Рубрики
Дошкольное образование

«Белоснежная зима»: об опыте экологического воспитания дошкольников

В современном мире, где человек ведет себя безграмотно по отношению к природе, необходима целенаправленная работа взрослых по формированию окружающей среды у дошкольников.

0
Рощина Анастасия Викторовна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В.В. Маркина»,
a_roshina@inbox.ru

В современном мире, где человек ведет себя безграмотно по отношению к природе, необходима целенаправленная работа взрослых по формированию окружающей среды у дошкольников.

В нашем дошкольном образовательном учреждении приоритетным направлением в работе является формирование экологической культуры детей. Годовое планирование разработано по тематическим дням и неделям: «Вода», «Воздух», «Птицы», «Дикие животные», «Деревья», «Цветы», «Всемирный день Земли и водных ресурсов», «День Российской науки» и т.д. Практически вся непосредственно образовательная деятельность направлена на изучаемую тему. Обобщая пройденный материал, мы выявляем проблему экологического содержания и вместе с ребятами выбираем тему проекта. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект: «Берегите природу».

В моей группе оборудована предметно пространственная среда для экспериментирования и исследовательской деятельности с доступными для детей материалами. Правильно организованная исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления, формированию эмоционального чувствительного опыта и обогащению  словарного запаса дошкольника.

 

 

Фотографии 14

В результате нашей работы мы сделали вывод, что формирование экологической грамотности, знаний и умений у дошкольников наиболее эффективно усваиваются на занятиях по формированию целостной картины мира. Проводить занятия надо в практической, проектной, исследовательской и игровой деятельности. Тогда все поставленные цели и задачи будут усваиваться легче и быстрее.

Считаю очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Цель: расширить и углубить знания детей о сезонных изменениях в жизни животных и растений, их приспособлениях в природе.

Задачи:

– расширять представления детей о зимних явлениях в природе;

– учить наблюдать за объектами природы в зимний период;

– расширять представления о диких животных в зимнее время года;

– воспитать в детях бережное отношение к природе, любовь к животным, интерес к родному краю, эмоциональную отзывчивость и любознательность;

– формировать интерес к окружающей миру;

– дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы;

– развивать художественное творчество;

– продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиком на манной крупе).

Предварительная работа: заучивание стихов о зиме, беседы о зиме и зимних забавах, наблюдение на прогулке за поведением животных и птиц.

Оборудование: кукла в наряде Зимы, мяч, картон, манная крупа (можно голубого цвета), волшебная картина с дикими животными (на картине – зимний лес, где спрятаны дикие животные, видны только уши заячьи, хвост лисий и беличий, норка ежика, берлога), снеговики из картона, картина «Убери лишнее», ЭОР, конфеты детям.

Ход занятия

– Дети, отгадайте загадку:

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… зима.

– Конечно же, зима. Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно увидеть ее. Если выйти на улицу, можно почувствовать  какая она холодная. А если очень сильно захотеть, можно с ней встретиться и поговорить. Хотите встретиться с зимой? Она сегодня пришла к нам в гости (воспитатель показывает куклу в наряде Зимы).

– Здравствуй, Зимушка-Зима!

– Здравствуйте, дети! Вы меня ждали? Я пришла, чтобы поговорить с вами, узнать, что вы знаете обо мне, и, конечно же, поиграть с вами.

– Ребята, расскажите, что вы знаете о зиме? Как мы узнаем, что пришла зима?

(Ответы детей.)

– Зимой бывает холодно. Земля покрыта снегом. На речке, озере в пруду вода замерзла, образовался лед. Он прочный, гладкий, скользкий. Люди одевают теплую одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, они заснули. Для жизни им нужны свет, тепло, влага, почва. Зимой мало света, холодно, почва замерзла. Но на деревьях остались почки. В них спрятана жизнь растений. Но не все деревья стоят без листьев. Хвойные – ель и сосна – и зимой стоят зеленые. Небо часто бывает серым, на нем облака и тучи, из которых идет снег. Снег бывает разным. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда оттепель, снежинки слипаются  в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах иногда бывает иней. В ветреную погоду бывают поземка, вьюга, бураны, метели.

– Молодцы! Как много вы знаете о зиме.

– А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Встаем в круг. Я начну предложение, а тот, кто поймает мяч, закончит его.

– Летом жарко, а зимой…

– Летом солнце яркое, а зимой…

– Летом небо светлое, а зимой…

– Летом день длинный, а зимой…

– Летом деревья стоят в зеленую листву одетые, а зимой…

– Летом люди одеваются легко, а зимой…

– Летом идет дождь, а зимой…

– Летом все зеленое, а зимой…

– Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.

– А вы знаете, как зимуют дикие животные? Вам поможет волшебная картина, она вам подскажет. Нужно найти животное, которое спряталось на картине, и рассказать о нем.

БЕЛКА. Зимой в лесу холодно, голодно. В лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Но белочка – запасливая хозяйка, заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла. Он стал такой же, как ствол дерева: если ей нужно сбегать в кладовку, ее даже не будет видно.

МЕДВЕДЬ. Медведь питается ягодами, медом, грибами. Зимой этого нет. Медведи строят себе берлогу и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести.

ЕЖИК. Ежику стало трудно добывать себе еду. Он свернулся в клубочек и спит, заготовив запасы.

ЗАЯЦ. Заяц зимой питается корой деревьев. Он поменял цвет шкурки: был серым, стал белым. Так ему легче прятаться от лисы.

ЛИСА. Лиса – хищный зверь, питается мясом других животных. Зимой она охотится.

Словарная работа: хвост беличий, берлога медвежья, уши заячьи, хвост лисий.

– Сейчас Алина прочитает нам стихотворение Н. Литовченко «Белый снег»:

Белый снег пушистый падает с небес.

И в косынки белые одевает лес.

А снежинки нежные кружат надо мной

И хотят, наверное, поиграть со мной.

Я ловлю снежинки теплою рукой.

А они сбегают талою водой.

Физкультминутка

Закружились, завертелись белые снежинки (дети кружатся)

Вверх, взлетели белой стаей легкие пушинки (поднимают руки),

Чуть затихла злая вьюга, улеглись повсюду (приседают, прижимают руки к полу),

Заискрили, засверкали – все дивятся чуду (разводят руки в стороны).

– Поймайте самую красивую снежинку на ладошку и сейчас мы ее нарисуем.

Рисование снежинки на манной крупе пальцем.

– Молодцы! Какие красивые снежинки у вас получились.

– Ребята, а вы любите зиму? Давайте отгадаем загадки.

Загадываются детям загадки с использованием ЭОР.

Все лето стояли зимы ожидали

Дождались поры – помчались с горы (санки)

С метелкой, в шляпе из ведра –

Директор зимнего двора (снеговик).

По сугробам, без оглядки

Лихо мчатся две лошадки.

Подбежали к нам поближе,

Оказалось, это… (лыжи).

По ледяной дорожке

Бегут стальные ножки (коньки).

Не пельмени это были –

Мы из снега их лепили.

И не ели, ими – били.

Мы бросали, в нас кидали –

Мне за шиворот попали (снежки).

– А вы любите лепить снеговиков? Сейчас мы посмотрим. Разделимся на две команды: кто быстрее слепит снеговика.

Дети строят снеговиков из картонных заготовок.

Игра «Убери лишнее»

– А сейчас мы посмотрим, кто на занятии был самый внимательный. Посмотрите на картину и скажите, что здесь лишнее и объясните почему. (Лишнее на картине: грибы, птенцы, колокольчик, ягоды, желтый лист, кораблик, стрекоза.)

– Вот и пришло время прощаться с Зимушкой-Зимой.

– Молодцы, ребята! Мне очень понравилось у вас. Вы так много знаете обо мне, и стихи рассказываете, и рисунки рисуете. Спасибо вам! У меня для вас тоже есть подарки – волшебные льдинки. Загадайте желание, съешьте льдинку и желание исполнится. (Зима раздает леденцы детям и уходит.)

Итог занятия

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Рассказы и загадки о природе. Книга для детей 5–6 лет. М.: Вентана-Граф, 2007.
2. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
3. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.