Рубрики
Воспитательная работа

Как тематический урок патриотической направленности перерос в проект?

В данной статье я хотела бы рассказать о том, как порой темы, начатые на уроке, «перерастают» в проектно-исследовательские работы. Так, например, в нашем классе тематический урок «Героическая дивизия» послужил основой для возникновения долгосрочного коллективного проекта «Битва под Москвой». Постараюсь описать основные этапы работы над ним.

0
Дубинская Галина Федоровна,
учитель начальных классов
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1925»,
galina-dubinskaja0@rambler.ru

В данной статье я хотела бы рассказать о том, как порой темы, начатые на уроке, «перерастают» в проектно-исследовательские работы. Так, например, в нашем классе тематический урок «Героическая дивизия» послужил основой для возникновения долгосрочного коллективного проекта «Битва под Москвой». Постараюсь описать основные этапы работы над ним.

Традиционно первого сентября отмечается праздник – День знаний. Как правило, он посвящается историческим датам, событиям, о которых люди хранят свою память. В 2016 году во многих школах России прошел урок «Битва под Москвой». В нашей школе для его проведения были использованы репродукции картин, посвященные Битве за Москву, аудиозаписи песен, героизирующих защитников города, фильм «Великая битва под Москвой». Важным атрибутом, призванным определить настроение урока, явилась горящая свеча.

При подготовке и проведении урока были использованы «Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) “Героическая дивизия”», посвященные 75-летию Битвы под Москвой, которые разработали специалисты Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

В ходе занятия мои первоклассники были вовлечены в активное освоение героических страниц истории Москвы 1941 года. Этот процесс вызвал неподдельную заинтересованность. И немудрено: ведь о некоторых фактах они услышали впервые, да и сами события тех лет предстали для многих в новом ракурсе.

Как и следовало ожидать, некоторые дети решили продолжить изучение темы и обратились за помощью к своим родителям. Разумеется, ребята попросили консультации и у учителя.

И вот, сформировался «коллектив», состоящий из учащихся, их родителей и учителя. Участие родителей в работе явилось одним из главных условий. Ведь этот проект стал первой исследовательской и творческой деятельностью детей в школе, и заручиться поддержкой родителей для дальнейшего сотрудничества было бы весьма разумно.

Коллегиально мы составили план работы над предстоящим проектом.

Этапы работы над проектом:

– изучение теоретического материала;

– постановка целей и задач исследования;

– сбор материала;

– обработка собранного материала;

– представление исследовательской работы.

Изучение теоретического материала

В нашей гимназии есть музей, экспозиция которого посвящена событиям Великой Отечественной войны.

Фотография 1. Лекция в школьном музее

Побывав в этом музее, мы с родительским комитетом наметили основные цели и задачи предстоящего исследования, которыми (в представлении взрослых) явились:

– привитие учащимся чувств патриотизма и личной гражданской ответственности перед страной, основанное на славных примерах подвигов бойцов 316-й дивизии И.В. Панфилова в ходе Битвы под Москвой;

– развитие умения критически анализировать информацию, полученную из различных источников, расставлять приоритеты, «отделять зерна от плевел»;

– формирование личностного отношения к историческим событиям, действиям их участников, к проявлениям героизма и самопожертвования во имя Родины, культивирование гуманистических качеств личности;

– обучение применению полученных знаний для осмысления исторических событий;

– закладывание основ умения аргументировано излагать свою точку зрения, терпимого отношения к альтернативному мнению оппонента.

Кроме того, работа безусловно должна быть интересна для ребят, она ни в коем случае не может предстать «дежурным мероприятием». Ведь одна из ее задач – пробудить интерес к творческой деятельности.

Для решения поставленных задач надлежало:

– посетить Центральный музей Великой Отечественной войны;

– изготовить презентацию, фотоброшюру и макет-панораму «Битва под Москвой»;

– принять участие в уроке «Мужества, Доблести и Славы» в дошкольном отделении ГБОУ ЦО № 1925 г. Москвы (это мероприятие состоялось в декабре 2016 года).

Сбор материала

Для сбора материала посетили Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Экскурсанты приняли участие в тематической игре, проводимой сотрудниками Музея. В конце экскурсии мы получили грамоты.

Фотография 2. Лекция в Музее на Поклонной горе

Фотография 3. Экскурсанты рассматривают экспонаты, представленные в Музее на Поклонной горе

Кроме того, уже в школе обучающиеся просмотрели фильм о событиях, которым посвящен проект, прослушали выступления старшеклассников.

В ознаменование семьдесят пятой годовщины Битвы под Москвой у школы была заложена Аллея Славы. Как во «Вдовьем Парке» у подножья Мамаева Кургана в Волгограде, закладка которого была посвящена двадцатой годовщине битвы под Сталинградом, здесь каждый посадил свое деревце в память о родственнике, не вернувшемся с той войны. У каждого установили памятную табличку. Посильное участие в этой работе приняли и ученики нашего класса. Демонстрация связи поколений была одной из задач проекта.

Фотография 4. Закладка Аллеи Славы

Обработка собранного материала

Вместе с родителями мы сделали фотокнигу и макет, являющийся иллюстрацией нашего представления о Битве под Москвой.

Фотография 5. Изготовление макета

Фотография 6. Макет, посвященный Битве за Москву

Фотография 7. Элементы макета

Представление исследовательской работы

Логическим завершением каждого проекта является его «продукт». В нашем случае это было участие в уроке «Мужества, Доблести и Славы», проведённом в дошкольном отделении ГБОУ ЦО № 1925 в декабре 2016 года.

В январе 2017 года обучающиеся нашего 1 «Д» класса приняли участие в окружном фестивале, проводимом под эгидой Департамента образования города Москвы в Восточном административном округе «Ступень в успеху». И этот факт, безусловно, явился заслугой всех участников проекта.

Фотография 8. Участники проекта с макетом

Фотография 9. Участники проекта с учителем

Фотография 10. Урок, посвященный Битве за Москву

Фотография 11. Участники проекта – ученики и их родители

В качестве основных результатов данного проекта можно отметить то, что мы, в основном, справились с задачами, которые поставили сами себе на начальном этапе:

– проект внес свою положительную лепту в решение задачи патриотического воспитания младших школьников. Безразличных в классе не осталось;

– он сыграл важную роль в деле сплочения школьного коллектива – «триумвирата»: родители – дети – учитель, что безусловно должно благотворно сказаться в дальнейшем;

– сам факт осуществления описанной работы доказывает, что любой, интересно проведенный урок может послужить «толчком» к зарождению соответствующего проекта.

Разумеется, предвижу мнение оппонентов, что данную работу назвать «проектом» в полной мере нельзя. Согласна. Но следует сделать поправку на возраст участников и учесть, что это наша первая совместная проектная работа. Особенно важно – что в нее были вовлечены родители. И потому ее значение трудно переоценить.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0