Рубрики
Дошкольное образование

Мастер-класс как форма взаимодействия с родителями обучающихся дошкольного возраста. На пути к совместному успеху

Одна из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.

0
Солянникова Оксана Игоревна,
старший воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,
soloxi@yandex.ru

Одна из задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.

ФГОС ДО предусматривает, что непосредственная образовательная деятельность детей дошкольного возраста может быть организована как совместная деятельность взрослого и ребенка. Поэтому нам кажется важным осуществлять взаимодействие с семьями детей дошкольного возраста через такую форму работы как мастер-класс. Эта форма взаимодействия дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями. Взрослый вместе с ребенком может получить новые знания и освоить новые технологии. А совместное творчество доставляет ни с чем несравнимую радость.

Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.

На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.

Для того чтобы спланировать такую работу, надо хорошо изучить социальный состав семей обучающихся, провести анкетирование, личные беседы, уточнить настрой взрослых, ожидания от пребывания ребенка в дошкольных группах, выявить активных, тревожных, пассивных родителей. Такая предварительная подготовка поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей семьей, можно определить интересы взрослых участников образовательного процесса к такой форме совместной работы как мастер-класс для родителей и детей.

При организации работы с родителями нужно помнить, что доброжелательный стиль общения педагога – это создание ситуации успеха у родителей и детей. Настрой участников мастер-класса на совместный успех, поддержка инициативы и творчества – тоже важные моменты. В общении с родителями нельзя использовать требовательный и категоричный тон.

Педагог, общаясь с родителями в процессе проведения мастер-класса, не должен забывать про индивидуальных подход. Каждая семья хочет получить поддержку словом или делом!

Сотрудничество, а не наставничество. Нужно почувствовать настроение папы или мамы и не навязывать свое мнение, а аккуратно предлагать новые пути взаимодействия с ребенком.

Современные родители, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и хорошо знают, что и как нужно делать с собственными детьми. Поэтому педагогу лучше выбрать не позицию наставления и простой пропаганды педагогических знаний. Гораздо эффективнее сегодня проходит создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, как в простых, так и в сложных педагогических ситуациях, и творческом взаимодействии.

Готовиться к проведению мастер-классов нужно серьезно. Даже небольшое мероприятие с родителями требует качественной и серьезной подготовки.

Слабо подготовленный мастер-класс может оставить чувство неудовлетворенности у всех участников.

Чтобы мероприятия стали обучающими для родителей, прошли с успехом, нужно разработать определенный алгоритм действий педагогов к мастер-классу:

– определение темы;

– выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов;

– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей (возможно, необходимо будет написать подробную карту проведения мероприятия с отдельными словами, с которыми педагог сможет обратиться к детям и родителям);

– распределение ролей взрослых (если их нужно несколько);

– изготовление пригласительных билетов;

– подготовка материалов для мастер-класса (заготовок, инструментов и материалов для творчества, памяток и подарков, которые родители и дети смогут забрать домой, чтобы продолжить совместную работу дома);

– организация фотофиксации процесса и результатов;

– подведение итогов: чем можно завершить совместное творчество (подарок, танец, песня, создание коллективной работы, плаката, постера, видеофильма).

В процессе проведения мастер-классов важно объединить усилия участников, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата. Педагог, который проводит мастер-класс, должен за небольшой отрезок времени активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических и творческих возможностях, объяснить, что сегодня мы работаем вместе и нам важен общий результат.

Организатор мастер-класса должен точно определить, какую помощь могут оказать родители детям в процессе создания совместного продукта творчества. Важно, чтобы взрослые не делали всю работу за малышей, а старались продвигаться по этапам мастер-класса, приобретали новые умения и достигли результата вместе со своими детьми.

Хорошо, если педагог, проводящий мастер-класс, успевает обратиться к детям, рассказать и показать им, как лучше выполнить то или иное задание (слепить, раскрасить фигурку из теста) и при этом дает рекомендации родителям по совместной деятельности с ребенком. В такой форме работы важно создать ситуацию успеха у всех участников. Ребенок радуется полученному результату и тому, что мама или папа работает вместе с ним. Родитель получает новые знания о том, чему можно научить ребенка, как можно организовать совместную деятельность дома.

Такая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность современных родителей в вопросах детско-родительских отношений и повлиять на имидж учреждения в целом.

Немного из нашего опыта проведения мастер-классов: мастер-класс может быть как узконаправленным (по возрасту детей, теме), так и охватывать несколько возрастных категорий или тем.

Например: «Игрушки для елочки» – для детей 2–3 лет и родителей. Так как внимание детей такого возраста переключается быстро, нужно поделить мастер-класс на этапы, часть из них объяснить родителям на словах и вместе с детьми закончить украшение елочных игрушек или сбор из отдельных частей целой поделки. Воспитатель заранее делает заготовки, которые малыши украшают вместе с родителями. Домой можно раздать варианты заготовок, печатные материалы с подсказками для родителей. Семья уносит домой готовую работу и получает возможность продолжить творчество дома.

 

Фотографии 1–2

Мастер-класс «Фотоателье для улитки» был разработан как совместная работа педагога-психолога и воспитателя в рамках проведения родительского собрания. В первой части мастер-класса в спортивном зале педагог-психолог рассказала родителям о важности совместных игр с малышами трехлетнего возраста, потом в зал пригласили группу детей с воспитателем. Каждая маленькая улитка (ребенок) нашла свою большую (маму или папу). Далее дети и родители узнали, в какие игры можно играть вдвоем, втроем в машине, автобусе, в очереди к врачу. Завершился мастер-класс совместным изготовлением автопортрета семейства улиток в виде аппликации из различных материалов: больших пуговиц, ниток, бумаги и тканей. Особенно ценно, что такой мастер-класс удалось провести в период, когда для большинства детей новой группы еще не завершился процесс адаптации к образовательному учреждению. Совместное мероприятие прошло без стресса и оставило массу приятных воспоминаний у всех участников.

 

Фотографии 3–4

В рамках проведения фестиваля «Наши общие возможности – наши общие результаты» мы остановились на варианте проведения мастер-классов для детской аудитории разного возраста (от 3 до 7 лет). Мастер-класс разбивается на этапы: показ готовых работ, объяснение действий для взрослых, поэтапное выполнение работы ребенком самостоятельно или с помощью родителя по показу педагога. Детям разного возраста дается задание разной сложности: изготовление игрушки-марионетки из помпонов и плоской подвижной куклы, рисование в технике «граттаж» пейзажа, закладки или просто снежинки. Часто дети старшего возраста, выполнив более сложную работу, переключаются на помощь малышам и приобретают дополнительные навыки и умения. А у педагогов и родителей появляется дополнительная возможность в процессе неформального общения найти общие подходы к воспитанию дошкольников, приобрести опыт совместного творчества.

 

Фотографии 5–6

Список литературы:

1. Деркунская В.А., Иванова О.М., Баран Ю.Я. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Центр педагогического образования», 2013.
2. Лыкова И.В. Мастер-классы. Шаг за шагом. Серия. Издательский дом «Цветной мир», 2016.
3. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Издательство «Планета», 2012.
4. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016.
5. Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
6. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.