний, барий,

4 группа – калий, натрий,

5 группа – марганец, хром, молибден,

6 группа – медь, свинец, цинк.

Поиск и анализ информации, обсуждение, работа с коллекциями, атласами по географии, оформление рабочих листов, составление рекомендаций.

В составе группы желательно 6 человек. Количество групп можно сократить, иначе увеличится нагрузка на каждого человека.

3) Отчеты групп.

Отчеты групп проводятся на следующем уроке.

Группы представляют оформленные рабочие листы, возможно представление результатов в виде электронной презентации. Если обучающиеся хорошо развиты творческие способности, то можно представить свое собственное предприятие.

Содержание рабочих листов.

Задания для групп:

Рабочий лист № 1 «Основные месторождения»

Рабочий лист № 2 «Состав металлических руд»

Рабочий лист № 3 «Физические свойства металлических руд»

Рабочий лист № 4 «Основные способы получения металла»

Рабочий лист № 5 «Возможные области применения металла и сплавов»

Рабочий лист № 6 «Экспертное заключение и рекомендации по эффективному развитию металлургического предприятия»

Рабочие листы – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Белоцветов А.В., Бесков С.Д., Ключников Н.Г. Химическая технология. М.: Просвещение, 1976.
2. Гаршин А.П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах. СПб.: Издательство «Лань», 2000.
3. Интернет.
4. Учебники по химии для 9-го класса.

Список литературы к статье:

1. Белоцветов А.В., Бесков С.Д., Ключников Н.Г. Химическая технология. М.: Просвещение, 1976.
2. Габриелян О.С. Химия – 9 класс. М.: Дрофа, 2001.
3. Гаршин А.П. Неорганическая химия в схемах, рисунках, таблицах, формулах. СПб.: Лань, 2000.
4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия – 9 класс. М.: Просвещение, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0