Рубрики
Дошкольное образование

«Мы в профессии играем…»: опыт работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ребенок на этапе завершения дошкольного образования «обладает установкой положительного отношения к разным видам труда».

0
Михеева Светлана Владимировна,
старший воспитатель, педагог-психолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
swetlanamikheeva37@yandex.ru
Каравайцева Людмила Анатольевна,
воспитатель
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
fialka_1201@mail.ru
Малых Ирина Игоревна,
воспитатель по физической культуре
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
malih23@mail.ru
Конобеева Ирина Викторовна,
учитель-дефектолог
ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
konobeeva1970@rambler.ru

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ребенок на этапе завершения дошкольного образования «обладает установкой положительного отношения к разным видам труда». Для этого методическая служба дошкольного отделения нашей образовательной организации выстраивает систему работы по ранней профориентации, призванной дать ребёнку-дошкольнику начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, сформировать эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру и предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Педагогами дошкольного отделения нашей школы составлен план работы по профориентации старших дошкольников, в рамках которого была проведена тематическая неделя игры и игрушки «Фестиваль профессий» (Приложение 1). Используя разнообразные формы работы, воспитатели открывали детям мир профессий. Для родителей были подготовлены информационные буклеты с рекомендациями по знакомству дошкольников с профессиями (Приложение 2, Приложение 3). Родители воспитанников рассказывали и показывали ребятам, чем они занимаются на работе, подчеркивая значимость своей профессиональной деятельности. Так ребята познакомились с трудом учителя, парикмахера, военного, менеджера по полиграфии, с производством молока и молочных продуктов.

MIHEEVA_1

Фотография 1. Мастер-классы родителей

Многие семьи наших воспитанников приняли участие в мини-проекте «Профессии в нашей семье». Дети с помощью взрослых узнавали, кем работают их близкие, задумывались над своей будущей профессией и рассказывали об этом сверстникам.

MIHEEVA_2-3

 

Фотографии 2–3. Профессии в нашей семье

Но кроме этого мы руководствовались правилом: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь именно в ходе игры дошкольники пробуют отразить содержание деятельности представителей самых разных профессий. Исходя из данного правила итоговым мероприятием тематической недели «Фестиваль профессий» стала игра-путешествие «Мы в профессии играем».

Цель: обобщить представления старших дошкольников о людях разных профессий.

Задачи игры-путешествия:

1. закрепить и расширить знания детей о разнообразных профессиях: космонавт, повар, строитель (архитектор, каменщик, кровельщик, штукатур – маляр, плотник), водитель, инспектор ГИБДД; о трудовых действиях представителей данных профессий;

2. развивать у детей интерес к трудовой деятельности взрослых;

3. воспитывать уважение к людям труда, желание выбрать профессию и стремление учиться;

4. активизировать познавательную и творческую деятельность детей;

5. учить детей взаимодействовать в группе сверстников.

Виды культурных практик: игровая, познавательная, двигательная, музыкальная, исследовательская, продуктивная.

Формы работы с детьми:

– творческие задания;

– экспериментирование;

– отгадывание загадок;

– дидактические игры;

– конструирование.

Оборудование:

– карта путешествия для каждой команды (маршрутный лист); маршрутный лист для педагога, сопровождающего каждую группу с указанием места расположения каждой станции;

– картинки с изображениями людей строительных специальностей (штукатур, маляр, электрик, плотник); инструменты/картинки с изображениями инструментов (рубанок, отвертка, топор, кувалда, кусачки, валик, кисть, пила); два набора кубиков Никитина, схема для конструирования;

– глобус, макет солнечной системы, воздушные шарики, трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, зубочистки, салфетки, веера из бумаги;

– картинки с изображением продуктов (бананы, киви, арбуз, малина, сок, морковь, брокколи, лук, тыква, петрушка, мед, хлеб, печенье, молоко, сыр, творог, яйца, орехи, курица, рыба, колбаса, лапша быстрого приготовления, чипсы, картофель фри, гамбургер, конфеты, мороженое, шоколадки, пирожные); колпаки и фартуки, разделочные доски, пластмассовые ножи, миска для салата, фрукты, йогурт;

– набор дорожных знаков, развивающая игра-лото «Умный светофор», самокаты.

Ход игры-путешествия

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Завершается неделя, в течение которой мы с вами говорили о людях разных профессий.

Да! Профессий много есть на свете

Профессии нужны, важны,

Но чтобы выбрать, знайте, дети,

Мы очень много знать должны!

А пока мы подрастаем,

Мы в профессии играем!

Сегодня мы собрались, чтобы отправится в путешествие, где каждый из вас сможет попробовать свои силы в некоторых профессиях. Для этого нам нужно объединиться в команды.

Дети вытаскивают их коробочки карточки с цифрами 1, 2, 3 и 4 и объединяются в группы в соответствии с цифрами. Каждой команде вручается маршрутный лист (Приложение 4) и команды расходятся по своим маршрутам в сопровождении педагога.

Станция № 1. Космическая лаборатория (Приложение 5)

Ведущая предложила отгадать детям загадки о космосе, рассказала о строении солнечной системы и профессии космонавта. Дошкольники вспомнили названия планет и провели опыты по исследованию свойств воздуха.

 

Фотография 4. Планеты Солнечной системы. Фотография 5. Опыт «Где спрятался воздух?»

 

Фотография 6. Опыт «Как увидеть воздух?». Фотография 7. Опыт «Движение воздуха»

По завершению опытно-исследовательской деятельности детям было предложено надуть воздушные шарики и взять их с собой.

Станция № 2. ВОДИТЕЛЬ. ИНСПЕКТОР ГИБДД (Приложение 6)

Дети заходят в спортивный зал, их встречает инспектор ГИБДД (ведущий этапа). С помощью загадки дети самостоятельно определили профессию, о которой пойдет речь на данной станции.  В дидактических играх «Дорожные знаки» и «Умный светофор» дошкольники повторили правила дорожного движения.

 

Фотография 8. Игра «Дорожные знаки». Фотография 9. Игра «Умный светофор»

Затем на практике при прохождении полосы препятствий на самокатах  ребята применили свои знания.

Фотография 10. Полоса препятствий

После прохождения полосы препятствий, дети получают значок «Лучший водитель».

Фотография 11. Лучший водитель

Станция № 3. СТРОИТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (Приложение 7)

На станции дети узнали о том, что для строительства дома нужны люди разных строительных специальностей и много строительной техники. В дидактической игре «Бюро находок» дошкольники определяли принадлежность строительных инструментов соответствующей специальности.

                  

Фотографии 12–13. Игра «Бюро находок»

Затем детям было предложено выполнить постройку в соответствии со схемой (см. Приложение 7).

 

Фотографии 14–15. Мы – строители!

Станция № 4. ПОВАР

На этой станции дети познакомились с профессией повара, узнали о продуктах: полезных и тех, которые могут навредить здоровью.

Фотография 16. Игра «Полезно – вредно»

Надев фартуки и головные уборы, ребята приготовили фруктовый салат.

Фотография 17

 

Фотографии 18–19. Готовим салат

После прохождения всех станций команды возвращаются в группу, где проводится дегустация фруктового салата.

Фотография 20. Приятного аппетита!

Заключение: Вот и завершилось наше путешествие в страну профессий.

Труд строителя всем нужен.

Нужен нам и вкусный ужин.

Доктор, чтобы всех лечил

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать.

Ну а ты кем хочешь стать?

Дети высказывают свои пожелания.

– Сегодня вы попробовали себя в некоторых специальностях. А когда вы подрастете, выучитесь и выберите себе интересную и важную для общества профессию.

Фотография 21

Приложение к статье доступно по ссылке.

Cписок литературы:

1. Дорожные знаки ПДД // Сайт «AutoPrepod». [Электронный ресурс]. URL: http://www.autoprepod.ru/pdd-samouchitel/dorozhnye-znaki-dvizheniia-pdd.html(дата обращения: 5.07.2017).
2. Инспектор ГИБДД. Рисунки для детей // Сайт «Яндекс.картинки». [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fds02.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0212%2F00087a09-2e67c5e5%2Fhello_html_m6ddb5e7b.jpg&text=инспектор%20гибдд%20рисунки%20для%20детей&noreask=1&pos=7&lr=213&rpt=simage (дата обращения: 5.07.2017).
3. Космонавт. Рисунки для детей // Сайт «Яндекс.картинки». [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fwww.colourbox.com%2Fpreview%2F3461314-young-astronaut.jpg&text=космонавт%20рисунки%20для%20детей&noreask=1&pos=1&lr=213&rpt=simage (дата обращения: 5.07.2017).
4. Латыпова Ф. Детский квест профессий «Путешествие в Чадоград» // Сайт «maam.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/detskii-kvest-profesii-puteshestvie-v-chadograd.html (дата обращения: 5.07.2017).
5. Лысакова И.Е. Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/12/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-gruppe-vozdukh-i-ego (дата обращения: 5.07.2017).
6. Пасечникова Т.В. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению / Методическое пособие. Самара: Изд-во ЦПО, 2010.
7. Повар. Рисунки для детей // Сайт «Яндекс.картинки». [Электронный ресурс]. URL: ссылка (дата обращения: 5.07.2017).
8. Полевская М.К. Загадки о ПДД // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru». [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/29/zagadki-o-pdd (дата обращения: 5.07.2017)
9. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
10. Профориентация дошкольников: проведение квест-путешествия «Мастер Град» // Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.resobr.ru/article/58752-qqe-16-m8-proforientatsiya-doshkolnikov-provedenie-kvest-puteshestviya-master-grad (дата обращения: 5.07.2017).
11. Рамка. Профессии для детей // Сайт «Яндекс.картинки». [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fsamodelkias.ru%2Fphotos%2Fkak-pravilno-shit-elastichnyy-poyas-v-bryukah-4652-large.jpg&text=рамка%20профессии%20для%20детей&noreask=1&pos=0&lr=213&rpt=simage (дата обращения: 5.07.2017).
12. Самсонова О.В. Методическая разработка профориентационной квест-игры для обучающихся начальной школы «Путешествие в мир профессий». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/657828/ (дата обращения: 5.07.2017).
13. Спортивное развлечение для дошкольников «Поиграем в профессии» // Сайт «infourok.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/sportivnoe-razvlechenie-dlya-doshkolnikov-poigraem-v-professii-1319188.html (дата обращения: 5.07.2017).
14. Строитель. Рисунки для детей // Сайт «Яндекс.картинки». [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/images/search?text=строитель%20рисунки%20для%20детей&img_url=https%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fx%2Fbuilder-man-derby-tool-building-brick-wall-11461845.jpg&pos=6&rpt=simage&lr=213 (дата обращения: 5.07.2017).
15. Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями. М.: Детство-Пресс, 2012.
16. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? М.: Гном, 2014.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.