Наборы посуды интересны и мальчикам, и девочкам, причем как малышам, увлеченно повторяющих действия взрослых, так и старшим дошкольникам, для развертывания сложных сюжетно-ролевых игр.
Каждое застолье и чаепитие привлекает внимание детей из-за огромного количества новых предметов. Они знакомятся с постоянными предметами жизни, учатся принимать гостей, угощать их чаем, сладостями и т.п.
Чтобы за столом было приятно сидеть, его необходимо красиво сервировать. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Сервировка стола – это подготовка его к завтраку, обеду, ужину, т.е. правильная расстановка всех необходимых предметов посуды, приборов, салфеток и т.д.
Но также и важно задуматься над вопросом об организации детского питания и обучения детей столовому этикету. Знакомство с этикетом позволяет ребенку стать уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.
В своей работе мы использовали игры-занятия, где дети знакомятся об истории возникновения и создания посуды. Благодаря играм шла активизация и расширение словарного запаса, закрепляли знания о разных видах посуды и о материалах из которых она сделана, а также и ее назначении, формировали навык последовательности сервировки стола к обеду и к чаепитию, закрепляли навыки культурного поведения во время приема пищи.
В процессе игры улучшается моторика рук, развивается логическое мышление, коммуникативные способности, повышается концентрация внимания.
Дидактическая игра малой подвижности «Чудесный мешочек»
Цель: познавательно-речевое развитие и воображение через определение предмета по характерным признакам, то есть по форме.
Задачи (развивающие): Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Оборудование:
1. Непрозрачный мешок.
2. Предметы. Должны соответствовать определенной теме (посуда, овощи, животные и т.д.).
Описание игры «Чудесный мешочек»
Смысл игры очень простой, необходимо опустить руку в мешочек, нащупать предмет и назвать, не видя его.
Ход деятельности
Дети сидят вокруг воспитателя.
Педагог: Ребята, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Угадайте, что может лежать в мешочке?
Что поможет без труда
Приготовить нам всегда
И обед, и завтрак, ужин?
Что для этого нам нужно?
(Посуда)
Педагог: Каждый из вас будет по очереди опускать руку в мешочек, ощупывать предмет. Надо угадать и назвать предмет, а потом достать его из мешочка.
Например: ребенок нащупал и назвал ложка (достает из мешочка).
Педагог: Для чего нужна ложка?
– Есть суп.
(Ложка кладется на стол.)
Ребенок нащупал и назвал «сковородка» (достает из мешочка).
Педагог: Для чего используют сковородку?
– Жарят котлеты.
(Сковородка кладется на стол.)
Ребенок нащупал и назвал «чашка» (достает из мешочка).
Педагог: Для чего нужна чашка?
В нее можно налить чай
Ребёнок нащупал и назвал «кастрюля» (достает из мешочка).
Педагог: Для чего используют кастрюля?
В ней можно сварить суп.
Ребенок нащупал и назвал «тарелка» (достает из мешочка).
Педагог: Для чего используют тарелку?
В нее можно положить еду.
Вся посуда выставляется перед детьми на стол и еще раз подытоживаем: как все это можно назвать одним словом («посуда»).
В следующей тематической дидактической игре («Из чего сделана посуда») дети учатся систематизировать и обобщать знания о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана. Они продолжают знакомиться с разнообразным миром предметов и многообразием материалов, из которых они сделаны, расширяют представления о связи образа и материала, обогащают словарный запас.
Главная задача – создать положительные эмоции в процессе взаимодействия и общения со взрослымии научиться различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.
Ход деятельности
Педагог: Показывает детям посуду из разного материала и говорит:
– Вот перед вами посуда. Вся она разная, и сделана из разного материала.
Вот хорошо знакомый всем стакан – сделан из стекла. Какой он? (Стеклянный) Педагог стучит по нему ложечкой и предлагает послушать, какой звук получится.
Вот сковородка, сделанная из металла – какая она? (Пластиковая) Педагог стучит ложечкой по сковородке.
Вот кастрюля сделанная из пластика – какая она? (Металлическая) Стучит по ней.
А вот ложка сделанная из дерева – какая она? (Деревянная) Стучит по ложке тоже.
А вот чашка сделанная из глины – какая она? (Глиняная) Стучит по чашке.
Затем педагог обращает внимание на то, что посуда по-разному звучит.
Будем с ложечкой играть и посуду называть.
Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой посуде стучит ложечка.
(Стучит по посуде ложкой.)
Далее предлагает детям закрыть глаза и отгадать по какой посуде стучали.
Фотография 1
В дидактической игре «Разложи по порядку» дети учатся не только образовывать наименования предметов посуды, но и группировать предметы по способу использования.
Материал: предметные картинки.
Посмотрите на картинки и разложите продукты в соответствующую посуду. Для масла – масленку, а для соли – …? (Солонку) Для конфет – …? (Конфетницу) Для сахара – …? (Сахарницу) Для хлеба – … (Хлебницу) Для чая – … (Заварной чайник)
Игра «Опиши предмет по схеме» у детей идет расширение словаря прилагательных, а также формируется представление о предмете.
В сюжетно-ролевой игре «Угостим чаем» у детей идет формирование социальных, коммуникативных, бытовых навыков. Дети учатся не бояться брать на себя роли, как главные, так и второстепенные.
Ход деятельности
Педагог проводит беседу между детьми.
Педагог: Дети, когда к нам приходят гости что надо делать?
Ответ: Поздороваться, пригласить войти, пригласить сесть за стол и потом их надо угощать.
– Дети, мы сейчас с вами будем накрывать стол и угощать наших гостей чаем.
– Что нужно сделать сначала? (Постелить скатерть)
Послушайте стихотворение о посуде.
Посмотрите на посуду и назовите, какую посуду хозяйка на стол поставила
Наша- то хозяюшка
Сметлива была
Для встречи гостей
Посуду брала,
Стол накрывала и посуду называла:
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Сахар в сахарницу сложим
Ложечки мы всем положим.
Чай в заварном чайничке заварим
Мяты мы туда добавим
Про конфеты не забуду
Их в конфетницу сложу.
А вот – пластмассовый поднос
Он посуду всю принес.
(Дети смотрят на посуду, перечисляют ее и ставят на стол.)
– Сто еще забыли поставить на стол? (Салфетки)
– А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды.)
– Как можно назвать посуду для чая? (Чайная)
Дети накрывают стол.
Ждут гостей. Встречают гостей и приглашают сесть за стол. Наливают чай, предлагают взять сахар и угощают конфетами.
В основе данной проделанной работе лежит развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста. В процессе нашей работы в обучении мы хотели, чтобы дети научились самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.