Рубрики
Воспитательная работа

К вопросу о психологической безопасности ЕГЭ

За десятилетний период проведения Единого государственного экзамена накоплен значительный опыт реализации данной формы итоговой аттестации.

0
Марийчук Евгения Олеговна,
педагог-психолог,
специалист
ГАУ МЦКО ДОгМ
xabar_9@mail.ru

За десятилетний период проведения Единого государственного экзамена накоплен значительный опыт реализации данной формы итоговой аттестации.

По мнению многих учителей-предметников образовательных организаций города Москвы, преимуществом ЕГЭ перед традиционной формой сдачи экзаменов является возможность выявления реального уровня знаний каждого аттестуемого старшеклассника. Отработанная система подготовки обучающихся к итоговой аттестации позволяет структурировать полученные ими знания и в должной мере обеспечивать их интеллектуальное развитие.

Здесьмы не будем говорить о степени подготовленности школьников к сдаче ЕГЭ. Целью данной статьи является рассмотрение вопросов психологической поддержки выпускников для успешного прохождения итоговой аттестации.

Экзаменационный период всегда характеризовался у обучающихся большей психологической и эмоциональной обостренностью, склонностью к перевозбуждению и психологическому неблагополучию определенной категории старших школьников.

Как отмечает психолог-исследователь И.А. Баева, старший подростковый возраст является наиболее сенситивным периодом развития рефлексии, т.е. восприимчивости к самоанализу и связанным с ним психологическим благополучием. В подростковом возрасте практически любые социальные контакты оказывают формирующее действие.Поэтому школьным психологам важно выявить, какие показатели психологической безопасности образовательной среды могут оказывать наибольшее влияние на индивидуально-типологические свойства и различные аспекты самоотношения подростков, их психику и эмоциональную устойчивость, особенно в период подготовки и сдачи экзаменов. У старших подростков должно быть больше возможностей прибегнуть к помощи взрослых в сложной ситуации и ситуации выбора для успешного координирования своих действий, поскольку в этом возрасте трудно самостоятельно осуществлять стратегическое планирование, формулировать необходимые цели и задачи, формировать психологическую защиту и прибегать к методам саморегуляции. Психоэмоциональное напряжение, испытываемое старшеклассниками в образовательной среде, зависит от того, насколько они чувствуют себя безопасно [2].

Необходимое условие успешной сдачи выпускных экзаменов – это создание благоприятного психологического климата в образовательной организации и семьях обучающихся.

Ни для кого не секрет, что любой экзамен сопряжен с эмоциональными нагрузками и нервным перенапряжением. Помочь ребенку успешно сдать экзамены – задача не только учителей, но и родителей выпускников. Родители должны понимать, что они несут большую ответственность за своих детей, за их психофизиологический комфорт. Методы психологического давления и устрашения, нередко используемые родителями в воспитательных целях; неуспехи в учебе, когнитивный диссонанс, неуверенность в собственных силах, замкнутость, тревожность, страх и депрессивное состояние накладывают отпечаток на психику подростка и могут привести к непоправимым последствиям.

Школьники не должны бояться экзамена. Соответственно, ЕГЭ не должно превращаться в ужасное обстоятельство, особенно для слабых учеников. Без каждодневной родительской поддержки и внимания педагогов подростку в одиночку бывает очень трудно справиться со страхом неизбежности экзаменов, научится не сдаваться и не отчаиваться. Образовательная среда должна стать местом психологической безопасности, куда школьники и их родители могут обращаться за помощью и поддержкой в трудной ситуации выбора и принятия решений.

Педагогам-психологам образовательных организаций, в период подготовки к ЕГЭ, необходимо обеспечить психологическое сопровождение всех участников итоговой аттестации – обучающихся, их родителей и учителей. Для оказания эффективной психологической помощи психологами должен осуществляться комплексный подход в рамках индивидуального и группового консультирования, лекториев, тренингов, дебрифингов, методов психологического реагирования, профилактики и других способов психологического обеспечения безопасности образовательной среды.

Подчеркнем, психологическое сопровождение должно вестись по трем направлениям: работа с обучающимися, педагогами и родителями.

При работе с обучающимися психолог должен способствовать формированию конструктивной стратегии деятельности на экзамене и развитию основных навыков, необходимых для успешной сдачи экзаменов. Реализация этой цели решает задачи преодоления личностных трудностей и когнитивных особенностей выпускников, содействует вырабатыванию адекватной стратегии поведения во время экзамена и снятия психоэмоционального напряжения.

Важным направлением психологического сопровождения является работа с учителями-предметниками, выпускающими обучающихся на экзамены. Знание психологического развития подростков старшего возраста и трудностей, возникающих у выпускников в процессе подготовки к экзаменам, способствует выбору стратегии их поддержки, не только школьным психологом, но и учителем. Использование индивидуального и группового консультирования учителей позволяет раскрыть перед ними важные вопросы психологической подготовки школьников к экзаменам в формате ЕГЭ.

Особую значимость в решении вопросов психологической безопасности обучающихся следует уделить работе с родителями. Психологическая поддержка родителей – один из главнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче Единого государственного экзамена. Родителям необходимо создать в доме обстановку дружелюбия и уважения, проявлять веру в ребенка и повышать его уверенность в себе. Родителям следует обеспечить подходящие условия для занятий, контролировать режим подготовки ребенка и не допускать перегрузок, способствовать снижению напряжения и тревожности ребенка.

В заключение хочется еще раз отметить необходимость психологической поддержки выпускников в период подготовки к экзаменам. Всем участникам итоговой аттестации следует признать, что от уровня психологической готовности и безопасности процесса подготовки к ЕГЭ зависит успешность его сдачи.

Рекомендуемая литература:

1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 2001.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
3. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.
4. Дитриевский В.А. Психологическая безопасность в образовательных организациях. М., 2013.
5. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. М.: Генезис, 2009.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0