Рубрики
Дошкольное образование

Использование проблемных ситуаций в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В современном мире инновационных и компьютерных технологий особую ценность приобретают способности самостоятельно креативно и творчески мыслить. Возникает вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

0
Сальсанова Луиза Сулеймановна
воспитатель ДО «Солнышко»
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1381»,
luiza-03@mail.ru
Назарова Светлана Евгеньевна,
воспитатель ДО «Солнышко»
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1381»,
egor79_79@inbox.ru

В современном мире инновационных и компьютерных технологий особую ценность приобретают способности самостоятельно креативно и творчески мыслить. Возникает вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Одной из областей личностного развития ребенка ФГОС ДО является область познавательного развития: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…».

Опыт учителей начальных классов показывает, что успешность обучения в школе во многом определяется не запасом представлений и знаний, приобретенных детьми в дошкольный период (знанием букв, чисел, умением читать и считать и т.д.), а уровнем развития психических процессов, в частности – мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др.), наличием у ребенка опыта самостоятельного разрешения познавательных ситуаций проблемного характера. Дети с хорошим развитием этого базового компонента готовности к школе обладают лучшей обучаемостью и, нередко уже через год, обгоняют в своем развитии тех, кто пришел в школу, уже умея читать и считать.

Как же научить маленького ребёнка думать, рассуждать? Развить интерес к познавательной деятельности?

Очевидно, что научить ребенка этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задач. Процесс постановки и решения проблемной ситуации состоит из следующих этапов:

– постановки, формулирования проблемы;

– выдвижения предположений и гипотез;

– выбора, проверки, обоснования гипотез;

– подведения итогов, вывод.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемно ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников позволяет решить ряд дидактических задач:

– привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес;

– поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;

– помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;

– побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;

– помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Важными способами усиления познавательного интереса у детей являются использование игровых моментов, элементов новизны, эмоционального изложения материала. Куда интереснее не просто поиграть с Мишкой, а помочь ему помирить Белочку и Ежика, «прогуляться по лесу», «пойти в гости к бабушке с дедушкой», «перебраться через речку» и т.п. Использование на занятиях игровых и проблемных ситуаций позволяет реализовывать и воспитательные задачи. Дети с удовольствием откликаются на призыв помочь, впитывают в себя представления о дружбе, отзывчивости, доброте, помощи, сочувствии.

Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми бесчисленные проблемы. Использование проблемных ситуаций позволяет понять, что существуют нераскрытые возможности для развития творческого мышления.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство.

Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может стать самостоятельной, креативной, любознательной, активной личностью.

Предлагаем вниманию педагогов конспект игрового занятия по ФЭМП «Малыши спешат на помощь» для детей второй младшей группы с использованием таких проблемных ситуаций, как «перебраться через реку, не строя мост и не переплывая», «поделить поровну яблоки для Белочки и Ежика».

Задачи:

– совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше, меньше;

– упражнять в  сравнении двух контрастных по высоте предметов знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже;

– формировать навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине;

– упражнять в определении геометрических форм (круг), цвета;

– развивать познавательный интерес и мыслительную активность детей, умение решать проблемные ситуации;

– удовлетворять желание детей принимать непосредственное участие в совместной деятельности со взрослым, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

– воспитывать желание помогать, дружеские отношения в коллективе.

Материалы и оборудование

Демонстрационный материал: письмо, речка, две елочки (контрастные по высоте), игрушка Мишка, «яблочки» (мячики красные и зеленые), две корзинки одинакового размера.

Раздаточный материал: двухполосные карточкидля каждого ребенка, круги двух цветов (красные и зеленые).

Ход занятия

I часть

Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес мне письмо, которое прислал нам Мишка из леса! Хотите, я его сейчас вам прочитаю? (Ответы детей.)

«Дорогие дети! Мои друзья Белочка и Ежик поссорились. Я хочу пригласить вас к нам в лес, чтобы вы помогли мне их помирить».

Фотография 1

Воспитатель: Ну что, ребята,  поедем с вами в гости к Мишке, чтоб помочь ему и его друзьям? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, мы  с вами  отправимся в очень увлекательное путешествие. Но чтобы оно получилось полезным и интересным, надо внимательно меня слушать!

Воспитатель: А давайте подумаем, на чем мы можем отправиться в лес? (Дети выбирают и договариваются, на чем они поедут.)

Воспитатель: Сегодня я хочу быть вашим шофером. Все за мною становись, друг за другом  повернись. А чтоб нам в пути не было скучно, споем нашу веселую песенку. («Мы едем, едем, едем».)

Фотография 2

Воспитатель: Ребята, под веселую песенку мы с вами доехали до реки. Как же нам теперь дальше добираться до леса, ведь перед нами протекает речка? (Ответы детей.)

Воспитатель: А давайте посмотрим,  может, есть возможность, не построив мост и не переплывая, перейти через реку? (Ответы детей.)

(Дети вместе с воспитателем ищут самое узкое место в реке, где можно перешагнуть, сравнивают его с широким местом реки.)

 

Фотография 3

Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до леса, посмотрите, как много деревьев в лесу. А какие деревья бывают в лесу? (Ответы детей.)

 

Фотография 4

Игровое упражнение «Высокий — низкий»

Воспитатель предлагает детям показать, какие высокие деревья растут в лесу – дети поднимают руки вверх и встают на цыпочки, и низкие – дети приседают.

Воспитатель вносит мягкую игрушку Мишку.

Воспитатель: Посмотрите, вот и Мишка нас встречает! Давайте с ним поздороваемся.

Фотография 5

Мишка: Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы откликнулись на мое письмо и так быстро приехали.

Воспитатель: Здравствуй, Мишка! Как только мы прочитали в письме о твоей беде, мы с ребятами сразу решили приехать к тебе в лес и помочь помириться Белочке и Ежику. Но что же все-таки случилось, почему они обиделись друг на друга?

Мишка: Белочка и Ежик никак не могут поделить яблочки, поэтому и поссорились. Я очень прошу вас, ребята, помогите мне их помирить.

Воспитатель: Ну, что, дети, поможем Мишке? (Ответы детей.)

II часть

(Дети садятся за стол. На тарелочках лежат «яблочки» (круги) двух цветов и двухполосные карточки.)

Воспитатель: Посмотрите, что перед вами лежит в тарелочках? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие они по размеру? (Ответы детей.)

Воспитатель: А какой они формы? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какого цвета «яблочки»? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как же нам поделить эти «яблочки» поровну? (Дети высказывают свои предложения, приходят к общему мнению, отдать Белочке красные «яблочки», Ежику – желтые. Могли быть и другие варианты деления. Например, дети могли раскладывать: одно – Белочке, и одно – Ежику и т.д.)

 

Фотография 6

Воспитатель: Хорошо. Давайте положим «яблочки» красного цвета на верхнюю полосу карточки для Белочки. Сколько яблочек красного цвета? (Ответы детей.)

Воспитатель: А теперь под каждым красным «яблочком» положите желтое «яблоко» для Ежика. Сколько желтых «яблок» вы положили? (Ответы детей.)

Воспитатель: Каких яблок больше, красных или желтых? (Ответы детей.)

(Желтых «яблок» оказывается на одно больше.)

Воспитатель: Как же сделать так, чтобы красных и желтых «яблок» стало поровну? (Ответы детей.)

(Дети уравнивают группы предметов путем уменьшения на одно желтое «яблоко».)

Воспитатель: Теперь желтых «яблок» стало столько, сколько и красных «яблок». Их поровну. Значит, и Белочке, и Ежику мы поделили «яблочки» поровну. А лишнее «яблочко», я думаю, вы можете взять себе или отдать Мишке.

Мишка: Спасибо, ребята, вы мне и моим друзьям очень помогли. Теперь я знаю, что все нужно делить поровну, и тогда никто не будет обижаться.

Фотография 7

Воспитатель: А теперь, дети, нам пора возвращаться в садик. Давайте скажем Мишке «до свидания».

(Дети прощаются с Мишкой.)

Мишка: До свидания, ребята, и счастливого пути!

Воспитатель: До свидания, Мишка! Пиши нам в детский садик, если опять понадобится наша помощь.

(Дети и воспитатель «возвращаются» в детский сад.)

III часть

Подвижная игра «Собери яблочки»

(На полу разбросаны «яблоки» красные и зеленые (мячи двух цветов). Воспитатель предлагает детям собрать «яблочки» в корзинки. Для игры выбираются две пары детей, задача которых собрать мячи своего цвета в корзинку. Побеждает тот, кто быстрее соберет свои «яблочки».)

Фотография 8

Итог

Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня ездили? (Ответы детей.) Вы такие сегодня молодцы! А теперь вы самостоятельно можете путешествовать по группе!

Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Андрияхина И. Использование проблемных ситуаций в математическом развитии детей дошкольного возраста // Сайт «Маам». [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-problemnyh-situacii-v-matematicheskom-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 21.07.2017).
2. Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Учебное пособие для родителей и воспитателей детских садов. Волгоград: Учитель, 2003.
3. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. Проблемные ситуации для дошкольников. Сайт «Радуга». [Электронный ресурс]. URL: http://raguda.ru/ds/problemnye-situacii-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения: 21.07.2017).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. ч. II, п. 2.6.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.