Рубрики
Музыка

Игровой метод на уроках и во внеурочной деятельности по музыке в 5 классе (продолжение). Третья Интеллектуальная игра «За семью печатями»

Интеллектуальная игра «За семью печатями» была разработана автором в качестве командной игры для обучающихся 5 классов и уже три года подряд проводится в рамках Предметной недели искусств в ГБОУ «Школа № 2036». Таким образом, она является компонентом внеурочной деятельности, хотя может быть рассмотрена как подготовка к итоговому уроку, поскольку ее содержание суммирует знания, полученные обучающимися на уроках музыки.

0
Ларина Мария Геннадьевна,
учитель музыки
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2036»,
mariyalarin@yandex.ru

 

Интеллектуальная игра «За семью печатями» была разработана автором в качестве командной игры для обучающихся 5 классов и уже три года подряд проводится в рамках Предметной недели искусств в ГБОУ «Школа № 2036». Таким образом, она является компонентом внеурочной деятельности, хотя может быть рассмотрена как подготовка к итоговому уроку, поскольку ее содержание суммирует знания, полученные обучающимися на уроках музыки.
Спецификой этой игры является ее приуроченность к той или иной юбилейной дате музыкального календаря. Так, в 2015 году Героем игры стал Петр Ильич Чайковский (175 лет со дня рождения), в 2016 – Моцарт (260 лет со дня рождения и 225 лет со дня смерти), в 2017 году – Франц Шуберт, 220-летие со дня рождения которого мы отмечали. Правила игры предполагают определенную долю самостоятельности детей в выборе команды, ее названия, эмблемы, болельщиков и выступающих. Опыт проведения показал, что ребята с удовольствием включаются в эту работу, хотя подчас и обращаются за советом к преподавателю.
Результат игры во многом зависит не только от уровня подготовки, но и от умения выслушать друг друга, принять совместно и оперативно верное решение с учетом всех высказанных вариантов ответа. И бывали ситуации, когда команда не получала заветную «печать» именно потому, что участник-лидер (а такие ребята нередко учатся в музыкальной школе и имеют более глубокие познания) полагался на собственную эрудицию и торопился с ответом.
Это, кстати, свидетельство того, что для обучающихся представляет определенную трудность восприятие на слух текста заданий. Ведь такая работа с текстом требует концентрации внимания, умения логически мыслить и представлять в образах услышанное, выделяя главные тезисы-подсказки.
В каждой игре предполагается наличие «музыкальной паузы», во время которой представитель от команды исполнял то или иное музыкальное произведение по собственному желанию. Приятно видеть, как внимательно и даже восхищенно одноклассники слушают своих товарищей, а те, в свою очередь, преодолевая волнение, захватывают аудиторию старательным и вдохновенным исполнением. Каждый раз музыкальная пауза превращалась в маленький концерт и – что очень важно! – раскрывала для ребят новую грань в характере их одноклассников, которые в обычной школьной жизни не проявляли себя по разным причинам.

 

Фотографии 1–3

Очередная интеллектуальная командная игра «За семью печатями» была разработана и апробирована в рамках Предметной недели искусств, ежегодно проводимой в ГБОУ «Школе № 2036». В этом году она приурочена к 220-летию со дня рождения великого австрийского композитора Франца Шуберта, который и стал Героем, «спрятанным» за 7-ю печатями.

Основная цель: через игровую деятельность закрепить материал, полученный в ходе освоения программы. Важнейшая задача – развить коммуникативные навыки обучающихся в процессе командных действий. За основу интеллектуальной игры традиционно взяты правила известной детской телеигры-викторины, выходившей на каналах «Культура» и «Карусель» [1].

Условия и Правила игры

1. Участники: команды 5-х классов по 6 человек. Остальные – болельщики.

2. Каждая команда придумывает собственное название и рисует эмблему.

3. В игру введен новый тип задания – практическое задание. С помощью ноутбука команды создают небольшую презентацию по заданному музыкальному отрывку в программе PowerPoint. Задание выполняется перед игрой.

4. Необходимое оборудование, материалы:

– столы, стулья;

– проектор, музыкальный центр, РС;

– на каждом столе – чистые листы для работы над заданием, звуковые чаши для сигнала «Готов ответить!»;

– у Ведущего – печать;

– награды для победителей, а также поощрение самого активного участника от всех команд (выбирают ребята).

Правила игры

1. Есть главный Герой, имя которого может быть угадано уже с самого начала игры, но пока команды не пройдут все 7 заданий – печатей, они не могут его назвать.

2. Каждое задание заключает в себе информацию о Герое и его окружении. В качестве музыкальной подсказки звучат отрывки из произведений того или иного зашифрованного автора.

3. Право отвечать предоставляется команде, которая первой подала звуковой сигнал.

4. После обсуждения ответ записывается на листе и в случае его правильности, заверяется печатью Ведущего.

5. Если команды не дают правильного ответа, это может сделать болельщик. Таким образом, он принесет печать своим товарищам.

6. Побеждает команда, набравшая наибольшее число печатей.

7. Самое главное правило: взаимное уважение всех участников.

Ход игры

Презентация, Слайд 2 – заставка «За 7 печатями», сопровождаемая гимном Gaudeamus igitur.

Задание 1-й печати

Ведущий: Наш Герой родился в Вене, в семье школьного учителя и с детских лет проявил большую любовь к музыке. К 7 годам он самостоятельно освоил фортепиано и сочинил несколько серьезных произведений. Город, в котором родился наш Герой, был крупнейшим музыкальным центром. Именно сюда в 1781 году приехал другой великий композитор, о котором в Европе говорили как о вундеркинде – «чудо-ребенке». Его короткая жизнь и его смерть окутана легендами.

ИТАК! Послушайте фрагмент из последнего произведения этого композитора и ответьте на вопрос: КТО БЫЛ СТАРШИМ СООТЕЧЕСТВЕННИКОМ НАШЕГО ГЕРОЯ?

Презентация, Слайд 3 – В.А. Моцарт. Реквием. Diesirae. (Хор Венского общества друзей музыки и Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян).

* Верный ответ – Слайд 4 с портретом Моцарта.

Ведущий: Соотечественником нашего Героя был В.А. Моцарт. Легенда навсегда связала смерть Моцарта с именем другого композитора – Антонио Сальери (Слайд 5 с портретом А. Сальери). Ходили слухи, что он отравил Моцарта из зависти. Поразительно, но успешный и очень популярный в то время Сальери был учителем нашего Героя!

Задание 2-й печати

Ведущий: Итак, и Моцарт, и Сальери, и наш Герой жили и работали в Вене – городе, где в 18 веке  появляется танец, покоривший миллионы – ВАЛЬС. (Слайд 6 с картиной В. Гаузе). Наш Герой написал свыше 400 танцев, среди которых вальсу отводится особое место. Это и неслучайно. Во времена нашего Героя вся Европа открыла для себя этот танец. Младшим современником нашего Героя был композитор, который также сочинил множество вальсов, мазурок и полонезов. В этих танцах он выражал свою любовь к Родине.

ПОСЛУШАЙТЕ ВАЛЬС И НАЗОВИТЕ ЕГО АВТОРА.

Презентация, Слайд 7. Ф. Шопен. Вальс до-диез минор, Ор. 64 № 2.

* Верный ответ – Слайд 8 с фотографией Ф. Шопена.

Задание 3-й печати

Ведущий: И наш Герой, и его младший современник Фредерик Шопен были по натуре романтиками. Их музыку относят к направлению в искусстве, которое называется РОМАНТИЗМ. Всех романтиков очень интересует внутренний мир человека, его чувства, переживания, сны и фантазия. А еще романтикам всегда были интересны сказки. Среди русских композиторов тоже есть много представителей романтизма. Произведение одного из них, написанное на сказочный сюжет, является визитной карточкой русского балета.

ИТАК! Вопрос 3-й печати: ПОСЛУШАЙТЕ И НАЗОВИТЕ ИМЯ КОМПОЗИТОРА И ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Презентация, Слайд 9 – П.И. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (Оркестр ГАБТ СССР. Дирижер Г. Рождественский).

* Верный ответ – Слайд 10 с портретом П.И. Чайковского и фотографией сцены из балета.

Задание 4-й печати

Ведущий: «Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившем свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность», – писал о нашем Герое П.И. Чайковский. И действительно, наш Герой был исключительным мелодистом. Современный французский композитор Жерар Гризе говорил, что «созданные им мелодии будто всегда существовали, в них чувствуется что-то фольклорное, будто они родом из далекой австрийской деревушки…». Опора на народное творчество – еще одна особенность стиля романтизм. Для русских романтиков это тоже было свойственно. В свои произведения они умело вплетали подлинные народные песни или сочиняли свои музыкальные темы, которые трудно было отличить от народных мелодий.

Послушайте и ответьте: КТО АВТОР, ВДОХНОВИВШИЙСЯ РУССКИМ ФОЛЬКЛОРОМ, И КАКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОН НАПИСАЛ?

Презентация, Слайд 11. – В.И. Билибин, иллюстрация к «Сказке о царе Салтане»; Б. Кустодиев. Портрет И.Я. Билибина. А.К. Лядов. Народное сказание для оркестра «Кикимора» (Государственный академический симфонический оркестр. Дирижер Е. Светланов).

* Верный ответ – Слайд 12 с портретом А.К. Лядова.

Задание 5-й печати

Ведущий: Анатолий Константинович Лядов был учеником очень известного композитора, которого называют «музыкальным сказочником». Этот композитор получил блестящее военное образование и был морским офицером. Совсем юным гардемарином он совершил кругосветное плавание и на всю жизнь сохранил любовь к морю и путешествиям. Но его любовью и профессией стала музыка. Этот композитор постигал тайны музыкального искусства на произведениях разных авторов. Творчество нашего Героя стало одним из источников знаний для этого композитора.

ИТАК! ПОСЛУШАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: Какой композитор учился музыке на произведениях нашего Героя? Что за музыка прозвучала?

Презентация, Слайд 13. – Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко». Песня Веденецкого гостя (В. Гергиев и Оркестр Мариинского театра. Исполняет Дмитрий Хворостовский).

* Верный ответ – Слайд 14 с портретом Н.А. Римского-Корсакова и иллюстрации к былине «Садко».

Задание 6-й печати

Ведущий: В опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» звучит песня одного из заморских гостей – Веденецкого, из далекой Венеции. Как вы знаете, Венеция – город на воде, с множеством каналов, по которым скользят легкие лодочки – гондолы. Многие художники, поэты и музыканты изображали Венецию в своих произведениях. Один из современников нашего Героя – Феликс Мендельсон-Бартольди написал 48 пьес для фортепиано, которые носят название «Песни без слов». Среди них встречаются и «Песни венецианского гондольера». Мерное покачивание лодки, плеск воды, быстрое скольжение – все это дало рождение новому музыкальному жанру.

ПОСЛУШАЙТЕ Песню без слов Мендельсона и ответьте вопрос: КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТОТ ЖАНР?

Презентация, Слайд 15. Потрет Ф. Мендельсона. Песня без слов «Песня венецианского гондольера» соч. 67 № 2 (Исполняет Даниэль Баренбойм).

* Верный ответ – Слайд 16 БАРКАРОЛА.

Задание 7-й печати

Ведущий: Баркарола – это песня на воде. Песня – любимый жанр нашего Героя, он написал их более 600!  В них композитор опирался на традиции народных австрийских песен. Этот жанр превратился у нашего Героя в маленькую сценкуиз жизни простого человека. Как и его современники, наш Герой не обошел стороной жанр баркаролы. И сейчас мы откроем 7-ю печать и ответим на вопрос: КТО НАШ ГЕРОЙ?

Презентация, Слайд 17 – Ф. Шуберт. Баркарола на стихи Фридриха Леопольда фон Штольберга (исполняет Д. Фишер-Дискау).

* Верный ответ – Слайд 18 с портретом Ф. Шуберта. Звучит «Аве, Мария» Ф. Шуберта.

Ведущий: Наш Герой прожил короткую и трудную жизнь. Не желая связывать себя узами ненавистной профессии, он был вынужден покинуть родительский дом и жить на квартире у друзей, испытывая материальные лишения. Но зато он мог свободно творить. Он был скромным и застенчивым в общении, но пылким и вдохновенным, когда сочинял музыку. Его учитель – опытный музыкант, придворный органист и альтист театрального оркестра Ружичка сказал о нем: «Его я не могу ничему научить, его научил сам Бог».Вокруг него собирался кружок единомышленников: поэтов, певцов, музыкантов, любителей искусств. Именно благодаря их усилиям к нашему Герою пришли слава и признание. Вечера встреч друзей носили ЕГО ИМЯ – «Шубертиады».

В этом году мы отмечаем 220 лет со дня рождения великого австрийского композитора ФРАНЦА ШУБЕРТА.

Ведущий: Пришло время подсчитать печати и определить победителя.

Презентация к статье – в Приложении.

Приложение доступно для скачивания по ссылке.

Список литературы:

1. Дети. Передачи. За семью печатями // Internet Archive «Wayback Machine». [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive./web/20041031123943/http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=856 (дата обращения: 22.08.2017).

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0